+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Что устанавливает Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах»?

Закон о ветеранах труда с изменениями на 2018 год

Что устанавливает Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах»?

12 января 1995 года был принят Федеральный Закон № 5, который стал основным регулятором правовых гарантий, мер соцподдержки ветеранам.

На законодательном уровне были закреплены категории граждан, чья безупречная служба и добросовестный труд признавались достойными государственного поощрения.

Впервые звание «ветеран труда» получило законодательное воплощение, был обозначен перечень требований к претендентам, порядок оформления льготного статуса. Помимо заслуженного уважения труженикам были предложены привилегии в разных сферах.

Сам текст закона вы можете скачать у нас на сайте.

Изменения федерального закона

За годы существования ФЗ-5 претерпел ряд значительных изменений, преобразования коснулись и статей закона, которые затрагивают права россиян-тружеников. Значительные коррективы внесли ФЗ №122, 163, 388.

7 статья ФЗ №5 указывает:

  • кто признается ветеранами труда;
  • какие требования выдвигаются к кандидатам;
  • перечень необходимых наград;
  • порядок присуждения звания.

До принятия изменяющих нормативных актов правила установления ветеранского титула формулировались Президентом РФ, обоснованием признания заслуг считались:

  • стаж работы, достаточный для причисления гражданина к пенсионерам по старости или выслуге;
  • ордена, медали, ведомственные благодарности, грамоты.

Присвоение почетного звания

После вступления в законную силу ФЗ №122 (с 1.01.2005 г.):

  • льготный статус закрепился за действующими ветеранами-пенсионерами;
  • требования к новым претендентам остались прежними;
  • исключен пункт, согласно которому Президент устанавливал правила присуждения звания.

ФЗ-163 (19.12.2005 г.) ввел дополнительный пункт 4 (ст.7), передавая полномочия субъектам Федерации по регулированию процедуры присвоения почетного титула и формулировке критериев к соискателям.

Ввиду передачи полномочий власти регионов столкнулись с разночтениями.

  1. Затруднения выявились по установлению нижнего порога минимального стажа. ФЗ-173 (ст.7) говорит, что гособеспечение по старости назначается лицам, чей возраст достиг 55-60 лет (женщины—мужчины), при этом минимальный стаж для назначения пособия — 5 лет (увеличивается поэтапно до 15 лет).
  2. Ведомственные награды в различных сферах трудовой деятельности и регионах отличаются разнообразием. Поэтому одна и та же награда-поощрение могла служить основанием льготы в одном регионе и не действовать в другом.

С середины 2015 года стал обсуждаться законопроект, подготовленный Минтруда. Основные направления проекта — совершенствование способов соцподдержки, главенствование принципов адресности и нуждаемости.

Для устранения расхождений, установления единых предписаний был разработан в декабре 2015 года Федеральный Закон №388. Он внес поправки в пункт 1 статьи 7 Закона №5.

Изменения затронули главное — требования к получателям общероссийского ветеранского титула:

  • поставлены рамки минимального стажа;
  • даны комментарии по перечню наград, в том числе ведомственных.

Требования закона ФЗ №5 о ветеранах труда (вследствие поправок 388-ФЗ):

  • 25 лет (труженикам-мужчинам), 20 (женщинам) — минимальный стаж при рассмотрении обращения о присуждении звания «ветеран труда»;
  • госнаграды уровня СССР, РФ, Президента РФ, ведомственные поощрения за отличия в труде.

Награждения ведомств рассматриваются:

  • если учреждены федеральными государственными органами под контролем Правительства РФ;
  • в совокупности с 15-летним стажем (из 20-25 лет общих) в той трудовой сфере, ставшей инициатором награждения.

Исключение сделано для граждан, имеющих значки отличия ведомств, которые получены до 30.06.2016 г., — сохранено право на ветеранство при соответствии по стажу.

Условия для лиц, которые трудились в ВОВ будучи несовершеннолетними, остались прежними (35-40 лет работы — женщины и мужчины соответственно).

Вследствие нововведений были откорректированы региональные нормативные акты, регулирующие систему присвоения ветеранства.

Льготы ветеранам-труженикам

Несколько статей ФЗ-5 изначально были посвящены социальной поддержке ветеранов разных групп (ВОВ, инвалидов войны и т.д.). 13 статья излагала направления помощи, общие для льготников. Статьи 22 и 23 освещали полный перечень преференций ветеранам труда, военным, сотрудникам госслужбы.

Первая редакция статьи 22 ФЗ-5 ветеранам труда предлагала льготы широкого перечня:

  • бесплатный проезд любым внутригородским транспортом независимо от местожительства льготника;
  • пригородный и междугородний автотранспорт согласно положениям регионального законодательства;
  • предоставление билетов на железнодорожный и водный транспорт (пригородного назначения) со скидкой в половину стоимости;
  • 50-процентная уступка (по нормативам жилплощади и потребления ресурсов) на ЖКХ-услуги с учетом иждивенцев; радиоточку, телефон, телеантенну, топливо;
  • 30-дневный отпуск без содержания ежегодно;
  • протезирование зубов (бюджетные материалы) без взимания платы;
  • бесплатную медпомощь (государственные клиники);
  • сохранение права на улучшение жилищных обстоятельств даже после прекращения трудовых отношений, участие в приватизационных мероприятиях, акционировании предприятий.

Современная трактовка 22 статьи содержит единственное указание — меры соцподдержки обуславливаются субъектами Федерации.

Конкретных выражений преференций, количественных аргументов послаблений федеральный закон не приготовил. Полномочия переданы региональным властям ФЗ-122, который россияне назвали законом о «монетизации льгот».

Закон, подписанный Президентом РФ 22 августа 2014 г., был направлен на разграничение полномочий между госструктурами, попутно разделил льготников на федеральных и региональных. Федеральным льготополучателям часть натуральных преференций заменили денежным эквивалентом — доплатой к пенсии ЕДВ.

Реформа предполагала, что материальное положение привилегированных граждан не будет ухудшено. Для этого правительствам регионов России дано указание — разработать собственные алгоритмы монетизации.

Одни субъекты РФ заменили денежными выплатами привилегии полностью, другие отказались от нововведений или внедрили смешанную систему.

С 2005 года утратила силу 23 статья, обозначавшая равные привилегии ветеранам-военным, признанным труженикам, сотрудникам ОВД, прокуратуры, юстиции, судебных органов.

№122-ФЗ ввел ст. 23.1, которая стала содержать перечень федеральных льготников, имеющих право на ЕДВ (ввиду монетизации — замены натуральных уступок денежным эквивалентом). Ежемесячные выплаты установлены твердой суммой и индексируются каждый год (например, 2017 г. — индексация с коэффициентом 1,054, 2018 г. — 2,5% с февраля).

Ветераны труда права на ЕДВ по ФЗ не имеют, так как отнесены к региональным льготополучателям. Однако областные, республиканские и краевые средства соцподдержки предусматривают такой вид помощи на местном уровне.

С этого же года введена статья 23.2. Ее положения направлены на регулирование обеспечения способов соцпомощи, касающихся оплаты жилпомещений, коммунальных услуг и предоставления жилья в виде федеральных субвенций.

Современная редакция на 1.01.2018 г. указывает, что это касается ветеранов-пенсионеров других категорий (инвалидов войны, боевых действий, ВОВ), обладателей трудовых ветеранских удостоверений исключает.

ФЗ о ветеранах труда ст. 22 и 23 не обозначает льготы в 2018 году заслуженным труженикам.

Таким образом, закон о ветеранах труда с изменениями на 2018 год говорит, что соцобеспечение обладателей ветеранского удостоверения по новым правилам целиком зависит от нормативных актов региональных правительств.

Региональные ветераны труда

Федеральный закон о ветеранах труда (№ 5) 4 пунктом статьи 7 позволил ввести регионам дополнительные уступки пожилым людям по части присвоения льготного статуса.

Правительствами некоторых субъектов Российской Федерации разработаны административные регламенты, предполагающие выдачу гражданам ветеранских удостоверений, в которых наименование статуса содержит название области, края (например, «ветеран труда Оренбургской области»).

Эта привилегия расширяет список возможных кандидатов, так как критерии к заявителям снижены по сравнению с федеральными предписаниями.

Чаще всего требуется:

  • установленное количество лет работы на территории области, республики;
  • награды-поощрения признаются ведомственные любого уровня;
  • награждения могут вовсе отсутствовать, если человек выработал стаж 38-50 лет.

Социальные привилегии трудовым ветеранам-пенсионерам одинаковы, если льготники общероссийского и регионального уровней проживают в одном населенном пункте. Уровень присвоения статуса значения не имеет.

Российские законы подвергаются изменениям с течением времени. ФЗ №5 действует больше 20 лет. За этот период многие привилегии исключены из законодательных норм, полномочия по обеспечению других переданы иным участникам госсистемы.

Россия — федеративное государство, поэтому ее субъекты вправе издавать собственные нормативные акты с целью поддержки пожилых людей, посвятивших свою жизнь многолетнему труду.

Человеку, который решил стать соискателем почетного ветеранского титула, рекомендуется обратиться в территориальные госструктуры (соцзащита, МФЦ) за разъяснениями о действующих преференциях и порядке присвоения звания.

Источник: https://subsidiya.com/veteranam-truda/zakon-s-izmeneniyami-na-2018

ФЗ-5 «О ветеранах»

Что устанавливает Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах»?

Последний раз закон «О ветеранах» редактировался 12 января 1995 года. В нем определены основные категории военнослужащих и установлены способы для их обеспечения развитой социальной поддержкой.

Закон претерпел неоднократные изменения, благодаря которым был увеличен список социальных гарантий. Ниже подробно описывается, для чего создан Федеральный закон №5.

Описание закона

На основании ФЗ-5 ветераны распределяются по категориям с учетом некоторых показателей:

  • Отличная военная служба;
  • Заслуги защиты Отечества;
  • Другая государственная служба;
  • Продолжительность добросовестного труда.

Согласно ФЗ-5 ветераны распределены по следующим категориям:

  • Лица, принимающие участие в военных действиях на территории Российской Федерации;
  • Солдаты 1941-1945;
  • Лица, воевавшие в других странах и защищающие РФ.

Закон был принят Государственной думой 16 декабря 1994 года, а последние изменения были внесены 19 декабря 2016 года.

Текст закона о ветеранах

Закон состоит из 3 глав, 28 статей и нескольких приложений. В законодательных нормах описывается позиция государства по отношению к ветеранам.

В ФЗ-5 выделяются следующие принципы:

  • Образование военных структур для решения жилищных и других социальных вопросов ветеранов;
  • Создание мер социального обеспечения, принципы которых установлены в действующем ФЗ и в других законодательных положениях;
  • Выделение денежных средств из бюджетного фонда России, которые необходимы для обеспечения общественной поддержки ветеранов;
  • Пропагандирование информации о важности прохождения военной службы с привлечением СМИ.

Настоящий ФЗ-5 распространяется на жителей РФ и иностранных граждан, которые проживают на территории РФ. Чтобы узнать подробнее о сфере применения закона и изучить последние изменения и поправки, скачайте его по следующей ссылке.

Последние изменения, внесенные в ФЗ-5 «О ветеранах»

Изменения и дополнения претерпели две статьи Федерального закона №5.  В частности, речь идет о пункте 7 статьи 23.2 и пункте 1 статьи 24 ФЗ-5.

Пункт 7 статьи 23.2 ФЗ-5 был дополнен правовыми положениями, согласно которым органы государственной власти должны предоставлять в конце каждого квартала:

  • Отчетность о своевременном предоставлении социальной поддержки, которая включает:
    • Информацию об объеме расходов;
    • Данные о количестве ветеранов, которым оказывается социальная поддержка;
    • Основания, по которым было принято решение обеспечить гражданина общественной поддержкой;
    • Полная стоимость предоставляемого или приобретаемого жилья для военнослужащих в отставке.
  • Отчетность по выданным полномочиям, на основании которых осуществляется социальное обеспечение, включает следующую информацию:
    • Список расходного листа с подробной информацией о сумме привлеченных денежных средствах из государственного бюджета;
    • Количество лиц, которым предоставляется социальная поддержка;
    • Категории ветеранов, которые могут претендовать на получение социальной поддержки.

Ознакомьтесь  Закупки по СМП по 44-ФЗ

Пункт 1 статьи 24 ФЗ-5 содержит правовые нормы по оказанию ритуальных услуг.

Погребение умерших людей (бывших участников ВОВ, ветеранов боевых действий, инвалидов военного времени, ветеранов военной службы) осуществляется вместе с учетом пожелания близких родственников.

Расходы, связанные с транспортировкой тела, его подготовкой к захоронению, погребением и кремированием возмещаются из средств Федерального государственного фонда.

Ниже рассматривается содержание следующих статей:

Статья 3

В ст 3 ФЗ-5 определяется понятие «Ветеран боевых действий». Этот термин употребляется для:

  • Военнослужащих, в том числе ушедших в отставку;
  • Военнообязанных, которые должны прибыть на военные сборы;
  • Лиц органов внутренних дел и государственной безопасности;
  • Сотрудников, работающих в Министерстве РФ;
  • Работников государственных учреждений, направленных в другие страны во времена СССР для выполнения служебного задания;
  • Органов государственной власти, принимающих участие в боевых действиях во время исполнения своих служебных обязанностей.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 5

В ст 5 ФЗ-5 определяется понятие «Ветеран военной службы», а затем перечисляются лица, которые относятся к этому званию.

Ветеранами военной службы могут быть:

  • Военнослужащие Вооруженных Сил СССР и РФ;
  • Иные войска, в которых в соответствии с законодательством предусматривается военная служба;
  • Участники, награжденные орденами и медалями или удостоенные почетных званий военнослужащих Советского Союза.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 7

В ст 7 определяется понятие «Ветеран труда». Под этим званием выступают лица:

  • Имеющие соответствующее удостоверение под названием «Ветеран труда»;
  • Награжденные 30 июня 2016 года специальными знаками за отличие в трудовой деятельности;
  • Награжденные медалями и орденами во времена СССР или РФ.

При последней редакции изменения не вносились.

Статья 12

В ст 12 определяется сфера применения действующего Федерального закона. Он распространяется на российских граждан с постоянной пропиской, иностранных лиц, а также людей без гражданства. Социальное обеспечение иностранных граждан контролируется международными договорами РФ.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 21 ФЗ-5

В статье 21 определяются меры по обеспечению социальной поддержки семьям погибших военнослужащих. Государственная помощь также предоставляется нетрудоспособным членам семей погибших.

При последней редакции изменения не вносились.

Статья 22

В ст 22 ФЗ-5 определяются меры социальной поддержки ветеранов труда и приравненных к этому званию граждан 31 декабря 2004 года. Способы обеспечения социальной поддержкой определяются другими законодательными актами и нормативами.

Без изменений.

Если вы хотите прочитать последнюю редакцию закона, скачайте его по следующей ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/fz-5-o-veteranax/

Закон

Что устанавливает Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах»?

Какие льготы предоставляет государство бывшим участникам боевых действий? Федеральный закон о ветеранах будет разобран в этой статье.

Ветераны Великой Отечественной войны

Закон о ветеранах (Федеральный закон №5 от 1995 года) закрепляет следующие основные категории граждан:

  • ветераны времен Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий, происходивших во времена СССР;
  • ветераны боевых действий РФ;
  • ветераны трудовой деятельности.

Каждая из представленных групп имеет право на определенные льготы и социальные привилегии. Что говорит ФЗ о ветеранах Великой Отечественной войны? Первое, что стоит отметить, это определение данной группы лиц.

Законопроект прописывает, что ветеранами Великой Отечественной войны могут являться только те лица, что проходили военную или трудовую службу в период с 1941 по 1945 год. Длительность службы не должна была составлять менее шести месяцев.

Выделяются следующие категории участников войны:

  • лица, входившие в состав действующей на момент Великой Отечественной войны армии, члены подпольных образований, а также партизаны;
  • сотрудники разведки и контрразведки;
  • лица, работавшие в учреждениях по внутренним делам, а также в органах безопасности государства;
  • сотрудники объектов противовоздушной обороны;
  • работники тыла;
  • лица, пережившие условия блокадного Ленинграда.

Закон о ветеранах (Федеральный закон №5 от 1995 года) выделяет и некоторые другие группы военнослужащих и работников времен Великой Отечественной войны.

Ветераны военной и трудовой службы

Третья статья рассматриваемого Федерального закона чуть подробнее раскрывает основные категории лиц, относящихся к ветеранам боевых действий. Вот кого здесь можно выделить:

  • работники “высших” структур – Министерства обороны, уголовно-исправительной системы, органов по внутренним делам и государственной безопасности во время Великой Отечественной войны;
  • военнослужащие любого ранга или звания, а также уволенные или ушедшие в отставку, осуществлявшие службу с июня 1941 по май 1945, а на иностранных территориях – по 1952 год;
  • военные, осуществлявшие службу в Афганистане;
  • служащие автомобильных и грузовых батальонов в Афганистане;
  • военные, отслужившие положенный срок на территории Сирии.

Трудовыми ветеранами являются любые граждане РФ, а также бывшего СССР, имеющие при себе удостоверение ветерана труда.

Государственная политика

Федеральный закон (N 5 ФЗ) о ветеранах регламентирует определенную политику в отношении группы лиц, осуществлявших военную или определенную трудовую деятельность на территории СССР или РФ. О чем именно идет речь? Рассматриваемый закон прописывает следующие моменты:

  • необходимо создавать соответствующие органы во властных структурах РФ, целью которых была бы забота о ветеранах и опека над ними;
  • нужно качественно реализовывать методы социальной поддержки в соответствии с определенными законами и подзаконными актами;
  • нужно грамотно выделять финансовые средства для реализации мер и методов социальной опеки и заботы о ветеранах;
  • желательно осуществлять пропаганду в СМИ важности военной и трудовой службы.

Таким образом, представленный Федеральный закон довольно четко и ясно определяет основные направления политики государства в отношении ветеранов.

Первая группа видов социальной поддержки

Закон о ветеранах (Федеральный закон №5 от 1995 года) прописывает основные виды и типы социальной поддержки, которая должна быть оказана каждому гражданину со статусом ветерана. Какие именно виды здесь указываются?

Вот о чем идет речь:

  • в соответствии с законами РФ ветеранам должны своевременно выплачиваться денежные пособия, работы по пенсионному обеспечению не должны нарушаться ни при каком случае;
  • денежные выплаты должны проходить ежемесячно, просрочки недопустимы;
  • в соответствии с ФЗ №176 от 2015 года, ветеранам должны быть предоставлены жилые помещения;
  • оплата жилья, а также коммунальных услуг должна компенсироваться;
  • в необходимых случаях ветеранам должна быть оказана качественная врачебная помощь;
  • необходимость льгот по пенсионному обеспечению.

Выше были обозначены далеко не все виды социальной поддержки, которые предполагает Федеральный закон РФ о ветеранах. Далее будут описаны некоторые другие меры помощи рассматриваемым лицам.

Вторая группа видов социальной поддержки

Каждый ветеран труда, бывший военнослужащий или же инвалид боевых действий должен быть обеспечен качественным жильем. При этом необходимо отметить, что наделение площадью лица со статусом ветерана может быть осуществлено только один раз. Не влияет на получение жилья социальное или имущественное положение ветерана.

Необходимо выделить и некоторые другие моменты. Так, у каждого ветерана должен быть вне очереди установлен домашний телефон. Стоит отметить и преимущества при вступлении в разного рода кооперативы: гаражные, садовые, жилищные и т. д. Компенсация же расходов на оплату коммунальных услуг должна составлять не менее 50 процентов.

Каждый ветеран имеет право на качественное получение врачебной помощи вне очереди (при этом медицинская помощь должна быть бесплатной). Стоит отметить и бесплатное обеспечение протезами, ортопедическими конструкциями или прочими вспомогательными элементами.

Выплаты ветеранам

Отдельно стоит рассказать о денежных пособиях, которыми должны быть обеспечены ветераны труда или боевых действий. Закон о ветеранах (Федеральный закон №5 от 1995 года), а именно статья 23.1, регламентирует основные моменты, касающиеся всех необходимых выплат.

Ежемесячные денежные пособия, согласно статье 154 ФЗ №122 от 2004 года, полагаются узникам концлагерей, гетто и прочих фашистских мест принудительного содержания. Также выделяются (статья 23.1 ФЗ № 5 в редакции 2016 года) непосредственные участники боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и некоторые другие категории граждан.

Размеры денежных выплат выглядят следующим образом:

  • 3088 рублей инвалидам войны;
  • 2316 непосредственным участникам боевых действий;
  • 1699 рублей лицам, пережившим блокаду или фашистские концлагеря.

Федеральный закон говорит и об индексации этих выплат. Происходить она должна один раз в год, в соответствии с уровнем инфляции. Получить свои выплаты ветераны могут в любом ближайшем отделении Пенсионного фонда России.

Выше уже были обозначены некоторые виды социальной помощи, связанные с жилищным вопросом и коммунальными услугами. Теперь же этот вопрос стоит раскрыть чуть шире.

Федеральный закон РФ (№5 ФЗ) о ветеранах регламентирует необходимость органам государственной власти следить за оплатой жилищно-коммунальных услуг ветеранов.

Требуемые денежные средства должны поступать из федерального в бюджеты субъектов РФ.

Определяться выплаты должны в соответствии со стоимостью коммунальных услуг, площадью жилья, в котором проживает гражданин со статусом ветерана, а также размером взносов на капитальный ремонт.

Стоит также отметить, что Федеральный закон №5 о ветеранах (с изменениями от 2015 года) относит к лицам, оплачивать коммунальные услуги которых должно государство, практически всех перечисленных выше участников военных действий.

Обеспечение жилыми помещениями ветеранов также регламентируется представленным законопроектом. Общая площадь жилья, например, не должна составлять менее чем 18 м2.

Оказание ритуальных услуг

Федеральный закон Российской Федерации о ветеранах, а именно статья 24, закрепляет основные положения, касающиеся материальной помощи родственникам умершего ветерана. Речь идет о погребении и соответствующих ритуальных услугах. Так, государство обязано оплатить все необходимые расходы, связанные со следующими моментами:

  • осуществление перевозки тела к месту захоронения;
  • кремирование или погребение;
  • изготовление и установка памятника.

Все необходимые средства должны быть выделены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере военной обороны.

Заключительные положения ФЗ о ветеранах

Рассматриваемый законопроект содержит в себе ряд основных положений, представленных как заключительные. Что именно здесь стоит выделить? Во-первых, это статья 25 об организации общественных объединений ветеранов.

Создаваться подобные объединения должны в целях защиты законных прав и интересов граждан, имеющих статус ветерана.

Различные государственные органы, как федеральные, так и органы субъектов, должны оказывать посильное содействие подобным объединениям.

Источник: http://fb.ru/article/305401/zakon-o-veteranah-federalnyiy-federalnyiy-zakon-n--fz-s-izmeneniyami-i-kommentariyami

Федеральный закон о ветеранах 5-фз 2014 — Советы юристов

Что устанавливает Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах»?

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ
«О ветеранах»

С изменениями и дополнениями от:

18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 8 мая, 19 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 22 июля, 2 октября, 22 декабря 2008 г.

, 28 апреля, 29 июня, 18, 24 июля, 17, 21 декабря 2009 г., 6 мая, 2, 22, 27 июля, 9 декабря 2010 г., 7, 16 ноября 2011 г., 16 октября 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4, 28 июня, 22 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 29 июля, 16, 30 октября 2017 г.

, 7 марта 2018 г.

Принят Государственной Думой 16 декабря 1994 года

См. письмо Минтруда РФ от 17 ноября 2000 г. N 8299-ГК «Об анализе обращений граждан и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в Минтруд России»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Федеральный закон определяет меры социальной защиты ветеранов в РФ, основы государственной политики в отношении ветеранов, устанавливает категории ветеранов.

Предусмотрено создание специальных госструктур по делам ветеранов.

Закон устанавливает меры социальной защиты ветеранов в жилищной сфере, сфере пенсионного обеспечения, медицинского и протезно-ортопедического обслуживания.

Установлено, что реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов.

К закону прилагается Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 25 января 1995 г. N 19, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 3 ст. 168

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 16 октября 2017 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Действие пункта 5 статьи 23.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 256-ФЗ

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Действие пункта 5 статьи 23.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Действие пункта 5 статьи 23.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 426-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 169-ФЗ

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 6 мая 2010 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 327-ФЗ

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 311-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2009 г.

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. N 163-ФЗ

Федеральный закон от 8 мая 2005 г. N 41-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 49-ФЗ

Федеральный закон от 9 мая 2004 г. N 36-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие подпункта «б» подпункта 1 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие подпункта «б» подпункта 1 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие подпункта «б» подпункта 1 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 124-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 4 мая 2000 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 18 ноября 1998 г. N 172-ФЗ

Федеральный закон от 18 ноября 1998 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1999 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Законы и акты

Источник: http://uruh-sovet.ru/federalnyj-zakon-o-veteranah-5-fz-2014/

22 статья федерального закона о ветеранах: содержание, изменения

Что устанавливает Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах»?

Согласно российскому законодательству, статус ветерана присваивается гражданам в соответствии с их заслугами по защите Отечества, безупречной военной или государственной службой и продолжительным добросовестным трудом. Меры социальной поддержки различных категорий ветеранов прописаны в главе II федерального закона N 5.

ст. 22 закона о ветеранах

Звание «ветерана труда» начали присваивать за многолетний труд и соответствующий стаж (20 лет для женщин и 25 — для мужчин) гражданам еще в советские годы. Одновременно выдавались одноименные медали с удостоверением. Однако на тот момент никаких материальных поощрений для данной категории законом предусмотрено не было.

 Позднее, с принятием в 1995 году закона № 5-ФЗ от «О ветеранах», на федеральном уровне был установлен перечень обязательных льгот.

 К их числу относились льготы по медицинскому обеспечению, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг и некоторые другие.

Перечисленные положения на федеральном уровне просуществовали до конца 2004 года, когда в рассматриваемый нами закон были внесены правки и полномочия по утверждению и реализации мер социальной поддержки.

Согласно статье 22 закона ФЗ N 5, меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к данной категории (например, ветеранов военной службы), определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно, проще говоря, единого обязательного перечня льгот и выплат, которые бы действовали по всей России, сегодня не существует.

Условия присвоения звания ветерана труда прописаны в 7 статье федерального закона N 5, однако порядок присвоения данного звания субъекты могут устанавливать самостоятельно. К данной категории могут быть отнесены лица:

  • Получившие соответствующее удостоверение еще в советские годы;
  • Награжденные орденами и медалями СССР или РФ;
  • Удостоенные почетных званий, грамот или благодарности президента России;
  • Обладатели ведомственных знаков отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу в определенной сфере деятельности (не менее 15 лет при общем страховом стаже от 20 и 25 лет для женщин и мужчин соответственно);
  • Граждане, начавшие трудовую деятельность еще в детском возрасте в период Великой Отечественной войны, имеющие при этом общий стаж работы не менее 35 и 40 лет для женщин и мужчин.

Какие положены льготы для ветеранов труда?

Ветераны труда наряду со всеми пенсионерами могут претендовать на:

  • Социальную поддержку, касающуюся пенсионного обеспечения;
  • Выплаты пособий в соответствии с законами Российской Федерации;
  • Получение ежемесячной денежной выплаты;
  • Социальную поддержку, касающуюся предоставления жилых помещений;
  • Компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
  • Бесплатный проезд в общественном городском транспорте;
  • Бесплатное пользование государственными поликлиниками и медицинскими учреждениями, в том числе оказание протезно-ортопедической помощи.

К числу льгот, которые по закону предоставляются только ветеранам труда, относят:

  • Бесплатное зубное протезирование — после выхода на пенсию по старости (кроме протезов из металлокерамики и драг. металлов);
  • 50% субсидию на приобретение билетов железнодорожного или водного транспорта;
  • 50% скидку на квартплату или содержание жилья. Распространяется на всю площадь квартиры вне зависимости от количества других членов семьи;
  • 50% скидку при оплате коммунальных услуг (водо-, газо- и электрообеспечение, вывоз мусора, эксплуатация радио и коллективной телеантенны без учета формы жилищного фонда).

Если гражданин после выхода на пенсию продолжает свою трудовую деятельность, он вправе выбирать, на какие числа будет назначен положенный ежегодный оплачиваемый отпуск. Помимо того, закон предоставляет ветерану право взять в течение года дополнительно до 30 дней неоплачиваемого отпуска.

Напомним: перечислены базовые льготы. Согласно ст. 22 закона о ветеранах труда, от субъекта к субъекту перечень льгот для ветеранов труда разнится, поскольку в каждом регионе действует своя система социальной поддержки, финансируемая из местного бюджета, и собственные законы и иные нормативно-правовые акты.

Согласно статье 13 закона ФЗ 5, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, помощь предоставляется только по одному из них (за некоторыми исключениями).

В большинстве регионов местными законами установлено, что воспользоваться предоставляемыми ветеранам труда льготами можно только по достижению возраста страховой пенсии (по старости), являющейся основным источником пенсионного обеспечения (55 лет для женщин и 60 — для мужчин).

Наиболее благоприятными регионами для пенсионеров и, в частности, ветеранов труда являются Московская и Ленинградская области. Муниципальное законодательство Москвы и Санкт-Петербурга предоставляет данной категории граждан следующие дополнительные льготы:

  • Ежемесячную городскую индексируемую (растущую) денежную выплату;
  • Бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородных маршрутов по социальной карте.

В Петербурге ветераны труда могут рассчитывать на:

  • Льготный проездной на все виды наземного городского пассажирского транспорта сроком на 1 месяц;
  • Проездной на метро по цене, равной величине выплачиваемой ежемесячной денежной выплаты со сроком действия в 1 месяц.

Скачать действующую редакцию 5 ФЗ

Предоставление льгот для ветеранов труда носит заявительный характер. Для того чтобы воспользоваться помощью государства, гражданин должен самостоятельно обратиться в органы социальной защиты своего города. Сотрудники службы проконсультируют Вас и обозначат список документов, которые необходимо предоставить для доступа к предусмотренным льготам.

Чтобы ознакомиться с базовыми мерами социальной поддержки ветеранов труда, предлагаем скачать Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/22-statya-federalnogo-zakona-o-veteranax/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.