+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве) – особенности

Содержание

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

Как рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве) - особенности

См. также постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35 “О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве”

См. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан”

Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”).

Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования.

В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении.

Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Ввиду того, что банкротство – институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве.

Нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру.

Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел.

Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности:

Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц:

    • самого должника,
    • работников должника – юридического лица или индивидуального предпринимателя,
    • членов семьи должника-гражданина,
    • собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества,
    • кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке,
    • во многих случаях – для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника – юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве

Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии:

    1. возбуждение дела о банкротстве,
    2. подготовка дела к судебному разбирательству,
    3. судебное разбирательство (именно здесь рассмотрение дела по существу),
    4. вынесение судебного акта,
    5. производство по пересмотру судебных актов,
    6. исполнение судебных актов (как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса).

Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии:

    • разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде;
    • процедура банкротства.

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела.

Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях.

Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством. Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта.

На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции.

Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлении лиц, участвующих в деле; руководящая роль – в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

Рассмотрение дел о несостоятельности в арбитражном суде

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) регулируется

    • главой 28 АПК РФ,
    • гл. III Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Согласно ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 АПК РФ, устанавливающей перечень дел для коллегиального рассмотрения. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.

С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться:

По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные гл. 15 Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии со ст. 33 АПК РФ и ст. 6, 33 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений – юридическое лицо или гражданин.

Поскольку дела о банкротстве отнесены к делам специальной подведомственности арбитражных судов, они не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции.

Одновременно эти дела отнесены и к исключительной компетенции арбитражных судов, поэтому участники правоотношений не могут передать дело о банкротстве на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона).

Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

Особенности дел о банкротстве:

  • дела о банкротстве не относятся к делам искового производства;
  • участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора;
  • заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований;
  • требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта);
  • отказ кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 ФЗ);
  • в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 ФЗ), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин. 

Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 ФЗ составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом.

Таким образом, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 – на подготовку плюс 1 – на разбирательство).

Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 99 срок рассмотрения дела о банкротстве может быть продлен до 10 месяцев.

При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании части 2 статьи 152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)

Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ (гл. 19), без каких-либо особенностей.

Ст.

52 ФЗ устанавливает, что по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

    • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • решение об отказе в признании должника банкротом;
    • определение о введении финансового оздоровления;
    • определение о введении внешнего управления;
    • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
    • определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
    • определение об утверждении мирового соглашения.

Вышеперечисленные судебные акты подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено Федеральным законом.

Основания для прекращения производства по делу о банкротстве

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:

    • восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
    • восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
    • заключения мирового соглашения;
    • признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве;
    • отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;
    • удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
    • отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;
    • в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Приостановление производства по делу о банкротстве

Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае:

    1. обжалования судебных актов, предусмотренных статьей 52 настоящего Федерального закона;
    2. обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов);
    3. в иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом случаях.

В случае приостановления производства по делу арбитражный суд не вправе принимать судебные акты, предусмотренные статьей 52 Федерального закона.

Приостановление производства по делу не является препятствием для вынесения иных предусмотренных Федеральным законом определений, а также осуществления арбитражным управляющим и иными лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/rassmotrenie-del-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve

Рассмотрение арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве)

Как рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве) - особенности

Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется по правилам, установленным Законом о несостоятельности и АПК РФ. Наравне с общими положениями этих нормативно-правовых актов применяются специальные – Глава 8 АПК и Глава III указанного закона.

Общие правила судопроизводства по делам о банкротстве

Дела о банкротстве – исключительная подсудность арбитражного суда независимо от состава участников.

Другие суды, в том числе третейские, не могут рассматривать никакие вопросы, связанные с банкротством. На это законом предусмотрен специальный запрет.

Территориальная подсудность определяется местом нахождения (регистрации) должника. Первая судебная инстанция – арбитражные суды субъекта федерации.

Отдельно стоит отметить, что банкротство физических лиц через арбитражный суд осуществляется вне зависимости от статуса кредиторов, их особенностей и специфики долгов. Рядовые граждане в этом отношении приравнены к организациям и ИП, а дела о банкротстве физических лиц – к экономическим спорам, подсудным арбитражным судам.

Участники разбирательства:

  • Должники и кредиторы (конкурсные кредиторы) – юридические лица, ИП, физические лица.
  • Арбитражный управляющий в статусе временного, административного, внешнего, конкурсного управляющего (по делам о банкротстве юрлиц) либо в статусе финансового управляющего по делам о несостоятельности ИП и граждан.
  • Уполномоченные органы и органы исполнительной власти в лице своих представителей – фактически это кредиторы по денежным обязанностям должников, то есть органы ФНС (долги по налогам), ПФР (долги по страховым взносам) и т.п.
  • Лицо (лица), представившее обеспечение в ходе процедуры финансового оздоровления, введенной в отношении юридического лица.
  • Представители работников должника, собственников его имущества (учредителей, участников, акционеров), собрания кредиторов.
  • Представители должников и кредиторов (юристы, адвокаты, другие представители).
  • Иные лица, участие которых предусмотрено или допускается Законом о банкротстве и (или) АПК РФ. К таковым относятся свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, третьи лица, супруг должника, законные представители и другие лица.

Основания для разбирательства:

  1. Признаки банкротства или предвидение банкротства – необходимые и достаточные в соответствии с Законом о банкротстве условия для начала процесса признания должника несостоятельным.
  2. Заявление должника или кредитора, работников должника, уполномоченного органа, а также документы-приложения к заявлению, подтверждающие его и обосновывающие необходимость введения процедуры банкротства.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: +7-800-511-69-34

Порядок и процедуры

Порядок банкротства не является единым для всех должников. Закон о банкротстве предусматривает три основных категории дел:

  1. в отношении юридических лиц;
  2. в отношении граждан (физических лиц);
  3. в отношении индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, специальный порядок предусмотрен для отдельных категорий должников – финансовых организаций (в частности, кредитных, страховых компаний), застройщиков, стратегических предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других.

Наряду с полной процедурой банкротства в отдельных случаях действует упрощенный порядок. Он касается банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника, ипотечного агента и специализированного общества.

Рассмотрение дела в каждом случае – индивидуальный судебный процесс. Для юридических лиц предусматриваются пять возможных процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Организация-должник может пройти их все, а может – только одну или несколько.

Для банкротства физических лиц и предпринимателей установлены три возможные процедуры: реструктуризация, реализация имущества и мировое соглашение. Как правило, граждане проходят одну или две процедуры, и крайне редко приходится прибегать ко всем трем.

Разбирательство по делам о банкротстве

Особенности разбирательств:

  • В отношении всех дел о банкротстве действует общий порядок разбирательства, за исключением случаев, когда Законом о банкротстве предусмотрено иное.
  • По общему правилу, заявление принимается судом, если соблюдены два условия: долг составляет 300 тысяч рублей (для юрлиц) или 500 тысяч рублей (для граждан, ИП), а просрочка по нему – 3 и более месяца. Из этого правила есть много исключений. Основные – ситуации предвидения банкротства, когда размер долга не имеет значения, и отдельные категории должников, для которых установлены другие размеры задолженности и длительности просрочки.
  • Заявление подается в письменной форме, с приложением пакета документов, перечень которых указан в ст. 38 или ст. 40 Закона о банкротстве. Заявление должно отвечать требованиям АПК РФ и ст. 37, ст. 39 и ст. 41 Закона – в зависимости от статуса заявителя.
  • Должник подает заявление, если для этого установлена обязанность, или реализуя свое право на обращение в суд. Заявление подписывается лично должником, руководителем организации или уполномоченным представителем должника.
  • Заявление кредиторов – их право. Вместе с заявлением кредитор вправе подать ходатайство о принятии мер обеспечения. Ходатайство рассматривается в течение суток.
  • Копии заявления направляются инициатором разбирательства кредиторам или должнику.
  • В течение 5 дней суд выносит решение (определение) о принятии заявления. Определение направляется должнику, кредиторам, в налоговый орган, где должник состоит на учете, СРО арбитражных управляющих и в другие необходимые инстанции. Если заявитель – кредитор, должник вправе в течение 10 дней после принятия судом заявления представить свой отзыв.
  • При наличии оснований (ст.43, ст.44 Закона) суд отказывает в принятии заявления или оставляет его без движения, возвращая заявителю для устранения нарушений.
  • Через 15, но не позднее 30 дней после вынесения решения о принятии заявления суд рассматривает вопрос его обоснованности. Для этого проводится отдельное заседание, по результатам которого принимается решение о введении наблюдения (заявление обоснованно), оставлении заявления без рассмотрения (заявление необоснованно либо есть препятствия для начала дела о банкротстве) или о прекращении производства (нет оснований для начала дела о банкротстве, долг погашен, требование кредитора признано необоснованным).
  • Наблюдение – начальная процедура по делам о банкротстве юрлиц. При вынесении определения о введении наблюдения суд утверждает временного управляющего, определенного в порядке ст. 45 Закона о банкротстве.
  • Срок рассмотрения дела – 7 месяцев с даты поступления заявления. Период охватывает наблюдение, но не включает другие возможные процедуры. В этот срок судом должно быть принято решение о признании должника банкротом, об отказе в признании банкротом, о введении финансового оздоровления, внешнего управления, о прекращении производства или об утверждении мирового соглашения.
  • Вынесенные судом решения заинтересованные стороны вправе обжаловать в общем порядке обжалования, предусмотренном АПК РФ.

Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве (+7-499-350-97-04) и Санкт-Петербурге (+7-812-309-87-91).

Ход судебного разбирательства

Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

  1. Подача заявления и его рассмотрение – начало судебного разбирательства.
  2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство – для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества – для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
  3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
  4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
  5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса – введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

Само судебное разбирательство – это рассмотрение судом определенных вопросов и принятие по ним решений.

Конкретные мероприятия, проводимые в рамках той или иной процедуры банкротства – вне разбирательства, за исключением принятия судом решений об их начале и по итогам завершения.

Большая часть процесса – это исполнение судебных решений, а его ход определяют результаты исполнения. Именно поэтому сам судебный процесс (заседания), как правило, не занимает много времени.

Основной срок банкротства, который порой достигает 1,5-2 года и более, приходится на разные процедуры – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (юрлица) или реструктуризацию и (или) реализацию имущества (граждане). Здесь ключевая роль принадлежит арбитражному управляющему, от которого и зависит ход банкротства.

Функции суда в делах о ба​нкротстве

Арбитражный суд в процедуре банкротства контролирует ход судебного процесса и принимает процессуальные решения по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о банкротстве и АПК РФ. Роль суда в делах о банкротстве значительна, но не является главной, в отличие от ключевых участников процедур – должника, кредиторов, их представителей и арбитражного управляющего.

Основные функции суда проявляются на стадии принятия и рассмотрения заявления должника или кредитора. Он принимает решения о принятии заявления, его обоснованности, утверждении кандидатуры арбитражного управляющего и начале определенной процедуры банкротства. Кроме того, суд рассматривает ходатайства участников процесса и принимает по ним решения.

Назначенные процедуры реализуются без суда – это исполнение судебных решений.

Но в компетенции суда – рассмотрение жалоб и ходатайств заинтересованных лиц, споров между участниками процесса, отчетов управляющего, принятие решения о введении, если необходимо, другой процедуры банкротства.

Отнесено к компетенции суда и утверждение мирового соглашения должника и кредиторов, несмотря на то, что это – добровольная сделка. Мировое соглашение ведет к прекращению производства по делу, о чем решение, опять же, принимается судом.

Отдельная компетенция арбитражного суда – рассмотрение заявлений о признании сделок должника недействительными. Такие заявления подаются в рамках дела о банкротстве и подлежат рассмотрению в ходе специально организованного судебного заседания.

По сути, проводится самостоятельное разбирательство, предметом которого является только один вопрос – действительность/недействительность сделки (сделок). Эти судебные процессы схожи с аналогичными спорами, которые разрешаются арбитражными судами вне процедуры банкротства.

Но здесь применяются не только нормы АПК РФ, но и положения Закона о банкротстве, регулирующие порядок оспаривания сделок должника, а принятые судом решения влияют на ход дела о банкротстве и проводимые в его рамках процедуры.

Другие функции суда – рассмотрение вопросов:

  • о привлечении к субсидиарной ответственности;
  • о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о банкротстве;
  • о взыскании убытков при банкротстве;
  • об утверждении соглашений, связанных с привлечением к ответственности;
  • об отстранении управляющего, его замене;
  • об исключении имущества из конкурсной массы, о разделе спорного имущества.

В рамках разбирательства по делам о несостоятельности арбитражный суд вправе рассматривать и другие споры участников процесса. Главный критерий отнесения таких споров к компетенции суда – влияние на рассмотрение дела о банкротстве.

Арбитражный суд ставит финальный аккорд в деле о банкротстве – завершает конкурсное производство (реализацию имущества) или прекращает производство в связи с погашением долгов или заключением мирового соглашения.

Источник: http://law03.ru/finance/article/rassmotrenie-del-o-bankrotstve-v-arbitrazhnom-sude

Особенности рассмотрения дел о несостоятельности, банкротстве — курсовая работа

Как рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве) - особенности
 

СОДЕРЖАНИЕ        

     Тема данной работы – Особенности рассмотрения арбитражным судом дел о несостоятельности (банкротстве).

     Имеющаяся динамика реформирования российского законодательства, все более широкое вовлечение в сферу имущественного оборота юридических лиц, увеличение и изменение состава их участников, востребованность института банкротства в современных рыночных условиях диктуют повышенный интерес к правовому регулированию банкротства.

     Начало современному специальному законодательному регулированию банкротства положил Закон РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” 1992 г. Вслед за ним в 1998 г. последовало принятие второго Закона.

     И наконец, в декабре 2003 г. вступил в силу третий, ныне действующий Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве).

Принятие третьего по счету закона всего лишь за десять лет с момента возрождения института несостоятельности в России, как справедливо отмечают, вероятно, явилось абсолютным мировым рекордом “скорострельности” в этой весьма сложной сфере правового регулирования, что вряд ли следует оценить как позитивный фактор в отечественной законотворческой практике.

     Становление и реформирование комплексного правового регулирования банкротства, прежде всего юридических лиц, составной частью которого является сфера судопроизводства, создают практически неисчерпаемые возможности для анализа и осмысления принимаемых нормативных актов.

     Применение материально-правовых норм о банкротстве возможно только в судебном порядке, без которого такие нормы не могут действовать. В процессуальной литературе обращалось внимание на то, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты.

     Легитимным судебным порядком для дел о несостоятельности (банкротстве) является порядок судопроизводства в арбитражных судах.

     Цель работы – исследовать  особенности рассмотрения арбитражным судом дел о несостоятельности.

     Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

      – исследовать специальный характер правового регулирования судопроизводства по делам о несостоятельности (банкротстве);

     – проанализировать участников производства по делам о несостоятельности (банкротстве);

     – рассмотреть особенности возбуждение производства по делам о банкротстве в арбитражных судах;

     – проанализировать особенности подачи иска о несостоятельности;

     – рассмотреть полномочия   арбитражного  суда  по  делам  о  несостоятельности.

     Предмет исследования – нормы права, регулирующие рассмотрение дел о несостоятельности.

     Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере рассмотрения дел о несостоятельности.

     Таким образом, сформировалась структура работы, которая состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы. 

1.1. Специальный характер правового регулирования судопроизводства по делам о несостоятельности (банкротстве)

 

     Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу закона относятся к специальной подведомственности арбитражных судов (ст. 33 АПК РФ). Согласно существующей в литературе классификации подведомственности юридических дел на общую и специальную подведомственность рассматриваемых дел можно отнести к единичной как разновидности специальной.

     Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются только арбитражными судами независимо от того, кто инициирует это производство – гражданин или юридическое лицо и в отношении кого оно инициируется – юридического лица или гражданина.

     Без возбуждения производства по делу о банкротстве, без судебного порядка невозможно применение (введение, открытие) ни одной из предусмотренных Законом о банкротстве процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство). Только на основании соответствующего судебного акта судом вводится, открывается та или иная процедура, и только суд в установленном законом порядке судопроизводства в арбитражных судах может признать лицо банкротом. [16; 23]

     Только учет специфики судебного порядка, его места и законодательного формата, предписанного АПК РФ, и в его рамках предмета защиты дает возможность взвешенно оценить довольно сложный порядок судопроизводства по делам о банкротстве.

     Порядок судопроизводства по делам о банкротстве, имеющий материально-правовую специализацию по предмету защиты и свою качественную процессуально-правовую специализацию по организации и структуре, что уже было отмечено в части, занимает особое место в системе АПК РФ. По процессуальному кодексу становление такого порядка началось с АПК РФ 1995 г., анализ которого на базе Закона о банкротстве 1998 г. обоснованно определял самостоятельное место порядка судопроизводства по делам о банкротстве в системе арбитражного процесса. [21; 3]

     Необходимость наличия специального регулирования банкротства, включая судопроизводство, не вызывает сомнений. Весь опыт развития дореволюционного отечественного и зарубежного законодательства, регулирующего данную сферу, служит тому подтверждением.

     Обращение и к действующему АПК РФ позволяет утверждать, что судебный порядок производства по делам о банкротстве, сохраняя специальное правовое регулирование, получил более определенное обособленное и расширенное законодательное регулирование (гл. 28).

     АПК РФ, включив нормы, связанные с составом суда (п. 3 ч. 2 ст. 17), с подведомственностью (п. 1 ч. 1 ст. 33) и территориальной подсудностью (ч. 4 ст. 38), составом лиц, участвующих в деле (ст.

40), аналогичного содержания имевшиеся и в АПК РФ 1995, дополнен положениями, устанавливающими общие положения о субъектах права на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224), порядке обжалования определений (ч. 3 ст.

223), примирительных процедурах по делам о банкротстве (ст. 225).

     Несмотря на то что порядок производства по таким делам в ныне действующем АПК РФ по сравнению с АПК РФ 1995 г. получил более развернутое регулирование, он все же вызывает определенные нарекания.

Так, имеющееся обособление не нашло совершенного процессуального наполнения. Не только специальная гл. 28, но и другие главы АПК РФ (гл.

1, 2, 4, 5) включают специальные нормы, регулирующие производство по делам о несостоятельности (банкротстве). [23; 21]

     Специальные нормы порядка судопроизводства в арбитражных судах по делам о несостоятельности (банкротстве), включенные в АПК РФ, являются правилами судопроизводства особого характера.

Они действуют независимо от процессуальной специфики такого судопроизводства, определяемой двумя рассматриваемыми ниже факторами, а именно: категорией должника и судебной процедурой банкротства. Но это верно лишь за исключением ст.

225 АПК РФ, которая отражает частное специальное правовое регулирование, поскольку связана с одной из процедур банкротства – мировым соглашением. [6; 21]      Особый процессуальный режим судопроизводства по делам о банкротстве в отличие от других отдельных производств по АПК РФ определяется общей правовой формулой иного содержания.

В соответствии с ней дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 223 АПК РФ).

     При всем этом базовым процессуальным регламентом остается АПК РФ.

Ибо процессуальный формат порядка рассмотрения дел о банкротстве включает как общие процессуальные правила, прежде всего общие правила искового производства, регламентирующие производство не только в первой, но и последующих инстанциях арбитражных судов, так и общие специальные правила АПК РФ, а также специальные правила судопроизводства общего и частного характера, закрепленные в названных федеральных законах. В рассматриваемом порядке общие правила не применимы лишь в части установления вместо них специальных правил (процессуальных норм).

     Среди таких специальных законов можно выделить и Закон о банкротстве, занимающий в рамках специального правового регулирования судопроизводства центральное место, и отдельные федеральные законы, касающиеся банкротства отдельных категорий должников.

Они включают основной массив специальных правил судопроизводства. Такие правила и для дел рассматриваемой категории в большинстве своем касаются производства в суде первой инстанции – главной и обязательной стадии арбитражного судопроизводства.

[10; 172]

     Таким образом, процессуальная специфика судопроизводства федеральными законами определяется с учетом двух факторов.

Во-первых, в зависимости от категории должника, в отношении которого ставится вопрос о банкротстве, возбуждается производство по делу о банкротстве; в зависимости от его статуса, определяемого Законом о банкротстве исключительно в целях применения указанного закона с учетом общегражданского положения должника.

Во-вторых, в зависимости от применяемой процедуры банкротства, причем превалирующий характер сохраняется за первым фактором, которым определяется допустимость применения той или иной судебной процедуры банкротства при производстве по делу о банкротстве.

1.2. Участники производства по делам о несостоятельности (банкротстве)

     Участниками арбитражного процесса являются субъекты арбитражных процессуальных правоотношений, обладающие в силу закона процессуальными правами и обязанностями и вступающие во взаимодействие друг с другом при осуществлении правосудия.

     Традиционно участников арбитражного процесса принято делить на следующие группы:

     арбитражный суд;

     лица, участвующие в деле;

     лица, содействующие отправлению правосудия.

     По мнению В.Н. Щеглова и В.М. Шерстюка, можно выделить еще одну группу участников арбитражного процесса, а именно присутствующих в зале заседания граждан. Эти лица, по мнению указанных авторов, обладают процессуальными правами и обязанностями, поскольку обязаны соблюдать установленный порядок в суде и беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего судьи.

     В соответствии с Законом о банкротстве) участники процесса по делу о несостоятельности делятся на две категории: лица, участвующие в деле о банкротстве, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

     В соответствии со ст.

34 Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

     В соответствии со ст.

35 Закона о банкротстве к лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, относятся представитель работников должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов, иные лица, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Законом о банкротстве. Таким образом, перечень лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, является открытым.

     Как следует из текстов приведенных выше статей, Закон о банкротстве содержит лишь перечень субъектов, относящихся к рассматриваемым категориям, но не уточняет, в чем же разница между данными понятиями.

Между тем объединение всех участников производства по делам о несостоятельности в две различные категории субъектов говорит о том, что имеются присущие каждой из них особенности. В основном, эти особенности выражаются в объеме и характере полномочий, которыми Закон о банкротстве наделяет указанные субъекты.

Вместе с тем нельзя не учитывать то обстоятельство, что выделение среди участников арбитражного процесса определенных групп сопряжено с наличием у них соответствующих черт, признаков, позволяющих объединять их в те или иные категории.

Источник: http://student.zoomru.ru/arbitr/osobennosti-rassmotreniya-del-o-nesostoyatelnosti/52572.413869.s1.html

Особенности рассмотрения дел о несостоятельности банкротстве

Как рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве) - особенности

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерствообразования и науки РФ

Федеральноегосударственное автономное образовательноеучреждение

Высшегопрофессионального образования

«Российскийгосударственный профессионально-педагогическийуниверситет»

Институт педагогическойюриспруденции

Кафедра права

Контрольнаяработа по дисциплине

«Арбитражныйпроцесс»

Вариант№ 3

Выполнилстудент: гр КТ413АУ

КочетковаЕ.А.

Екатеринбург, 2011г.

Оглавление

Оглавление 2

1.Порядок представления и истребования доказательств в арбитражном процессе 3

2.Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) 6

Задача 10

Список литературы 11

Согласно ст. 66 АПК РФпредставление и истребование доказательствосуществляется следующим образом.

  1. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Копиидокументов, представленных в суд лицом,участвующим в деле, направляются имдругим лицам, участвующим в деле, еслиу них эти документы отсутствуют.

2. Арбитражный суд вправепредложить лицам, участвующим в деле,представить дополнительные доказательства,необходимые для выяснения обстоятельств,имеющих значение для правильногорассмотрения дела и принятия законногои обоснованного судебного акта до началасудебного заседания или в пределахсрока, установленного судом. (в ред.Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ)

3.При изменении обстоятельств, подлежащихдоказыванию в связи с изменением истцомоснования или предмета иска и предъявлениемответчиком встречного иска, арбитражныйсуд вправе установить срок представлениядополнительных доказательств.

4.Лицо, участвующее в деле и не имеющеевозможности самостоятельно получитьнеобходимое доказательство от лица, укоторого оно находится, вправе обратитьсяв арбитражный суд с ходатайством обистребовании данного доказательства.

Входатайстве должно быть обозначенодоказательство, указано, какиеобстоятельства, имеющие значение длядела, могут быть установлены этимдоказательством, указаны причины,препятствующие получению доказательства,и место его нахождения.

Приудовлетворении ходатайства суд истребуетсоответствующее доказательство отлица, у которого оно находится.

5.В случае непредставления органамигосударственной власти, органамиместного самоуправления, иными органами,должностными лицами доказательств поделам, возникающим из административныхи иных публичных правоотношений,арбитражный суд истребует доказательстваот этих органов по своей инициативе.

Копиидокументов, истребованных арбитражнымсудом по своей инициативе, направляютсясудом лицам, участвующим в деле, если уних эти документы отсутствуют.

6.Об истребовании доказательств арбитражныйсуд выносит определение.

Вопределении указываются срок и порядокпредставления доказательств.

Копияопределения направляется лицам,участвующим в деле, а также лицу, укоторого находится истребуемое судомдоказательство.

7. Лицо, у которого находитсяистребуемое судом доказательство,направляет его непосредственно варбитражный суд. При необходимостипо запросу суда истребуемое доказательствоможет быть выдано на руки лицу, имеющемусоответствующий запрос, для представленияв суд.

8.Если лицо, от которого арбитражным судомистребуется доказательство, не имеетвозможности его представить вообще илипредставить в установленный судом срок,оно обязано известить об этом суд суказанием причин непредставления впятидневный срок со дня получения копииопределения об истребовании доказательства.

9.В случае неисполнения обязанностипредставить истребуемое судомдоказательство по причинам, признаннымарбитражным судом неуважительными,либо неизвещения суда о невозможностипредставления доказательства вообщеили в установленный срок на лицо, откоторого истребуется доказательство,судом налагается судебный штраф впорядке и в размерах, которые установленыв главе 11 настоящего Кодекса.

10.О наложении судебного штрафа арбитражныйсуд выносит определение.

Вопределении о наложении судебногоштрафа устанавливается новый срок, втечение которого должно быть представленоистребуемое доказательство.

В случае невыполнения этихтребований в срок, указанный в определениио наложении судебного штрафа, арбитражныйсуд может повторно наложить штраф поправилам, предусмотренным частью 9настоящей статьи.

11.Наложение судебных штрафов не освобождаетлицо, у которого находится истребуемоедоказательство, от обязанности егопредставить в арбитражный суд.

12.Определение арбитражного суда о наложениисудебного штрафа может быть обжаловано.

Дела о несостоятельности(банкротстве) рассматриваются арбитражнымсудом по правилам,предусмотренным Арбитражным ПроцессуальнымКодексом  РоссийскойФедерации (далее АПК РФ), с особенностями,установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности(банкротства).

Дела о несостоятельности(банкротстве) рассматриваются коллегиальнымсоставом судей, если иноене предусмотренофедеральным законом, регулирующимвопросы несостоятельности (банкротства).К рассмотрению такихдел не могутпривлекаться арбитражные заседатели.

Определения, которые выносятсяарбитражным судом при рассмотрениидел о несостоятельности(банкротстве) и обжалованиекоторых предусмотрено АПК РФ и инымифедеральными законами, регулирующимивопросы несостоятельности (банкротства),отдельно от судебногоакта, которым заканчивается рассмотрениедела по существу, могутбыть обжалованы в арбитражныйсуд апелляционнойинстанции в течениедесяти дней со дня их вынесения.

Общий принцип соотношенияуказанных процессуальных норм установленст. 223 АПК: дела о банкротстве рассматриваютсяарбитражным судом по правилам,установленным АПК, с особенностями,установленными федеральными законамио банкротстве. Как видно, нормы АПКсоставляют процессуальную основурассмотрения дел о банкротстве, являясьобщими, принципиальными по характеру.

Нормы законов о несостоятельности(банкротстве) носят особенный характери применяются арбитражными судами вдополнение к нормам АПК с учетом спецификиэтих дел. Оснований считать, что приэтом возникает конкуренция между нормамиАПК и Закона о банкротстве, не имеется.

Арбитражный суд, рассматривая дело обанкротстве, руководствуется, преждевсего, АПК (например, исследуядоказательства, проводя судебноеразбирательство или вынося судебныйакт), применяя в случаях, предусмотренныхЗаконом о банкротстве, содержащиеся внем особенные процессуальные нормы,присущие только этим делам и имеющиецелью учет специфики банкротства какинститута материального и процессуальногоправа (например, при подготовке дела ксудебному разбирательству или проведениипроцедур банкротства).

Необходимость существованияспециальных процессуальных норм прирассмотрении арбитражными судами дело банкротстве определяется двумяосновными особенностямиэтой категории дел: публичностью испецификой защиты права.

Публичныйхарактер этих дел основан на том, чтоустановление факта несостоятельности(банкротства) участника экономическогооборота, как правило, влечет серьезныепоследствия для большого количествалиц: самого должника, работниковдолжника – юридического лица илииндивидуального предпринимателя, членовсемьи должника-гражданина, собственниковили участников юридического лица,лишающихся в принудительном порядкесвоего имущества, кредиторов должника,задолженность перед которыми будетпогашаться в особом порядке, во многихслучаях – для государства иадминистративно-территориальныхобразований, получающих, после объявлениядолжника – юридического лица,дополнительные социально-экономическиепроблемы.

Спецификазащиты права (должника или кредиторов)при рассмотрении дел о банкротствезаключается в том, что целью рассмотрениядела арбитражным судом является нерешение спора, не установление факта,имеющего юридическое значение, аурегулирование конфликта, возникшегоиз-за неспособности участникаэкономического оборота расплатитьсяпо своим долгам. При урегулированииконфликта суд должен учитывать интересымножества лиц: самого должника, егоработников и собственников имущества,кредиторов, а также публично-правовые,социально-экономические, а порою иполитические интересы. Хотя внешнеправовой целью возбуждения дела обанкротстве и является объявлениедолжника банкротом, т. е. приданиеучастнику экономического оборотаособого статуса, позволяющего произвестирасчеты с кредиторами, фактическиинститут банкротства в проекции на егосудебную составляющую призван обеспечитьболее глубинные процессы, а именно,сохранение стабильности гражданскогооборота. Именно поэтому процессуальныенормы законодательства о банкротствеявляются особенными, направленными насоздание условий, позволяющих, приналичии достаточно объективносуществующего положения должника какнесостоятельного, плавно, с минимальнымипотерями для общества, вывести должникавременно (гражданин) или навсегда(юридическое лицо) из экономическогооборота.

Такоемногообразие стоящих перед судом, прирассмотрении дела о банкротстве, задач,предполагает создание, на уровненормативного регулирования, соответствующихпроцессуальных условий, позволяющихучесть специфику этих дел.

Это касаетсяпорядка обращения с заявлением и принятиясудом заявления к производству, составалиц, участвующих в деле, их полномочийи правового статуса, подготовки дела ксудебному разбирательству и срокарассмотрения дела, использованияпримирительных процедур и исполнениясудебного акта.

Традиционный арбитражныйпроцесс делится на следующие стадии:возбуждение дела о банкротстве, подготовкадела к судебному разбирательству,судебное разбирательство, вынесениесудебного акта, производство по пересмотрусудебных актов и, как, особая стадия,прямо не являющаяся частью арбитражногопроцесса, но органично с ним связанная –исполнение судебных актов. Несомненно,что наличие этих стадий характерно идля дел о банкротстве. Но специфика этихдел позволяет выделить две основныестадии рассмотрения арбитражными судамидел о банкротстве, отражающие ихособенность: разбирательстводел о банкротстве в арбитражномсуде и процедуры банкротства.

В ходе разбирательствадела арбитражныйсуд, руководствуясь, прежде всего,нормами АПК с применением особыхпроцессуальных норм, установленныхзаконодательством о банкротстве,производит собственно рассмотрениедела.

Именно разбирательство наиболееблизко обычному арбитражному процессуи состоит из вышеперечисленных подстадий:возбуждения дела, подготовки дела,судебного разбирательства и вынесениясудебного акта, который может бытьоспорен в вышестоящих процессуальныхинстанциях.

Главной задачей разбирательстваявляется принятие законного и обоснованногосудебного акта, являющегося основойурегулирования имущественного конфликта,но не завершающего разрешение конфликта.

Задача

Согласно ч. 1 ст. 180 Арбитражногопроцессуального кодекса РоссийскойФедерации (далее – АПК РФ) решениеарбитражного суда первой инстанциивступает в законную силу по истечениимесячного срока со дня его принятия,если не подана апелляционная жалоба. Всоответствии с ч. 1 ст.

182 АПК РФ решениеарбитражного суда приводится в исполнениепосле вступления его в законную силу,за исключением случаев немедленногоисполнения. Одним из таких случаев,согласно ч. 2 ст. 182 и ч. 7 ст.

201 АПК РФ,является исполнение решенийарбитражного суда по делам об оспариванииненормативных правовых актов, решений,и действий (бездействий) государственныхорганов – данные решения подлежатнемедленному исполнению, если иныесроки не установлены в решении суда.

В соответствиис ч. 1 ст. 318 АПК РФ решения арбитражногосуда приводятся в исполнение послевступления их в законную силу заисключением случаев немедленногоисполнения. Частью 3 ст.

319 АПК РФпредусмотрено, что в случаях немедленногоисполнения решения, исполнительныйлист выдается сразу после принятиятакого решения или обращения его кнемедленному исполнению; исполнительныйлист выдается взыскателю или по егоходатайству направляется для исполнениянепосредственно арбитражным судом.

Изусловия задачи не усматривается, чтосуд установил в решении иные сроки егоисполнения, следовательно, оно подлежитнемедленному исполнению.

Извышеизложенного следует, чтоарбитражный суд был не прав, отказавзаявителю в выдаче исполнительноголиста немедленно по принятии решенияо взыскании с налоговой инспекции впользу налогоплательщика необоснованноначисленного штрафа, сославшись на то,что решение не вступило в законную силу.

Список литературы

Источник: https://works.doklad.ru/view/1QI--rDWl48.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.