+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018

Содержание

Специальная оценка условий труда в 2018 году – изменения в законе

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018

Прошло несколько лет с момента, когда аттестация имеющихся рабочих мест заменена на процедуру под названием — специальная оценка.

Это сделано, чтобы процедура больше отвечала современным требованиям (в том числе и в отношении внесения поправок в характеристику работника, образец которой находится по ссылке).

А в последнее время проверка производственной среды претерпела еще ряд важных изменений, как и профильный Федеральный закон No 426-ФЗ.

Проведение специальной оценки условий труда по закону

Недавние изменения в ФЗ 426 о специальной оценке условий труда требуют проводить данную процедуру:

  • В сроки, указанные данным федеральным законом;
  • Когда этого потребуют рабочие, другие работники, если, по их мнению, они сталкиваются с потенциальной опасностью здоровью.

Суть специальной оценки имеющихся в организации условий труда в том, что назначенные для этого лица проводят проверки с целью выявить опасные, вредные факторы, которые встречаются на рабочих местах людей, после чего соответствующие данные должны попасть, так же, и в штатное расписание организации.

Такая процедура проводится на реально существующих местах, где выполняют свои обязанности рабочие, сотрудники других специальностей. Значит, если на каком-то участке, станке никто не работает, тогда специальная оценка не выполняется (хотя все равно требуется проверка, во избежание обвинения в коррупции).

Федеральный закон указывает, что проверка — это комплексные меры, применяемые для выявления имеющихся факторов опасности, вредности. После их выявления, с помощью различных измерений, анализов, определяется точная степень вредности (но все должно проводиться без ущемления прав предпринимателя, на что особенно обращается внимание в ФЗ 294).

Чтобы какое-то показание не трактовалось двояко на основе указанного федерального закона создана методичка.

С ее помощью происходит обычное сравнение полученных результатов с данными из такого юридического документа (наподобие «расписания» для платных/бесплатных выездов скорой помощи на основании нового закона).

В результате чего каждое конкретное рабочее место причисляется к определенному классу опасности, вредности. Перечень классов короткий, их всего 4, поэтому процедура простая.

Данный федеральный закон требует, чтобы по результатам каждого специального тестирования составлялся отчет, информацию из которого необходимо вносить в декларацию, подающуюся в местную инспекцию труда. Причем есть новшество — если раньше такой акт сдавался только, когда в организации выявлялись рабочие места с наличием опасных, вредных факторов, то сейчас подается любой подобный акт.

Скачать ФЗ 426

Перечень рабочих мест подлежащих специальной оценке условий труда

Российская Федерация в своем федеральном правовом акте не указала перечень того, что проверяется. Но прописаны характеристики, наличие которых является свидетельством о необходимости выполнения специальной проверки всех имеющихся условий труда.

Перечень характеристик:

  • В организации выполняются работы с использованием какого-либо оборудования, транспортных средств;
  • Выполняется наладка, эксплуатация, испытания оборудования;
  • Производится хранение, перемещение материалов, сырья;
  • Используется любой ручной инструмент.

Также условия труда проверяются, подвергаются контролю при наличии источника потенциальной опасности. Когда сотрудник является надомником, тогда организация не отвечает за его рабочее место.

трудовые споры и порядок их рассмотрения. Подробности здесь:

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации по закону?

Профильный федеральный закон требует, чтобы проведение специальной оценки имеющихся в организации условий труда проводилось совместной комиссией из ее сотрудников и экспертов, приглашенных из специализированной компании.

То есть предприятие, которому следует организовать проверку, проводить ее сама не в праве. Комиссию создает руководитель организации, нуждающейся в данной процедуре. Для чего издается приказ.

Время проведения специальной оценки условий труда

Ввиду произошедших изменений нередко звучит вопрос: с какой периодичностью должна проводиться специальная оценка условий труда на рабочем месте?

Профильный федеральный закон (статья 27) указывает, что на сегодня самый актуальный срок это конец 2018. К этому времени каждое российское место для работы должно провериться. Но этот документ не торопит работодателей и позволяет выполнить нужный объем работы поэтапно. Но начать следует оттуда, где люди трудятся в опасных, вредных условиях — гласит статья 27.

Далее СОУТ проводится каждые 5 лет — это плановый государственный норматив. Иногда оценка проводится внепланово.

Перечень таких случаев:

  • По требованию инспектора;
  • Когда поменялось оборудование, технология;
  • Поменялось сырье;
  • Место только создано.

Приказ о завершении специальной оценки условий труда — образец

Хотя федеральный закон не регламентирует образец приказа, но в нем всегда должно быть следующее:

  • название организации;
  • даты начала проверок, их завершения;
  • указание на то, что проверка выполнена;
  • указание на то, что результаты следует разместить на сайте организации;
  • указание на необходимость довести результаты до каждого сотрудника, причем под роспись.

При необходимости директор распоряжается устранить вредные факторы, которые перечисляет федеральное законодательство. Для этого указывается обязательный к исполнению перечень мер.

Руководитель обязан назначить ответственных сотрудников за выполнение каждого пункта и период времени, который выделяется. Подпись необходима всегда, также как и печать.

Образец приказа скачать

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

(9 4,33 из 5)
Загрузка…

Источник: https://atc-assist.ru/zakon/426-fz-o-specialnoj-ocenke-uslovij-truda-izmeneniya.html

426 ФЗ о специальной оценке условий труда (СОУТ) с изменениями 2018 года

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018

Согласно данного закона, ст. 212 ТК РФ и ФЗ от 28 декабря 2013г., подписанного Президентом, все руководители до конца этого года должны выполнить спецоценку  вредности в местах трудовой деятельности человека. В случае её обнаружения сотрудникам полагаются компенсационные выплаты.

Что такое СОУТ

На данный момент — это главная составляющая современной системы охраны трудовой деятельности человека. Целый комплекс пошагово проводимых мероприятий на выявление вредных и опасных веществ, оценивает влияние их на жизнь и здоровье человека.

Забор проб воздуха и проведение анализов проводится оценочной комиссией. Результаты анализов сравниваются с показателями нормы, различие показывает, насколько отрицательные факты могут повлиять на физическое и психологическое состояние сотрудников.

Итоги спецоценки приемлемы для разных целей:

  • начисление страхвзносов проводится исходя из итогов оценки;
  • руководитель заключает договора с сотрудниками, определяет гарантии и компенсации, учитывая их;
  • во время планирования профосмотров и закупки средств ИЗ при проведении процесса по ОТ.

Спецоценка требуется для всех организаций, независимо от регистрации, в т.ч. включая ИП. Исключением являются лица, работающие на дому, удалённым доступом и граждане, заключившие договор с работодателями, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя.

Если СОУТ проводится на фирме, имеющей большое количество одинаковых трудовых мест, оценочные мероприятия проводятся только на 20%. Эти места называются аналогичные. Но результаты документально охватывают все 100% оцениваемых мест.

Аналогичными по закону признаются места, отвечающие следующим одинаковым признакам:

  1. Должностные наименования, соответствующие одной профессии.
  2. Однотипный для всех технический процесс.
  3. Один и тот же режим работы.
  4. Однотипные обязанности.
  5. Используются одни и те же условия и объекты труда.
  6. Однотипное помещение – цельное для всего производства.
  7. Одни и те же инженерные системы.
  8. Трудовые места и средства ИЗ для них однотипные.

Когда среди раннее обозначенных мест, как аналогичные, обнаружено одно место, не несоответствующее всем из перечисленных выше признаков, спецоценка требуется на всех местах.

Руководитель организации имеет право:

  • проводить спецоценку внепланово;
  • потребовать у фирмы-исполнителя СОУТ, подтверждающие полномочия, документы. А так же предоставить обоснования результатов её работы.
  • на обжалование итогов фирмы – исполнителя СОУТ;

Обязанности руководителя проверяемой организации:

  • создать требуемые условия для проведения спецоценки;
  • предоставить документы по требованию;
  • познакомить работников с итогами проверки в письменном виде;
  • провести мероприятие с сотрудниками по вопросам СОУТ;
  • усовершенствовать охрану труда согласно результатам оценки.

Законом установлено право сотрудника непосредственного участия в спецоценке, требования объяснений от работодателя по исполнению проводимой оценки, ознакомления с результатами СОУТ и оспаривания её итогов.

Обнаруженные вредные вещества или условия на месте трудовой деятельности подлежат оплате по доптарифу, тем самым увеличивая страхвзносы в ПФ.

Современные взносы, участвуют в политике повышения ОТ, так как места трудовой деятельности с «вредностью» облагаются большим коэффициентом, чем обычные. Что считается побудительным фактом для работодателя по уменьшению опасных условий на производстве. 

При показателях СОУТ об улучшении состояния трудовых мест, доптарифы взносов уменьшаются. Вредные условия производства облагаются больше на 2-7 процента, опасные – на 8 процентов.

Когда вредоносные факторы на местах трудовой деятельности не обнаруживаются, трудовые места декларируются по госнормативам.

Оформляется декларация, признающая нормы допустимыми, действующая 5 лет. Декларация автоматом продолжает действие при условии отсутствия несчастных случаев и заболеваний за этот период.

Фз 426

Закон стимулирует руководителей и учредителей фирм к уменьшению вредности на местах с целью уменьшения налоговых перечислений. Тариф дешевеет при уменьшении вредности и наоборот, если обстановка по охране здоровья сотрудников ухудшается – процент отчислений увеличивается.

Федеральный Закон № 426 полностью регламентирует систему спецоценки мест трудовой деятельности рабочего, пошаговость проведения СОУС, требования к фирмам и специалистам, имеющим право на осуществление спецоценки.

Тот же законодательный акт формулирует классовость условий работы, уровни профрисков. Разработанная данным законом технология — это прогресс в намерении приблизить нашу страну к мировым практикам в этом вопросе.

Общие положения

Правительственный акт – 423 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018 года, позволяет формировать более выгодный законодательный пакет с учётом современных реалий, гарантий безопасности и компенсаций для сотрудников, работающих в условиях с вредными показателями.

Основным отличительным преимуществом, указанных в Законе действий, является снижение налоговой нагрузки для предприятий с нормальными условиями труда. Уже не требуется для таких фирм проведение регулярной дорогостоящей аттестации и оплаты налогов за сотрудников, работающих в благоприятных условиях.

Требования к пошаговой подготовке спецоценки:

  1. При заключении договора с фирмой, оказывающей сервис по СОУТ, руководитель организует комиссию из нечётного количества членов по проведению спецоценки и утверждает график. В комиссию обязательно входит руководитель и ответственный за ОТ.
  2. Установление списков мест, учитывая аналогичные, на которых будет проведена СОУТ. Перечень составляется фирмой – исполнителем.
  3. Экспертом выявляются факты присутствия вредоносных или опасных веществ на трудовых местах сотрудников. Итоги официально оформляются.
  4. Если вредоносные или опасные вещества не найдены, проверяемые условия на местах считаются допустимыми. Дальнейший анализ не продолжается. Утверждается декларация на соответствие нормам условий труда.
  5. При обнаружении на местах трудовой деятельности вредных веществ, комиссией принимается решение на дальнейшее исследование.
  6. Проводится лабораторная обработка полученных проб с оцениваемых мест. Оценивается уровень вредоносных факторов.
  7. Делается запрос о предоставлении персоналу, работающему на трудовых местах о компенсациях, медицинских осмотрах, средствах ИЗ.
  8. Оформляется отчёт об итогах СОУТ.

Отчёт подписывается всеми членами комиссии с санкцией председателя. Если кто-то из участников комиссии не согласен с выводами, его мнение оформляется документально и прикладывается к отчёту.

Организации и эксперты

Законодательство выставляет правила для предприятий, занимающихся СОУТ:

  • в уставе основным ОКВЭДом обязательно прописывается — проведение спецоценки;
  • обязательное присутствие в штатном расписании не менее 5 экспертов, имеющих сертификат на осуществление данного вида работ. Возможна работа специалистов по трудовым договорам. Хотя бы один из специалистов должен быть врачом с дипломом по общей гигиене или лабораторным исследованиям в этой области;
  • наличие аккредитованной лаборатории по обнаружению вредоносных факторов на производстве – непременное условие.

При увеличении рабочих мест, изменении техпроцесса и используемого сырья, смены средств ИЗ, наличия факта несчастного случая или предписания трудовой инспекции, СОУТ осуществляется внепланово.

Если СОУС по данным предписаниям осуществлена не была, на руководство и ИП накладываются штрафные санкции от 5 до 10 тыс. руб., на фирму – от 60 до 80 ты. руб.

Заключение

31 декабря 2018 года – окончательный срок действия предыдущих сертификатов, выданных на 5 лет согласно проведённой аттестации рабочих мест.

Проведение новых механизмов осуществления гарантий и компенсаций трудящимся, работающим с сфере вредносного или опасного производства, направлено на повышение охраны труда улучшения здоровья сотрудников.

Последние изменения

В 2014 году появилась процедура – СОУТ. Новые изменения в законодательстве должны улучшить условия работы на оборудованных местах трудящихся, заинтересовать руководителей предприятий в применении новейших методик по ОТ и применению средств ИЗ.

ФЗ № 426 появился около четырёх лет назад, но уже трижды претерпел серьёзные изменения, дополняя правила проведения СОУТ.

Самым важным изменением в данном Законе стало повышение роли сотрудников организации в проведение замеров и обследования их рабочих мест. Нововведение коснулось п.2.ч.2.ст.4 вышеуказанного закона.

Этот пункт обязывает руководство организации, на которой проводятся оценочные работы, информировать фирму – исполнителя о предложениях сотрудников по проверке вредоносных факторов, силу, которых необходимо измерить на их местах.

Статья 6 часть 1 пункт 2 предоставляет сотруднику право обращения к работодателю включить в перечень анализируемых, другие  вредные факторы.

В 2018 году произошли последние изменения в 426-ФЗ, которые коснулись обязанности фирм, в которых раннее, проводилась только аттестация мест трудовой деятельности, провести СОУТ до конца 2018 года, даже если документ, подтверждающий аттестацию действителен на это время.

Причём, измерение вредоносных и опасных веществ или условий должно осуществляться в соответствии с методиками, указанными в требованиях ФЗ от 26.06.2008г. № 102-ФЗ. Методики должны быть подтверждены до конца 2020 года.

Работодателям желательно не затягивать с выполнением оценочных операций на рабочих местах своих сотрудников, так как при нарушении сроков незамедлительно последуют штрафные санкции.

по теме:

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Источник: https://juristampro.ru/423-fz-o-specialnoj-ocenke-uslovij-truda-s-izmenenijami/

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь: СКАЧАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры.  А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет?  Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике.

Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е.

будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

 1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

 2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ.

Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще).

Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%.

Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2.

Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ, причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах.

Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация.

Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(8 4,38 из 5)

Источник: https://beltrud.ru/sout-dlya-kazhdogo-426-fz-o-spetcialnoy-otcenke-usloviy-truda/

«Спецоценка условий труда»: закон 426 ФЗ

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018

Не все специальности априори безопасны. И офисные работники, если помещение не соответствует пожарным нормам, оказываются в опасности. А шахтеры или заводские рабочие ежедневно подвергают себя риску. Чтобы снизить его уровень до минимума, проводится специальная оценка условий труда, порядок и особенности проведения которой регламентируются Федеральным Законом №426.

Описание закона

Принятие ФЗ 426 «О специальной оценке условий труда» произошло 28 декабря 2013 года.

Объект рассмотрения закона — безопасность работников в процессе трудовой деятельности, а также их право на рабочие места, соответствующие нормативам, установленным в результате СОУТ.

Также, ФЗ 426 устанавливает требования и порядок проверок условий труда, наряду с правовым положением лиц, проводящих эти инспекции.

Настоящий Федеральный Закон, за время своего существования, претерпел немного изменений, поправок и дополнений. Всего их три. Последнее вступило в силу 1 мая 2016 года. Изменения затронули около двух десятков статей, пунктов и подпунктов ФЗ 426.

Скачать

В состав ФЗ 426 входят 4 главы и 28 статей с подпунктами.

Объекты рассмотрения — общие положения вопроса, порядок проведения СОУТ, организации, которые этим занимаются, а также инстанции, осуществляющие надзор за соблюдением законопроекта.

Для тех, кто хочет получить полную информацию по данному вопросу — здесь можно скачать 426 закон с изменениями, внесенными последней редакцией ФЗ, от 1 мая 2016 года.

Последние изменения закона «О спецоценке условий труда»

В закон «О спецоценке условий труда» еще не было внесено такого количества изменений, поправок и дополнений, как в другие законопроекты. Но последняя редакция затронула несколько моментов, которые необходимо рассмотреть, наряду с ключевыми статьями ФЗ 426.

Ст. 4

Данная статья ФЗ 426 рассматривает права и обязанности работодателя в рамках закона «О СОУТ». Это включает право требовать обоснований постановления инспекции и документов, удостоверяющих полномочия инспекторов.

Обязательства работодателя, согласно 426 ФЗ «О специальной оценке», заключаются в регулярном проведении соответствующих проверок, соблюдении условий труда на должном уровне и предоставление инспекции всей необходимой информации.

Изменения последней редакции закона добавили в пункт 2, части 2 настоящей статьи положение о том, что работники могут предлагать расположить на рабочих местах идентификаторы факторов производства, которые могут представлять угрозу их здоровью или жизни.

Ст. 6

В этой статье 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями, описаны права и обязанности организаций, которые проводят упомянутую процедуру.

Статья закона включает право на отказ от проверки, если она потенциально опасна для работников, осуществляющих инспекцию, или право обжаловать постановления федеральных органов исполнительной власти.

Обязанности — предоставление обоснования своих постановлений, документы, удостоверяющие полномочия работников организации и соблюдение методик проверки, установленных законодательством РФ.

Изменения статьи 6 этого закона, коснулись пункта 3, части 2. Из нее убрана формулировка «методы исследований (испытаний)».

Ст. 10

Вопрос об идентификации потенциально вредных и/или опасных моментов на производстве остается насущным не только для работников, но и для добросовестных работодателей, которые не хотят проблем с законом. Проверка этого момента по ФЗ 426 также проводится организациями, осуществляющими проверку условий труда. Порядок и особенности проведения этой процедуры описываются в статье 10 ФЗ 426.

Здесь изменения закона заключаются в изменении формулировки в пункте 1 части 6 — вместо «трудовой пенсии по старости», теперь назначается «страховая». Также, в последней редакции закона была добавлена 8 часть, которая описывает полномочия эксперта, осуществляющего проверку.

Ст. 11

Оформление и порядок подачи деклараций о соответствии условий труда государственным нормативам, регулируется настоящей статьей закона, наряду с обязанностью федерального органа вести реестр деклараций.

Изменения затронули часть 5 статьи 11 ФЗ 426. Условия проведения внеплановых проверок дополнены нарушениями нормативных правовых актов и требований охраны труда, указанных в настоящем и других федеральных законах Российской Федерации.

Ст. 12

Еще один пункт ФЗ 426, затрагивающий вопрос об исследовании и измерении опасных или вредных моментов на производстве. В данной статье закона приводится перечень факторов, подлежащих изучению, методики измерения, и требования к оформлению протоколов с результатами.

Изменения в этой статье закона коснулись исключительно формулировок. Существенных поправок и дополнений последняя редакция закона не внесла.

Ст. 14

Эта статья ФЗ 426 классифицирует условия труда на четыре категории — оптимальная, допустимая, вредная и опасная, с подробным объяснением, на каких основаниях условия на предприятии относятся к тому или иному классу.

Ознакомьтесь  Федеральный закон «Об информации»

Изменения 14 статьи закона коснулись ее 7 части, согласно которой снижение класса опасности теперь проводится после согласования с местным федеральным органом исполнительной власти.

Ст. 15

Пункт закона, касающийся документации. В статье 15 ФЗ 426 рассматривается вопрос об оформлении протоколов и актов о результатах проверки. Это включает подписи всех членов комиссии, заключение эксперта, записанный перечень проведенных мероприятий и т. д.

Изменения, внесенные последней редакцией закона, коснулись нескольких пунктов 15 статьи ФЗ 426:

  • пункт 5, часть 4 — теперь средства индивидуальной защиты работников должны проходить обязательную сертификацию, чтобы соответствовать условиям труда;
  • часть 5 — к пунктам, на которые ссылается данная часть, добавлены 3, 4 и 7;
  • добавлена часть 5.1, по которой у работодателя появилась обязанность уведомлять организацию, которая проводила спецоценку условий труда о том, что их отчет утвержден, в течение 3 рабочих дней.

Ст. 17

Данная статья ФЗ 426 описывает, при каких условиях и как проводится внеплановая спецоценка. В отношении причин описаны моменты с вводом в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, изменение состава сырья и т. д.

Изменения, внесенные в 17 статью последней редакции федерального закона:

  • часть 2 — срок проведения внеплановой проверки с момента возникновения причин увеличен с 6 до 12 месяцев;
  • добавлена часть 3, в которой указано, что, при изменении данных ФИО предпринимателя, внеплановая проверка может и не проводиться;
  • добавлена часть 4, которая указывает, что, до того, как отчет будет утвержден, ухудшение условий труда для работников по закону не допускается.

Ст. 18

Объект рассмотрения этой статьи закона — федеральная государственная информационная система, куда вносятся результаты плановых и внеплановых проверок спецоценки условий труда. Статья 18 ФЗ 426 описывает вносимые в систему сведения и обязанности организации, проводящей данную процедуру.

Изменения в законе в результате последней редакции коснулись следующих пунктов:

  • часть 1 ст. ФЗ 426 — добавлено исключение, когда данные результатов проверки не передаются в информационную систему учета — если они являются частью государственной тайны;
  • подпункт «д», пункта 2, части 2 ст. ФЗ 426 — теперь в нем указывается необходимость сертификации индивидуальных средств защиты работников;
  • подпункт «е», пункта 2, части 2 ст. ФЗ 426 — формулировка «досрочная трудовая пенсия» заменена на «досрочная страховая пенсия по старости»;
  • в пункт 2, части 2 статьи закона добавлен подпункт «и», в котором говорится о том, когда прекращает действие декларация о соответствии условий труда государственным нормативам.

Ст. 19

В этой составляющей ФЗ 426 дается перечисление требований, предъявляемых к организации, которая проводит специальную оценку условий труда, включая наличие экспертов и испытательной лаборатории.

Последняя редакция закона убрала из настоящей статьи ФЗ 426 термин «врач», оставив описания специальностей.

Ст. 21

В данной статье ФЗ 426 приводится описание реестра организаций и экспертов, проводящих специальную оценку условий труда. Это касается вносимых данных: ФИО (для экспертов), наименования (для организаций), дата внесения в реестр и т.д.

Пункт 1, части 4 ФЗ 426 получил расширенную формулировку. Теперь в нем идет речь не о наименовании и месте нахождения всей организации, но отдельного филиала.

Ст. 24

Эта статья ФЗ 426 дает описание процедуре экспертизы качества СОУТ, кем и как она проводится, а также каким образом разрешаются конфликты и разногласия в этом вопросе.

В результате последней редакции закона был расширен пункт 2, части 2 настоящей статьи. Теперь заявление о проведении экспертизы может подавать и организация, проводящая специальную оценку условий труда на основании ФЗ 426.

Ст. 27

Статья №27 ФЗ 426 описывает переходные положения.

В 4 части статьи указано — проведение СОУТ может быть отложено на срок до 5 лет, если еще до вступления настоящего закона в силу там была проведена аттестация рабочих.

6 часть статьи 27 ФЗ 426, ссылаясь на часть 6 статьи 10 настоящего закона, перечисляет случаи, когда спецоценка условий труда проводится поэтапно, но с условием завершения до 31 декабря 2020 года.

Изучите так же основные изменения ФЗ 27 об индивидуальном персонифицированном учете. 

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/specocenka-uslovij-truda-zakon-426-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.