+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера

Содержание

Выездная налоговая проверка в 2018: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.

  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.

  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017 году. В 2018 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Налоговая проверка: камеральная, выездная, встречная

Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера

Приближающийся конец финансового года для многих компаний ассоциируется с возрастающей активностью фискальных органов. С точки зрения налоговиков, наиболее результативный метод выявления нарушений налогового законодательства – налоговая проверка. Что включает в себя каждая из них, каковы их цели и правила проведения, подробно разберем в этой статье.

Виды налоговых проверок

Налоговая проверка представляет собой одну из форм контроля, осуществляемого инспекцией в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговым кодексом РФ предусмотрено две разновидности проверок: камеральные и выездные.

Отдельной формой проверки считается встречная.

Хотя она и не отражена в Налоговом кодексе РФ в виде особого вида контроля, у налогоплательщика есть обязанность представить по запросу проверяющих документы, касающиеся сотрудничества с конкретным контрагентом. Для инспекции они могут стать источником информации о деятельности представившего их налогоплательщика и, следовательно, вызвать наложение штрафных санкций.

Если вы не хотите, чтобы налоговые проверки в 2018 году, как и в каждом последующем периоде, принесли вам малоприятные неожиданности, стоит уделять серьезное внимание внутреннему контролю компании, направленному на выявление рисков, связанных с соблюдением сроков представления отчетности и уплаты налогов.

Камеральные налоговые проверки осуществляются в отношении налогоплательщика многократно – каждая декларация, расчет и другие документы тщательно изучаются специалистами ИФНС.

Выездные проверки организуются выборочно, могут включать анализ сведений об одном или нескольких налогах и охватывать срок до трех лет, прошедших до начала процедуры осуществления контроля.

Чем отличаются друг от друга эти два вида налоговых проверок, понятно из таблицы.

Камеральная налоговая проверка (статья 88 Налогового кодекса РФ)Выездная налоговая проверка (статья 89 Налогового кодекса РФ)
Место проведения – ИФНС, материал для изучения – налоговые декларации и другие поступившие документыМесто проведения – территория налогоплательщика. Если помещение для проведения выездной проверки не может быть предоставлено организацией, проверка осуществляется в инспекции
Для осуществления камеральной проверки нет необходимости получать разрешение руководителя налоговой инспекции, налогоплательщик не ставится в известность о начале ее осуществленияВыездная проверка невозможна без соответствующего решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, которое предварительно доводится до сведения налогоплательщика
Сроки камеральной налоговой проверки – в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или другого документаСрок налоговой проверки выездного характера ограничен двумя месяцами, в случае необходимости он может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести.Законодательно запрещено проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением некоторых особых случаев
При обнаружении в процессе проведения камеральной налоговой проверки ошибок, противоречий, расхождений или несоответствия сведений налогоплательщику инспекцией направляется требование о представлении в пятидневный срок пояснений или внесении изменений в налоговую декларациюВ заключительный день выездной проверки налогоплательщик получает от проверяющих справку об осуществленной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения
Если требования налоговых органов выполнены неудовлетворительно, составляются акт камеральной налоговой проверки и решение о ее результатахВыездные контрольные мероприятия завершаются составлением акта налоговой проверки в обязательном порядке, даже если никаких нарушений в ходе нее не выявлено

Курс Школы генерального директор “Управление компанией в современных условиях” познакомит вас с последними налоговыми изменениями более подробно. 

На что налоговики чаще всего обращают внимание при налоговых проверках

  1. Недобросовестные контрагенты. Мы составили подробную инструкцию, как проверить контрагента и избежать претензий со стороны налоговой инспекции и кредиторов.
  2. Возмещение НДС.
  3. Взаимозависимость лиц.
  4. Перенос убытков на будущее.
  5. Налоговые льготы.

Налоговая проверка ИП

В первую очередь от предпринимателя требуется предъявить регистрационные документы, а также те, которые подтверждают легальность осуществления им своей деятельности.

В этот список входят:

  • свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  • бухгалтерская отчетность;
  • отчетные документы по налогам (за период, который подвергается проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензии (если деятельность подлежит обязательному лицензированию);
  • банковские документы.

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное – перечень выявленных нарушений!

Узнать подробнее >>

Налоговая проверка ИП на УСН

Упрощенку выбирает подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей. Эта система предполагает уплату единого налога один раз в год.

Цель налоговой проверки в данном случае – выяснить, применяется ли УСН в полном соответствии с законом.

Если проверяющие найдут доказательства неправомерности использования упрощенной системы, по результатам проверки будут начислены налоги, обязательные для общей системы налогообложения.

Удостоверившись в законности применения УСН, налоговики проанализируют правильность осуществления учета. Однако следует помнить, что индивидуальному предпринимателю не вменяется в обязанность ведение бухучета.

Налоговая проверка ИП на ЕНВД

Этот вид контроля применяется по отношению к тем предпринимателям, которые ранее были замечены в нарушении налогового законодательства. Сюда входят и не соответствующее требованиям заполнение декларации, и опоздания при ее подаче, и имеющиеся у налоговиков основания подозревать ИП в сокрытии доходов. Порядок налоговых проверок в данном случае аналогичен тому, что был рассмотрен ранее.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Контрольные мероприятия могут проводиться в течение трех лет после того, как предприниматель завершит свою деятельность.

Следует отметить, что далеко не во всех случаях проверка носит выездной и обязательный характер. Однако право инспекции на осуществление налоговой проверки сохраняется, даже если ИП начал процедуры по ликвидации бизнеса.

Это не означает, что проверяющие явятся домой к предпринимателю, скорее, они прибегнут к следующим мерам:

  • проведут инвентаризацию;
  • попросят представить документацию, касающуюся деятельности ИП;
  • осмотрят помещения, занимаемые предпринимателем, если они есть.

Налоговая проверка ООО

Проверка ООО на УСН

Налоговые органы в этом случае преследуют те же цели, что и с ИП. В первую очередь они должны убедиться, что у вас есть право на применение упрощенной системы, а также в том, что организация отвечает требованиям к плательщикам налогов по УСН.

Следующим шагом проверяется, насколько правильно рассчитаны налоговые платежи, заполнена документация и как осуществляются хозяйственные операции.

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Ликвидация ООО всегда сопровождается выездными контрольными мероприятиями. Предметом проверки будет являться информация по всем налоговым платежам за последние три года. При этом срок проведения предыдущей плановой проверки не имеет значения.

Выездные мероприятия могут продолжаться около двух месяцев, это зависит от состояния документации, поведения ликвидационной комиссии и структуры организации.

Филиалы компании также подлежат обязательной проверке.

Где посмотреть план налоговых проверок

Со Сводным планом проведения проверок можно ознакомиться на сайте ФНС России. План на следующий год публикуется до 31 декабря текущего налогового периода. Организации, которые относятся к данному типу, также могут узнать о плановой проверке на сайте налоговой инспекции, в которой они состоят на учете.

Кому и когда стоит бояться проведения выездной налоговой проверки

Принципы, по которым организации-налогоплательщики включаются в план выездных проверок, отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС №ММ-3-06/333@.

Налогоплательщику, который хочет свести к минимуму вероятность своего включения в план выездных проверок, стоит придерживаться принципов полноты исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей.

Приложение к Концепции содержит 12 базовых критериев, по которым налогоплательщики без труда оценят, насколько их деятельность может заинтересовать фискальные органы и стать причиной выездной проверки.

  1. Налоговая нагрузка компании гораздо ниже, чем средний показатель по конкретной отрасли или виду экономической деятельности. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы платежей к обороту организации.
  2. Более двух лет подряд представляемые в инспекцию декларации содержат данные об убыточной деятельности компании.
  3. Заработная плата персонала за месяц гораздо ниже, чем средний показатель по данному виду экономической деятельности в конкретном субъекте РФ. Эти данные размещены в свободном доступе на сайте Росстата.
  4. Показатели, которые дают налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы, постоянно находятся в непосредственной близости от предельного значения. К ним относятся следующие параметры: уровень доходов на УСН – 150 млн рублей в 2017 году; площадь торгового зала для ЕНВД – 150 кв. м; число работников на специальном режиме – 100 для УСН и 15 для ПСН.
  5. Указание в декларации суммы расходов, практически равной сумме годового дохода. Этот показатель характерен для индивидуальных предпринимателей, находящихся на ОСНО. Если расходы составляют 83 % и более от доходов, ИП с большой вероятностью будет включен в план проверок.
  6. Рост расходов значительно опережает рост доходов, полученных от реализации товаров, работ или услуг. Это относится к организациям на общей системе налогообложения.
  7. Превышение долей вычетов по НДС от суммы налога планки в 89 % за 12 месяцев.
  8. Налогоплательщик не представляет пояснения на полученное от налогового органа уведомление о несоответствии показателей деятельности, которое было установлено в ходе камеральной проверки.
  9. Большое количество договоров, заключенных с перекупщиками или посредниками, не преследующих достижение деловой цели, то есть не ведущих к получению организацией прибыли.
  10. Снятие компании с учета в одной налоговой инспекции и постановка на учет в другой, осуществлявшееся более двух раз и вызванное изменением юридического адреса.
  11. Отклонение более чем на 10 % уровня рентабельности, зафиксированного в бухгалтерских документах, от среднестатистического показателя, характерного для этого вида деятельности.
  12. Финансово-хозяйственная деятельность, сопровождающаяся высоким налоговым риском. В первую очередь подозрение фискальных органов вызывает взаимодействие налогоплательщика с недобросовестными партнерами. К ним относят контрагентов, для которых характерно заключение договоров без личного участия руководителей или уполномоченных лиц, отсутствие информации о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, несоответствие данных о местонахождении партнера действительности и другие факторы.

Как отсрочить выездную налоговую проверку

Вариант №1. Предложить инспекторам свои сроки представления документов.

Компания обязана подготовить требующиеся для проведения проверки документы в течение 10 дней. В случае большого объема запрашиваемых данных справиться за такой срок удается не всегда. Статья 93 Налогового кодекса РФ позволяет налогоплательщику обратиться в ИФНС с заявлением об отсрочке.

Оно должно быть направлено на следующий день после того, как организацией получено требование о представлении документов.

За два следующих дня руководитель налогового органа или уполномоченное им лицо вынесет решение. Оно вполне может быть отрицательным, но если вы считаете, что отказ инспекции не обоснован, обращайтесь в суд.

Есть шанс, что решение будет принято в вашу пользу, если судья усмотрит в деле следующие факторы:

  • инспектором не указана причина отказа в отсрочке;
  • не доказано умышленное уклонение организации от указанных сроков представления документов;
  • фирма действительно не могла полностью подготовить требуемые бумаги в установленный срок.

Источник: https://www.gd.ru/articles/3556-nalogovaya-proverka

Что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке

Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера

В году 2018 порядок проведения выездной налоговой проверки остался прежним. Он регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации и имеет строгий список прав и обязанностей каждой из сторон. В этой статье будут рассмотрены основные положения и тонкости налоговых проверок на местах.

Стоит сразу отметить, что выездная проверка, в отличие от камеральной, осуществляется непосредственно в фактическом местонахождении проверяемого лица. В качестве такого лица могут выступать:

  • Субъекты предпринимательской деятельности.
  • Руководители и учредители юридических лиц различной направленности и формы организации.
  • Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

Основные положения

Подобные мероприятия могут проводиться исключительно по решению руководства территориального налогового органа, в котором зарегистрировано проверяемое лицо.

Только официальный документ с подписью и печатью является достаточным основанием для осуществления проверки.

В нём указываются данные субъекта проверки, а также информация об уполномоченных должностных лицах, которые отвечают за законность и правомерность действий во время процесса. Таким образом, каждый гражданин имеет право не допустить на территорию лиц, которые:

  1. Не предъявляют письменного решения от территориального налогового органа.
  2. Не предоставляют служебные удостоверения.
  3. Не указаны в соответствующем документе (серийный номер удостоверения, имя и фамилия проверяющего).

Во всех остальных случаях любое препятствование деятельности таких лиц расценивается как правонарушение и влечёт за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Права и обязанности уполномоченных

В свою очередь, лица, назначенные для проверки, имеют право находиться на целевой территории, осматривать, описывать имущество, проводить инвентаризацию, вести фото- и видеосъёмку.

Также по первому требованию им должен предоставляться беспрепятственный доступ в любые помещения, связанные с профессиональной деятельностью проверяемого лица.

Сюда относятся офисные, складские, торговые и любые другие точки, за исключением жилых помещений. Попасть в них против воли граждан можно только по решению суда.

Стоит отметить, что порядок выездной налоговой проверки содержит и ряд ограничений для проверяющих сотрудников ФНС. В частности, большая часть из них относится к регламенту и оповещениям, а также срокам проведения проверки:

  • Проверка по конкретному виду налога может осуществляться не чаще, чем 1 раз в год.
  • Срок проверки составляет не более 2 месяцев.
  • В случае, если проверяемое лицо имеет филиалы или структурные подразделения, процедуру могут продлить на 1 месяц для каждого из таких подразделений.
  • Предоставление документации осуществляется только после получения уведомления, которое должно прийти не ранее, чем за 10 дней до начала проверки.

Как показывает практика, контрольные органы довольно часто пренебрегают подобными требованиями, что является свидетельством нарушения действующего законодательства.

Процедура проверки и её особенности

Сама процедура мероприятия также имеет чёткую структуру, однако может варьироваться в зависимости от объёмов проводимых операций.

После получения уведомления в установленные сроки проверяемое лицо обязано представить перечень документов, требуемых налоговой.

Как правило, в него входит: первичная документация по товарам и активам предприятия или индивидуального предпринимателя; бухгалтерская отчётность; список имущества, находящегося на балансе; сведения о заключённых за подотчётный период (не более 3 лет до момента назначения проверки) имущественных и финансовых сделок и т.д. Также может быть проведена инвентаризация складов для сверки фактических данных с указанными в документах.

После получения требуемых документов в указанные сроки осуществляется сама проверка на месте. Уполномоченные лица имеют право находиться на территории предприятия всё это время.  Последняя стадия – это составление акта проверки и его вручение проверяемому лицу. В акте указываются все обнаруженные правонарушения и сроки их ликвидации.

Однако у гражданина есть право оспорить или опротестовать часть положений или акт в целом. В таком случае в течение 10 дней следует написать заявление, которое будет рассматриваться руководством территориального налогового органа. Далее принимается решение о подтверждении решения ФНС либо его аннулировании. Если же и этот вердикт не устраивает проверяемого, он может обжаловать его в суде.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/vyiezdnaya-nalogovaya-proverka-algoritmyi-i-poryadok-deystviy.html

Выездная налоговая проверка, срок проверки

Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера

Portrait of an exhausted businessman covering his head with his laptop

Выездная налоговая проверка – это действенная форма контроля и один из разновидностей налоговой ревизии предприятия, организации, фирмы, компании, ООО.

В данной статье разберемся подробнее, что это такое, каков порядок ее проведения и как часто она происходит, что конкретно проверяется инспекцией, сколько по времени длится плановая ревизия, как она проходит и можно ли узнать о ее приближении заранее.

Выездная нп, что это, что проверяет, основания

Данный вид инспектирования осуществляется на основании приказа начальника налогового органа либо его заместителя. Инспектора в этом случае выезжают непосредственно к месту проведения проверки, которая может быть двух видов:

  • Сплошная – когда досконально исследуется вся налоговая документация (в частности при ликвидации ООО);
  • Выборочная – инспектирование обращено на какой-то один или несколько пунктов налоговой статьи.

Чаще всего в практике используется первый метод, как более достоверный и точный. Кроме того, при выборочной проверке ее выводы зачастую признаются недействительными. Перед проведением данный процедуры, как правило, вначале делают предпроверочный анализ организации.

В ходе инспектирования в отношении предприятия исследованию подлежат следующие виды документов:

  • журнал доходов и расходов;
  • квитанции об уплате налогов по НДС;
  • книга затрат на приобретение товаров и прочих покупок;
  • путевые листы и накладные;
  • заполненный график продаж;
  • счета-фактуры и их соответствие установленным требованиям и образцам;
  • платежные реквизиты, чеки и выписки из банков.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех последних лет по календарю, который предшествует году, когда был вынесен приказ об инспектировании – статья 89 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Акт выездной нп

Акт – это документ, составленный инспекторами, лично участвовавшими в процессе выездной проверки. В нем происходит оформление результатов инспекции. Форма акта должна соответствовать определенному образцу. В этом документе в обязательном порядке указываются такие сведения:

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 – Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 – Санкт-Петербург, Ленинградская область

Звонок бесплатный!

  • номер акта;
  • наименование организации, личные данные налогоплательщика (ФИО, ИНН);
  • число, месяц и год его составления;
  • данные проверяющих юридических лиц (инспектора или группы инспекторов);
  • точный адрес предприятия;
  • каким методом производился осмотр объекта и предметов труда;
  • какие были выявлены проблемы организации;
  • рекомендованный комплекс действий по устранению недочетов;
  • перечень убытков;
  • решения, выводы и постановления о привлечении виновных к ответственности;
  • ссылка на статью НК РФ, на основании которой был составлен данный акт.

Перед началом инспектирования налоговыми работниками составляется план действий, на основании которого должен быть проверен объект. В него также входят основные задачи проверки и указывается список лиц, которые должны присутствовать при осмотре организации.

Срок проведения, сколько может длиться?

Выездная НП, согласно законодательству, по времени не должна продолжаться более двух месяцев. При этом ее начало исчисляется со дня принятия соответствующего решения.

Но это не означает, что 2 месяца – это предельный максимальный срок, сверх которого дальнейшие действия инспекции запрещаются.

Если в ходе работы поставленные перед налоговиками задачи не были выполнены, то проверяющий орган вправе продлить свои полномочия на неопределенный период.

Концепция системы планирования выездных нп, процедура проведения

Концепция системы планирования определена действующим президентом и направлена на проведение качественного контроля с целью выявления нарушений в сфере своевременности уплаты налогов.

Концепция определяет основные цели проверки, их периодичность и особенности, как проходит подготовка к осмотру, как должен вести себя инспектор, правила и регламент осмотра объекта, критерии приостановления инспектирования, порядок его обжалования и в течение какого срока, основные принципы и критерии планирования, структуру отбора налогоплательщиков для осуществления выездной процедуры.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторная инспекция происходит в рамках действующего законодательства. Ее проводят в отношении того же объекта и по тем же налоговым статьям, не зависимо от того сколько времени прошло с момента первой проверки.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Источник: http://pfgfx.ru/pravo/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-srok-proverki.html

Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить

Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера

Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.

Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.

На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок».

К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские.

Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей.

Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию.

Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам.

Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается.

Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной.

Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации.

На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним.

К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч.

При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку.

Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

Выемка

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства.

Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции.

Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми.

К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»).

При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме.

Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен.

При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.
Документы, которые заинтересуют инспекторов в ходе выездной проверки

Учредительные документы (устав и (или) учредительный договор)
Приказы об учетной политике (в т.ч. утвержденные планы счетов, формы «первички» и регистров, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и проч.)
Налоговые декларации (расчеты)
Регистры налогового учета
Книги покупок, книги продаж
Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур
Книги учета доходов и расходов
Регистры бухгалтерского учета: главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и проч.
Договоры, контракты, приложения и дополнительные соглашения к ним
Банковские и кассовые документы
Прочие первичные документы

Ответственность за нарушения, допущенные налогоплательщиками и их контрагентами при выездной проверке

Налоговая ответственностьАдминистративная ответственность
Неявка в инспекцию для дачи пояснений (если человек пришел, но пояснений не дал, санкция не применяется)
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения инвентаризации
Неявка свидетеля в ИФНС без уважительных причин
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения осмотра помещения или территории
Отказ представить документы (заверенные копии), истребованные у налогоплательщика
Отказ представить подлинники документов, копии которых ранее были истребованы у налогоплательщика
Отказ или несвоевременное представление контрагентами документов по сделкам с налогоплательщиком
Несообщение или несвоевременное сообщение контрагентами сведений о налогоплательщике
Отказ вскрыть помещения для выемки документов или иных предметов (при отказе в добровольной выдаче документов и предметов санкция не применяется)

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2013/8/7736

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.