+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?

Содержание

О плюсах и минусах 44-го фз

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?

1 января 2014 года вступил в силу ФЗ-44 «О контрактной системе». Он пришел на смену действовавшему ранее 94-му ФЗ. Приведет ли рокировка к позитивным переменам – попробуем разобраться.

Начнем, пожалуй, с того, что новый закон хоть и вступил в силу, но действует пока не в полном объеме: предполагается его поэтапное введение в течение 2014-2016 годов. Закон призван изменить принципы государственных и муниципальных закупок, сделать их максимально эффективными, усилить антикоррупционный контроль. Посмотрим, за счет чего должны произойти такие подвижки.

Много разных конкурсов

В новом законе прописан сплошной закупочный цикл, который должен обеспечивать полную прозрачность, начиная от планирования закупки и заканчивая анализом конкретного результата. В прежнем 94-м ФЗ в достаточной степени регулировалась только процедура выбора поставщика.

Основные новации, предусмотренные контрактной системой, включают многие вещи: введение системы планирования закупок, создание единой информационной системы в этой сфере на федеральном уровне с включением в нее всех закупок на всех уровнях вплоть до муниципального. Появляется возможность прослеживать процесс закупок с того момента, как заказчик определил, в чем у него появилась потребность.

Годовое планирование закупок, составление планов графиков уже началось, а с 2015 года вводится трехлетнее планирование.

– По существу, это уже обязательства, которые показывают, что будет закупаться на следующий год. Для бизнеса особенно важно, что заказчики обязаны публиковать планы своих закупок.

Это позволит лучше подготовиться к подаче заявки и спланировать работу с учетом возможного участия в конкурсах и аукционах, – считает руководитель департамента экономического развития Дмитрий Богданов.

Вводится такое понятие, как нормирование закупок. Нормированию подлежат качественные и количественные характеристики товаров. А в плане закупок заказчики должны обосновать, для чего им нужно совершить ту или иную закупку.

Сохраняется перечень закупок, которые можно сделать только путем проведения электронного аукциона, где главным критерием в выборе победителя является цена. К слову, именно по этой причине в Тольятти к победе приходили разные недобросовестные организации. И переломить эту ситуацию не удавалось в течение многих лет.

В ФЗ-44 законодатель предлагает многовариантность процедур в зависимости от видов и стоимости закупок. Приоритетным способом, конечно, объявлен привычный открытый конкурс, где, кроме цены, действуют и другие критерии.

Введены также такие способы закупок, как двухэтажный конкурс, конкурс с ограниченным участием и запрос предложений.

Появляется возможность, например, при закупке работ по проектированию и строительству автомобильных дорог, защитных дорожных сооружений, объектов системы коммунальной инфраструктуры заключать так называемые контракты жизненного цикла. Критерием отбора победителя здесь будет цена всего жизненного цикла товаров и результата работ, начиная от закупки, обслуживания и заканчивая утилизацией в случае необходимости.

Для некоторых участников закон предусматривает преференции: субъектам малого и среднего предпринимательства, уголовно-исполнительной системе, организациям инвалидов и социально ориентированным НКО. Заказчики обязаны сделать не менее 5% закупок именно у таких организаций. К положительным новшествам закона можно отнести сокращение сроков проведения процедур закупок.

Барьер для нерадивых

Расширив доступ предпринимателя к государственным и муниципальным закупкам, закон в то же время дает возможность заказчикам свести на нет участие недобросовестных поставщиков.

Упрощено расторжение контракта по инициативе заказчика. Расторгнуть контракт можно было и раньше, но недобросовестные поставщики могли бесконечно уклоняться от получения уведомлений.

Сейчас срок ограничен 30 днями.

Вводится реестр банковских гарантий. Причем информация о выдаче гарантий в реестре размещается самим банком, он же несет ответственность за ее достоверность. Введение реестра серьезно поможет заказчикам: они смогут убедиться в достоверности представленной поставщиком гарантии.

Чтобы отсечь от участия в закупках проштрафившиеся организации, будет вестись реестр недобросовестных поставщиков. Практиковалось это и раньше, но особого результата не приносило. Хитрецы тут же открывали новое юридическое лицо и снова выходили на аукцион. Однако теперь в реестр будут включаться сведения не только о юридических, но и о физических лицах.

ФЗ-44 вводит и антидемпинговые меры.

Теперь, если начальная цена контракта составляет более 15 млн рублей, а участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена на 25 или более процентов ниже начальной, контракт заключается только после того, как победитель представит обеспечение исполнения контракта в полтора раза выше установленного документацией. Есть специальный реестр закупок, по которым поставщику необходимо представить расчет предлагаемой цены и обосновать ее.

Закон расширил перечень органов, осуществляющих контроль в сфере закупок. Помимо антимонопольной службы, органов контроля субъектов Федерации, местного самоуправления, вводится ведомственный контроль, а также аудит, который осуществляет КСП.

Пора сомнений

Многие эксперты говорят, что ФЗ-44 получился более сложным, чем его предшественник. Несомненно, у заказчиков прибавился объем работ.

Например, если раньше для покупки автомобиля просто закладывались деньги в бюджет и закупка осуществлялась, то теперь этот автомобиль должен соответствовать определенным нормативам. Раньше в акте приемки значилось лишь: «Работы выполнены».

Теперь этим не ограничится, в ряде случаев придется нанимать независимую стороннюю организацию, которая проведет экспертизу выполненных работ.

* * *

Департамент экономического развития мэрии вел планомерную работу по подготовке перехода на ФЗ-44: были приняты соответствующие постановления, проводились обучающие семинары и т.д. Сейчас система планирования и осуществления закупок в Тольятти полностью соответствует всем требованиям закона. Ведется работа по внедрению контрактной службы, которая начнет действовать с 1 апреля.

– Мы сформируем команду из разных подразделений, которая будет отвечать в целом за всю процедуру муниципальных закупок, не только за размещение, но и за планирование, заключение контракта, его исполнение, – уточняет Богданов.

– Из каждого структурного подразделения будет назначено несколько человек, которые обязательно пройдут дополнительное обучение. Они будут координировать работу по закупкам внутри своего подразделения.

Эту службу возглавит вице-мэр Алексей Бузинный.

Елена Харченко

vesti

06.03.2014

Источник: http://vstrg.info/novosti-biznesa/o-plyusax-i-minusax-44-go-fz.html

Закупки По 44 Фз Что Это ~ Повседневные вопросы

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?

страница » Закупки По 44 Фз Что Это

Чего ожидать от централизации закупок.

Централизация никогда не расценивалась однозначно. Всегда были сторонники централизации и сторонники децентрализации, какие бы общественные или коммерческие процессы при этом не обсуждались. Присутствует вопрос централизации и в вопросах снабжения госаппарата за казенный счет. Принесут централизованные закупки пользу делу или наоборот – покажет только время.

В чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ

В чем суть передачи полномочий в центр.

Правовые основы централизации закупок заложены в ФЗ-44. Этот закон призван полностью регулировать вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 26 этого закона, государственные или муниципальные структуры вправе передать свои полномочия по снабжению специализированному уполномоченному органу, в обязанности которого будет входить проведение закупок для нужд казенных учреждений.

То есть на муниципальном уровне существует надстройка: уполномоченный орган, который снабжает все государственные и муниципальные учреждения товарно-материальными ценностями.

Обязательные требования к снабжению в условиях существования единого центра:

обоснование закупок каждый заказчик делает самостоятельно; планы закупочной деятельности также составляются каждым заказчиком самостоятельно, исходя из собственных нужд; договоры по результатам закупочных процедур подписывают заказчики с поставщиками самостоятельно.

По сути роль уполномоченного органа сводится к централизованному сбору заказов, а также к организации и проведению закупочных процедур.

С 2016 года централизация закупок по 44-ФЗ обязательна для определенных категорий заказчиков.

Преимущества и недостатки.

Лаконичные статьи закона не всегда могут дать ответ, насколько позитивно новые правила повлияют на ту сферу общественных отношений, на регулирование которой они направлены.

Что касается плюсов и минусов централизации закупок, то даже на стадии прочтения закона, а также исходя из особенностей российской правоприменительной действительности, можно спрогнозировать как плюсы, так и очевидные минусы.

Очевидные минусы касаются в первую очередь предпринимателя как поставщика на рынке снабжения:

Для большого количества предпринимателей усложнится доступ к государственному заказу. Наличие только крупных заказов на рынке государственных закупок вытеснит небольших производителей из числа поставщиков, а их место займут крупные корпорации. Возникнут дополнительные возможности для построения коррупционных схем, поскольку уменьшатся возможности для конкурентной борьбы.

Где нет конкуренции, там нет и справедливого рынка – вот подытоживающий минус передачи в центр полномочий по закупочной деятельности.

Очевидный плюс существования единого центра один – экономия бюджетных средств.

Причем экономия будет осуществляться не только за счет получения значительных скидок при закупке крупных партий товарно-материальных ценностей. Она будет сказываться также при утверждении закупочных планов и выделении финансов на них реализацию.

Формально уполномоченный по закупочным процедурам орган не имеет никакого отношения к процессам планирования. Однако данные по снабжению, собранные им, не останутся без внимания со стороны инстанций, контролирующих бюджетные затраты.

Тезисы

We would to show you a description here but the site won’t allow us. Портал Закупок. Результаты Поиска. Реестр Организаций. Что такое госзакупки: определение, виды закупок по 44-ФЗ. Государственные закупки по 44-ФЗ. поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ: что это такое и как.

Открытый конкурс – что это? | по 44 ФЗ и 223 ФЗ. Открытый конкурс – что это? Проведение конкурса по 44-ФЗ: инструкция, сроки проведения. Централизованные закупки по 44-ФЗ. Объясняем, что это значит для заказчика. » Централизованные закупки по 44-ФЗ.

План-график – что это? | по 44 ФЗ и 223 ФЗ. План-график – что это? Изменения, ответственность, информация, автоформирование ПГ. 44-ФЗ и 223-ФЗ что это такое. В чем отличие. 44-ФЗ и 223-ФЗ что это такое. осуществить размещение заказа, что по 44-ФЗ. Детали участия в запросе котировок по 44? ФЗ — Контур.

Участники конкурентных закупок по 44-ФЗ привыкли, что в Это бесплатно Закрытые закупки. Путеводитель по закупкам – ФЗ-44 и ФЗ 223. как лучше искать закупки, что такое Путеводитель по закупкам – ФЗ-44 и что это такое. Планы закупок по 44-ФЗ образцы форм |. Тендер (торги) — Википедия.

5 апреля 2013 года был опубликован Федеральный закон № 44-ФЗ «О закупки в что требует. Российское .

Источник: http://kartaklada.ru/zakupki-po-44-fz-chto-jeto/

Что такое централизация закупок по 44-ФЗ

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?

Закон о контрактной системе разрешает централизовать закупки. Суть в том, что процедуры для нужд нескольких заказчиков проводит один уполномоченный орган. Плюсы централизации закупок по 44-ФЗ в экономии средств бюджета и снятии административной нагрузки с госучреждений. Однако есть и минусы. О нюансах централизации государственных закупок

Централизация закупок по 44-ФЗ

Централизации посвящена статья 26 Закона о контрактной системе.

Там сказано, что полномочия на проведение закупок может быть переданы существующим госоргану, муниципальному органу, казенному учреждению, также могут быть созданы новые структуры специально для организации закупочных процедур.

Уполномоченные органы вправе проводить торги, однако на них не могут быть возложены обязанности по обоснованию потребностей заказчиков, определению условий контракта, определение НМЦК. Подписывать контракты они также не могут.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:                   

Если планируется централизация закупок федеральных органов, решение о создании уполномоченного организатора принимает Президент или Правительство РФ. Среди полномочий выделяют: проведение процедур, планирование закупок, заключение контрактов, исполнение, приемка результатов, обеспечение оплаты.

Если централизация закупок охватывает нескольких заказчиков, которыми выступают исполнительные органы власти в субъектах, казенные, бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы в регионах, организатор закупок назначается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта или местной администрацией.

В некоторых случаях централизация закупок — это условие предоставления межбюджетных трансфертов. В такой ситуации Правительство РФ наделяет полномочиями на проведение процедур определенный уполномоченный орган. Какие обязанности по закупкам можно передавать уполномоченным органам, какие документы придется оформить и как, разобраться помогут примеры из практики и наглядные схемы.

Если полномочия организатора закупок определены на основании соглашения между регионом и муниципальным образованием, он может проводить процедуры для нужд заказчиков в субъектах и муниципалитетах.

Если полномочия определены решениями органов местного самоуправления муниципального района, городского округа, такие организаторы вправе действовать от имени поселений, бюджетных учреждений, МУПов.

Действия уполномоченных органов регулируются Законом № 44-ФЗ. На них, в том числе, распространяются положения о правах и обязанностях заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг и аудит.

Централизованные закупки по 44-ФЗ: что это

Говоря кратко, централизованные закупки — это один из способов организации торгов, при котором деятельность по выбору исполнителя контракта ведет не лично заказчик, а уполномоченный на это орган.

Он проводит процедуры для нескольких госучреждений. Такой орган может быть создан на государственном, региональном и муниципальном уровне.

В некоторых случаях полномочия передаются уже существующим госорганам. Важно знать, что организатор торгов не вправе:

  • определять условия контракта;
  • устанавливать начальную цену;
  • выполнять обязанность по обоснованию проведенной закупки.
  • подписывать контракты.

Все эти действия выполняет контрактный управляющий или контрактная служба заказчика.

Централизация государственных закупок подразумевает, что госорган, организовывающий торги, согласовывает с заказчиками планы и планы-графики, совместно с ними выбирает способ определения поставщика и осуществляет следующие действия:

  • готовит извещения;
  • вносит в документацию необходимые правки;
  • организует работу комиссии;
  • готовит протоколы;
  • контролирует процесс подачи заявок и вскрытия конвертов;
  • обеспечивает хранение протоколов и других документов.

Нужно понимать, что с заказчиков снимаются не все полномочия. Они должны:

  • формировать и утверждать планы и планы-графики;
  • размещать их в ЕИС;
  • выбирать способы определения поставщиков;
  • обосновывать закупки;
  • готовить описание объектов закупки;
  • определять условия контракта, в том числе цену и размер обеспечения;
  • утверждать закупочную документацию;
  • подписывать контракты;
  • направлять данные для включения в реестр контрактов;
  • формировать в ЕИС отчеты.

Вопрос из практики

Могут ли уполномоченный орган привлечь к административной ответственности?

Отвечает Ольга Чагина, специалист по закупкам

Да, контролеры вправе привлечь уполномоченный орган к административной ответственности. Уполномоченные органы, как и заказчики, относятся к участникам контрактной системы (п. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).К уполномоченным органам применяют все требования Закона № 44-ФЗ, как и к заказчику.

При этом уполномоченные органы несут административную ответственность, которая предусмотрена Кодексом РФ об административной ответственности, наравне с заказчиками. Например, при централизации и проведении совместных закупок уполномоченный орган выступает в качестве заказчика.

Ответственность за нарушения при закупках применяют к уполномоченному органу как к заказчику (ч. 11 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

Административную ответственность к уполномоченному органу применяют только в рамках возложенных на него полномочий. Например, на уполномоченный орган возложили обязанность размещать документы в ЕИС.

Ответственность будет связана с нарушением порядка и сроков размещения документов. Штрафы за другие нарушения возложат на заказчика.

Из рекомендации «Как обжаловать закупки уполномоченного органа»

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

Централизация закупок по 44-ФЗ: плюсы и минусы

Мы рассмотрели, что это такое централизованные закупки по 44-ФЗ. Перейдем к их плюсам и минусам.

Плюсы централизации закупок по 44-ФЗ:

  • экономия бюджетных средств за счет оптового приобретения однородных товаров (работ, услуг);
  • высокая квалификация работников уполномоченного госоргана;
  • отсутствие дублирования функций нескольких специалистов;
  • упрощение контроля за закупочной деятельностью;
  • повышенный интерес участников к масштабным закупкам.

Среди минусов выделяют:

  • дополнительная бумажная волокита при взаимодействии заказчика с уполномоченным органом;
  • необходимость планировать закупки заранее, подстраиваясь под других заказчиков;
  • повышение рисков обжалования процедур;
  • увеличение срока исполнения закупок.

Резюмируя, можно сказать, что централизация закупок позволяет сэкономить и снизить нагрузку на заказчиков, но в то же время может повлечь за собой снижение уровня конкуренции и увеличение срока проведения торгов.

Можно ли централизовать закупки по 223-ФЗ

Централизация государственных закупок — это механизм проведения процедур, который может применяться не только по 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ.

Хоть в Законе о закупках отдельными видами юрлиц и не установлены правила централизации, заказчики часто пользуются этой схемой для экономии средств.

Как правило, к ней прибегают крупные предприятия, которые организовывают процедуры для своих дочерних организаций. Порядок централизации они прописывают в своем положении о закупках.

Децентрализованные закупки: это как

Мы разобрали, что такое централизованные закупки. Но существует и обратное понятие. Децентрализованные закупки — это механизм, при котором заказчики сами проводят все процедуры для себя от начала и до конца. Выделим плюсы такого способа организации закупочного процесса:

  • закупки проводятся в соответствии с нуждами конкретного учреждения, не нужно подстраиваться под другие госучреждения;
  • гибкость в корректировке сроков.

К недостаткам относят:

  • выполнение специалистами однотипных функций, которые можно поручить третьему лицу;
  • кадровое обеспечение;
  • дополнительные финансовые вложения;
  • незаинтересованность поставщиков в закупках с небольшим бюджетом.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102456-qqq-18-m8-tsentralizatsiya-zakupok-po-44-fz

Централизованные закупки и особенности их проведения

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

Централизованные закупки по 44-ФЗ

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.

Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный  орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:

  1. Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

  2. Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

  1. создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

  2. применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

  3. устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

  1. техническое задание;

  2. рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

  3. проект договора;

  4. типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

  1. соответствие планам закупок;

  2. проверка комплектности документов;

  3. наличие в документах необходимых сведений;

  4. соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

После этого формируется проект извещения

Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам.

Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.

В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:

  1. принять рекомендации и внести изменения в заявку

  2. или продолжить процедуру без изменений.

В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.

Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.

Следующий этап – размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера

Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.

БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).

После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.

Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.

После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.

Преимущества и недостатки централизованных закупок

У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:

  1. во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);

  2. во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;

  3. в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.

Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:

  1. При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.

  2. Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.

Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.

44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Централизованные закупки

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Особенности участия в электронном аукционе

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/centralizovannye-zakupki

Централизованные закупки по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?

Количество осуществляемых государственных и муниципальных закупок, которые регулярно осуществляются для обеспечения нужд различных государственных органов и учреждений, постоянно растет. Именно по этой причине на законодательном уровне было принято решение о необходимости осуществления централизации проводимых закупок, если их возможно объединить по какому-либо признаку.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Какие виды централизации на сегодняшний день существуют, и каким образом происходит реализация принципа централизации закупок?

Понятие и ключевые типы централизации проводимых закупок

Централизация закупок – это объединение проводимых закупочных процедур по какому-либо признаку с передачей права проведения таких процедур одному уполномоченному органу или наиболее крупному заказчику с целью сокращения осуществляемых процедур и уменьшению сроков исполнения подписанных в итоге контрактов.

На сегодняшний день существуют несколько основных типов централизации, которые призваны облегчить и сделать максимально прозрачным функционирование созданной в Российской Федерации контрактной системы. К числу основных типов централизации относятся:

  • базовая;
  • предметная;
  • ведомственная.

В рамках действующего законодательства была также создана и вертикальная централизация, однако, на сегодняшний день она не получила распространения из-за сложности ее организации.

Базовая централизация

Данный тип централизации представляет собой наиболее распространенный в плане осуществления, так как может использоваться на различных уровнях осуществления закупок. В рамках непосредственной реализации данного типа централизации осуществляется разделение полномочий между уполномоченным органом на проведение закупок и потенциальным государственным заказчиком.

При проведении такой закупочной процедуры централизация выглядит следующим образом:

  • уполномоченный государственный орган или специально созданный единый заказчик проводит все процедуры, которые предусмотрены для определения того или иного поставщика или исполнителя;
  • заказчик обосновывает необходимость проведения той или иной закупки, а также формирует начальную максимальную цену контракта и ведет в полном объеме всю процедуру от момента определения исполнителя по контракту до подписания контракта и принятия результатов по итогам его исполнения.

Для того, чтобы проводимые централизованные закупочные процедуры были осуществлены максимально прозрачно, законодатель разграничил полномочия и обязанности, которыми наделены уполномоченный орган по проведению централизованных закупок и потенциальный заказчик.

Так, на заказчика, кроме перечисленных выше обязанностей, возложены и другие, к которым относятся:

  • создание на основании имеющихся потребностей плана закупок, а также плана-графика потенциально осуществляемых закупочных процедур;
  • в том случае, если некоторые закупки требуют проведения общественного обсуждения, то именно заказчик своими силами должен осуществлять такую процедуру;
  • выбор и обоснование того или иного способа определения потенциального исполнителя;
  • подготовка всей необходимой закупочной документации, в которой будет сформировано описание объекта закупки, обоснована начальная максимальная цена контракта, формирование проекта контракта, который в последующем будет подписан с победителем закупочной процедуры;
  • порядок внесения средств в качестве обеспечения заявки на участие и обеспечения исполнения контракта;
  • обработка запросов на разъяснение закупочной документации и передача ответов на запросы в уполномоченные органы на проведение централизованной закупки;
  • подписание контракта с победителем проведенной процедуры и направление информации о заключении такого контракта в реестр контрактов, а также формирование информации о том, в каком объеме и насколько качественно заключенный контракт исполнен;
  • размещение в Единой информационной системе информации в виде отчетов об исполнении контракта;
  • заключение контрактов с единственным поставщиком, а также проведение запроса предложений по итогам признания несостоявшимися аукциона или конкурса как процедуры определения исполнителя по контракту.

Что же касается полномочий, которые возлагаются на специальный орган по централизации закупок, то здесь следует отметить:

  • подготовка извещений о планируемой к проведению закупки и размещение необходимой информации в Единой информационной системе;
  • организация единой закупочной комиссии и осуществление ее деятельности, в том числе путем ведения всех необходимых протоколов и размещения их в указанные сроки в ЕИС;
  • размещение в ЕИС всех необходимых сведений о проводимой закупке, в том числе проекта контракта и документации о закупке для ознакомления с ними потенциальных участников закупочной процедуры;
  • обеспечение сохранности до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в проводимой закупочной процедуре, а также сохранение конфиденциальными поданных электронных заявок на участие до момента их вскрытия для последующей оценки относительно возможностей участия в проводимых процедурах;
  • предоставление возможности представителям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присутствовать в момент вскрытия заявок и проведения их анализа для принятия решения о дальнейшем допуске к участию в закупке;
  • обеспечение хранения всех документов о закупке в соответствии с установленными законом требованиями и в течение срока, который определен для тех или иных закупочных процедур.

Данный вид централизации, однако, не является наиболее удобным, так как «загрузка» и уполномоченного органа на проведение закупок, и самого заказчика остаются достаточно большими.

Ведомственная централизация

Данный вид централизации используется в настоящее время также часто, как и базовая, что обусловлено целым рядом ее особенностей.

Чаще всего ведомственная централизация носит характер совмещенного с базовой, так как на заказчике лежит обязанность подготовки закупочной документации, а также проведения ряда мероприятий, направленных на взаимодействие с потенциальными участниками закупки.

Однако суть такой централизации заключается в том, что централизованные закупки проводятся для нужд какого-либо ведомства и всех подчиненных ему учреждений (например, в Тульской области Министерство труда и социальной защиты населения проводит централизованные закупки для всех органов социальной защиты населения, а также для нужд Центра занятости населения Тульской области, расположенных на территории Тульской области, если начальная максимальная цена контракта превышает пятьсот тысяч рублей независимо от выбранной формы проведения такой закупки).
Для осуществления таких закупочных процедур в рамках руководящего органа власти формируется специальное подразделение, которое занимается проведением всех необходимых мероприятий от момента размещения извещения в Единой информационной системе до подведения итогов закупочной процедуры.

При этом контракт должен подписать тот заказчик, который выступил инициатором проведения закупки. И на плечи этого же заказчика ложится обязанность о необходимости размещения всей итоговой информации в ЕИС.

Предметная централизация

Этот вид централизации встречается чаще всего в отношении тех закупок, которые проводятся для какой-либо конкретной отрасли, например, для осуществления закупок в интересах дошкольных образовательных учреждений.

Характерной особенностью такого рода закупок становится то, что на заказчика ложится обязанность подготовить обоснование проводимой закупки, а также сформировать информацию о своих потребностях.

Еще одним видом предметной централизации становится централизованная закупка, которая осуществляется уполномоченным на то органом федерального или регионального уровня, если проведение такой закупки отвечает главному требованию – необходимости приобретения сходных или аналогичных товаров для нескольких заказчиков (например, для дошкольных и школьных образовательных учреждений должны быть закуплены методические пособия для педагогического состава, а также раздаточный материал для дошкольников и школьников). Как и в случае предметной централизации в рамках одной отрасли, в данном случае заказчику необходимо только обосновать необходимость проведения для него такого вида закупки, а также обозначить уровень своих потребностей.

Уполномоченные органы на проведение централизованных закупок и порядок взаимодействия с заказчиками

Создание уполномоченных органов на проведение государственных и муниципальных закупок и их функционирование полностью отрегулировано положениями части 1 статьи 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Вся процедура проведения закупки уполномоченным органом на проведение централизованных закупок осуществляется на основании действующих положений Федерального закона «О контрактной системе».

Что же касается выбора того способа, который следует рассматривать как наиболее оптимальный для определения исполнителя по тому или иному государственному контракту, то такой выбор должен быть осуществлен самим уполномоченным органом на проведение централизованной закупки на основании целого ряда показателей, в числе которых следует рассматривать:

  • срочность обеспечения интересов и нужд того или иного заказчика, который подал заявку на проведение централизованной закупки;
  • начальная максимальная цена контракта (чем меньше данная сумма, тем меньше необходимость проводить крупные торговые процедуры, например, аукцион или конкурс);
  • участие в централизованной закупке нескольких заказчиков, чьи интересы представляет уполномоченный государственный орган.

Что же касается проведения самой выбранной процедуры, то она будет проводиться в соответствии с установленным в соответствующих статьях регламентом.

При этом заказчик в лице его контрактного управляющего или уполномоченного сотрудника контрактной службы должен участвовать в подписании всех протоколов и других предусмотренных законом документов, которые должны сопровождать проводимую процедуру.

Плюсы и минусы проведения централизованных закупок с точки зрения заказчика

Проведение централизованных закупок, несмотря на то, что они осуществляются на основании тщательного государственного регулирования, имеют свои положительные и отрицательные стороны. К числу положительных следует отнести:

  • снижение ответственности для заказчика в части соблюдения сроков и требований законодательства относительно отображения в Единой информационной системе всех результатов проведенной закупочной процедуры;
  • наличие возможности получить квалифицированную консультацию сотрудника, проводящего закупочные процедуры, относительно вопросов подготовки документации или иных спорных вопросов при проведении той или иной закупки;
  • возможность получения необходимого товара, услуг или работ по цене ниже, чем была запланирована, в результате большего снижения НМЦК из-за большего объема закупаемого материала.

К минусам централизованной закупки относятся:

  • срок проведения процедуры, который может быть увеличен по причине увеличения НМЦК свыше трех миллионов из-за необходимости проведения большего объема закупки, чем планировал сам заказчик;
  • отсрочка проведения закупки из-за необходимости набрать определенный объем заказываемых товаров, работ или услуг для проведения единой централизованной закупки по одному из видов централизации;
  • необходимость неоднократного согласования всех подготавливаемых документов для проведения закупочной процедуры.

Несмотря на сложность для заказчика участия в централизованной процедуре закупки, принять решение об участии в ней или отказаться сам заказчик не может, так как это может быть чревато нарушением действующего законодательства.

Однако в некоторых случаях централизованные закупки могут выступать серьезным подспорьем в реализации крупных закупочных процедур и при осуществлении экономии бюджетных средств.

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://zakonguru.com/goszakupki/44/centralizovannye.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.