+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Налоговая нагрузка — понятие и расчет

Содержание

Формула расчета налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка — понятие и расчет

Налоговая нагрузка – это сумма налогов, которая удерживается с плательщика в пользу бюджетов всех уровней. Величина нагрузки рассчитывается по формулам, которые определены ФНС. Примеры соответствующих расчетов, а также предельно допустимые значения нагрузки приведены в статье.

Ранее мы приводили пример заполнения декларации по налогу на прибыль, ознакомиться с примером можно здесь.

Суть налоговой нагрузки: законодательная база

Под налоговой нагрузкой понимают общую сумму налогов (имеются в виду все налоги, в том числе и НДФЛ), которая выражается:

  • в относительной величине, т.е. процент (доля) от выручки;
  • в абсолютной величине – т.е. в рублях за определенный период времени (в пересчете на год, квартал, месяц).

Оценивать нагрузку необходимо как самому плательщику, так и налоговой инспекции, поскольку:

  1. Если показатели устойчиво ниже средних значений, принятых по конкретному виду деятельности (например, производство пищевых продуктов или производство текстильных изделий), инспекция может назначить выездную проверку. Подобная ситуация необязательно говорит о том, что предприятие или предприниматель утаивают часть налогов, но проверка в любом случае будет проведена.
  2. Если показатели достаточно высоки, что мешает развиваться компании, это повод задуматься о том, чтобы перейти на другую систему налогообложения – например, на ЕНВД либо УСН.

Для оценки нагрузки компания (бухгалтер либо другие уполномоченные лица) должны произвести оценку общей суммы налогов и соизмерить получившееся значение с доходами (выразить в процентах). Затем получившийся процент сравнивают с показателями, утвержденными Приказом ФНС (справочные сведения с актуальными значениями публикуются ежегодно).

Формулы и примеры расчетов

Наиболее простой вариант расчета – найти сумму всех налогов, разделить их на полученный доход за тот же самый период и умножить на 100, чтобы выразить в процентах:

(Сумма налогов/Сумма доходов)*100%

Подобная формула приводится в том же приказе (в словесном описании):

Под данными Росстата имеются в виду сведения из отчета о прибылях и убытках, которые рассчитаны без учета НДС. Также важно понимать, что в эту сумму входят все оплаченные НДФЛ, но не включаются взносы ни в один внебюджетный фонд. Таким образом, речь идет исключительно об уплаченных налогах.

ПРИМЕР

Предположим, что компания работает в сфере трубопроводного транспорта. За 2017 календарный год она перечислила налогов на общую сумму 2 млн рублей. В то же время общая величина дохода 100 млн рублей.

Тогда (2/100)*100% = 2%, что ниже среднего значения по отрасли более, чем в 2 раза (в соответствии с Приказом ФНС 4,5%).

У налоговой службы могут возникнуть вопросы, поэтому с высокой вероятностью она организует выездную проверку.

Расчет нагрузки по налогу на прибыль

Также налоговая служба разработала несколько формул расчета по конкретным налогам для индивидуального предпринимателя или коммерческих компаний. Они зависят от конкретной системы налогообложения – соответствующие рекомендации представлены в одном из писем.

Расчеты производятся по каждому налогу в отдельности, затем суммируются и соотносятся с объемом доходов за тот же период. Например, в случае налога на прибыль формула следующая:

Нагрузка = Нп/(Дреал+Двн)*100%

Нп – это величина налога на прибыль, которая определяется по декларации, Дреал – это доходы, полученные от реализации, а Двн – это внереализационные доходы (например, прибыли от прошлых лет, доходы от выявления излишков в результате инвентаризации и т.п.).

ПРИМЕР

Компания оказывает полиграфические услуги частным и юридическим лицам, за календарный год получила доходы в размере 49 млн рублей. Дополнительно за тот же период получены внереализационные доходы на сумму 1 млн рублей.

Общая сумма налога на прибыль составила 2 млн. рублей. Тогда 2/(49+1)*100% = 4%.

Если по подсчетам других налогов общий уровень нагрузки будет примерно таким же, налоговая инспекция также с высокой вероятностью проведет проверку (среднее значение по отрасли 9,2%).

Расчет нагрузки по НДС

При определении значения на основе НДС можно использовать 2 метода:

Нагрузка = (НДС/НБрф)*100%

или

Нагрузка = (НДС/НБобщ)*100%

Оба способа опираются на значение НДС, которое определяется по данным декларации. Однако налоговые базы используются разные: в первом случае база по рынку РФ (раздел 3), а во втором – сумма баз (разделы 3 и 4).

ПРИМЕР

Налоговая база компании составила 20 млн р, а налог НДС за тот же период – 2 млн р. Тогда (2/20)*100% = 10%.

Пример расчета для ИП

В этом случае нагрузка определяется по налогу на доходы, который и отражается все поступления предпринимателя как физического лица. Формула достаточно простая:

Нагрузка = (Нндфл/Дндфл)*100%

Здесь Нндфл – это налог НДФЛ, а Дндфл – доход предпринимателя, который обозначен в декларации 3-НДФЛ.

Расчет для УСН

При упрощенной системе достаточно определить УСН-налог по данным декларации и разделить это значение на доход по той же декларации, т.е.:

Нагрузка = (Нусн/Дусн)*100%

ПРИМЕР

Предприниматель работает не по обычной, а по упрощенной схеме налогообложения. Он получил доход 40 млн р, а сам налог составил 6%, т.е. 2,4 млн р. Именно столько составляет его налоговая нагрузка.

Также ставка может определяться на уровне 15%, если она рассчитывается как разница между доходами и расходами.

При этом ее могут снизить и до 1% (по решению региональной власти того или иного субъекта РФ).

Ранее мы приводили пример заявления о переходе на УСН, ознакомиться с правилами его заполнения вы можете здесь.

Расчет для ЕСХН

Если предприниматель или компания работают в сфере сельского хозяйства, зачастую они платят единый налог 6%. В таком случае формула будет точно такой же – величина налога делится на величину доходов за тот же период.

Например, фермер заработал за год 70 млн рублей, поэтому он должен оплатить только единый налог 6%, что в данном случае составит 4,2 млн р.

Данная система применяется только в том случае, если величина доходов именно от сельскохозяйственной деятельности превышает 70%.

Расчет для ОСНО

При общей системе предприниматель либо компания оплачивают не только НДФЛ, но также:

  • НДС (18% либо 20%);
  • налог на имущество физлица (до 2%, в зависимости от региона).

Формула расчета будет примерно такой же:

Нагрузка – (Нндс+Нп)/Выручка

Здесь Нндс – это налог НДС, а Нп – налог на прибыль в соответствии с декларацией. Под выручкой имеются в виду доходы, которые получены только по отчету о прибылях и убытках. Расчет производиться без учета НДС.

ПРИМЕР

Предприниматель уплатил налог НДС 2 млн р, а налог на прибыль – 10 млн р. При это его выручка за тот же период составила 120 млн р. Тогда (10+2)/120 = 0,1, т.е. 10% – это и будет его налоговой нагрузкой.

Как объяснить низкий показатель нагрузки

Как уже говорилось, слишком низкий показатель, который значительно меньше по сравнению со средними значениями, необязательно должен говорить о том, что предприятие незаконно скрывает часть своих доходов. Возникновение подобной ситуации может быть связано с несколькими объективными причинами:

  1. Неправильно определен вид экономической деятельности.
  2. Возникли временные (например, сезонные) проблемы по реализации товаров/услуг.
  3. Компания начала реализовывать инвестиционную модель развития, из-за чего довольно большой объем средств вкладывается в расширение производства, приобретение нового оборудования, недвижимости и т.п.
  4. В структуре торговли имеют место не только внутренние, но и внешние (экспортные) операции. Снижение выручки может быть связано в том числе и с курсовыми колебаниями валюты.
  5. Компания решила накопить запасы товаров длительного хранения (например, одежду), которые впоследствии реализовать по более выгодной цене.
  6. Изменение рыночной конъюнктуры, связанное с увеличением отпускных цен по решению поставщиков.

В соответствии с этими причинами ответственное лицо составляет пояснительную записку в адрес налоговой инспекции. Записка оформляется по результатам камеральной проверки и направляется непосредственно в налоговый орган, после чего рассматривается там до 3 календарных дней.

Непредоставление пояснений в ФНС не влечет никакой ответственности. Однако в интересах самого налогоплательщика разобраться с ситуацией и представить все необходимые документы, в том числе и пояснительную записку.

Ранее мы приводили пример ответа на требования налоговой о предоставлении пояснений, рекомендуем вам ознакомиться с нашим образцом по ссылке тут.

Предельная нагрузка

Важно понимать, что понятия предельно допустимый уровень нагрузки как такового не существует.

То есть законодательство устанавливает только средние значения по налоговым отчислениям по каждому виду деятельности, однако максимально возможные значения не фиксируются.

Это означает, что плательщик должен самостоятельно следить за тем, насколько много налогов он платит, и при необходимости принять решение о переходе на другую систему налогообложения.

В ряде случаев предпринимателю выгоднее перейти на другие системы налогообложения – ЕНВД, УСН, ОСНО либо платить единый сельскохозяйственный налог. Однако переход возможен только по определенным видам деятельности и при соблюдении конкретных условий, которые могут отличаться в разных субъектах РФ.

Рекомендуем вам ознакомиться с предусмотренной законодательством ответственностью за уклонение от уплаты налогов, подробности смотрите тут.

Таким образом, плательщик может рассчитывать нагрузку по разным формулам, но налоговую инспекцию в первую очередь интересует, какой процент занимают налоги от получаемых доходов.

При этом сама проверка организуется только в тех случаях, когда нагрузка явно ниже по сравнению со средним уровнем в данном виде деятельности.

Источник: https://2ann.ru/formula-rascheta-nalogovoj-nagruzki/

Что такое налоговая нагрузка и как ее посчитать

Налоговая нагрузка — понятие и расчет
11.05.2017

Налоговая нагрузка — ключевой показатель для налоговых инспекторов. Она показывает, какую долю по отношению к вашей выручке занимают начисленные вами налоги.

Старший партнер компании «Рыков групп» Павел Пенкин в рамках своего нового проекта рассказывает о том, как налоговики могут использовать информацию о ваших налогах против вас и объясняет, почему #cхемыбольшенеработают.

Низкая нагрузка — это сигнал к тому, что налоги занижены. Таких плательщиков инспекция берет на особый контроль: проверяет выписки по счетам, вызывает на комиссии, ищет среди их контрагентов фирмы-однодневки. Если предпроверочный анализ подтверждает, что нагрузка низкая из-за нарушений, плательщику назначают выездную проверку.

Как посчитать налоговую нагрузку

Нагрузка считается в процентах отдельно по каждому году по формуле:

Налоговая нагрузка= ((Сумма начисленных налогов за год)/(Сумма выручки за год))?100%

Для расчета берут именно начисленные, а не уплаченные за год налоги. Это потому, что начисление может быть в одном году, а уплата перейти на следующий. Если считать по уплате, то нагрузка может оказаться меньше, чем на самом деле.

Данные о начисленных налогах нужно взять из деклараций.

В расчет идут также налоги, которые начислены в качестве налогового агента, например, НДФЛ. А вот страховые взносы за работников не участвуют в расчете.

Сумму выручки организации берут из строки 2110 “Выручка” годового отчета о финансовых результатах.

Предприниматели берут выручку (доход) из декларации 3-НДФЛ или по УСН.

Налоговая инспекция может отдельно проверять нагрузку по налогу на прибыль. Она считается по формуле:

Нагрузка по налогу на прибыль=((Сумма начисленного налога на прибыль)/(Сумма выручки и внереализационных доходов))? 100%

Данные нужно взять из декларации по налогу на прибыль.

Как понять, что налоговая нагрузка низкая

Чтобы понять, нормальная у вас нагрузка или нет, нужно сравнить ее со средней по России по тому виду деятельности, который для вас основной.

Для этого нужно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (доступно по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/) выбрать наиболее подходящий вид деятельности и в колонке с нужным годом посмотреть значение. Оно и будет нормативом, с которым нужно сравнить свою нагрузку за этот год.

Например, средняя нагрузка по виду деятельности “Оптовая торговля” в 2015 г. равна 2,4%, а по строительству — 12,7%.

Каждый год в начале мая ФНС России публикует данные о налоговой нагрузке за прошедший год. То есть, в 2017 г. будут доступны данные о нагрузке за 2016 г. и ранее.

Если вы отдельно рассчитываете нагрузку по налогу на прибыль, то тут такие нормативы: не менее 1% для торговых организаций и не менее 3% для всех остальных.

Те плательщики, у которых нагрузка ниже средней по России попадают в особый список, с которым работают специалисты по планированию выездных проверок.

ПОЧЕМУ ПРИШЛА НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА: КРИТЕРИИ ОТБОРА

Причины низкой налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка завязана на выручку: чем больше выручка, тем больше налогов нужно платить. Если выручка из года в год растет, а налогов платится столько же или меньше, инспекторы начинают подозревать плательщика в применении схем.

Они могут сделать вывод, что плательщик искусственно нарастил расходы для налога на прибыль или вычеты по НДС.

Особенно привлекает внимание резкое падение нагрузки по сравнению с прошлым годом.

Бывает так, что низкая нагрузка не связана с нарушениями и объясняется объективными причинами, например:

  • Плательщик применяет спецрежим УСН, ЕНВД, ЕСХН. Поскольку в этом случае вместо нескольких налогов платится один, нагрузка не может быть такой же как у плательщика с тем же видом деятельности, но на общем режиме.
  • Плательщик применяет льготы. Поэтому при одинаковой выручке он заплатит налогов меньше, чем тот, кто льготу не применяет.
  • Временные изменения в бизнесе. Например, появление новых конкурентов вынуждает снизить цену продажи при тех же расходах. В итоге выручка получится ниже, и налоги тоже будут ниже, чем раньше.

Что делать, если налоговая нагрузка низкая

Если нагрузка низкая из-за того, что плательщик применяет схемы уклонения, например, использует фирмы-однодневки, то ФНС России рекомендует отказаться от таких схем и довести нагрузку до нормального уровня.

В этом случае придется сдать уточненные декларации, доплатить недостающие налоги и пени. Но зато, таким способом можно избежать штрафов и, самое главное, выездной проверки.

Если низкая нагрузка объяснима, то лучше подготовить для налоговой подробные письменные пояснения о причинах.

Источник: https://rykov.pro/articles/chto-takoe-nalogovaya-nagruzka-i-kak-ee-poschitat/

Налоговая нагрузка: формула расчета

Налоговая нагрузка — понятие и расчет

Каждый предприниматель, стремясь увеличить свою выручку, ощущает давление налогового бремени. И желание сделать его как можно менее существенным вполне понятно.

Но, применяя разные способы снижения налоговой нагрузки, стоит помнить, что ее величина не должна быть слишком низкой, так как это будет означать, что предприниматель нарушил НЗ, а это чревато налоговыми проверками.

Конечно, причиной низкого налога может стать и неправильно рассчитанная налоговая нагрузка, формула расчета даже сейчас не всем предпринимателям известна.

Налоги являются основными источниками дохода государства. Поэтому одной из важных задач для государства является создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса и контроль за уплатой налоговых средств.

Кто должен знать о ее величине

Расчет налоговой нагрузки носит аналитический характер. Хотя стоит заметить, что получаемая вследствие расчетов величина каждым пользователем используется для разных целей. Интересует чаще всего налоговая нагрузка ФНС и предпринимателя. Так, при ознакомлении с налоговым бременем налоговики в первую очередь обращают внимание на соответствие ее имеющимся средним показателям по отрасли.

Но если даже при самом неудачном квартальном периоде налоговиками будет выявлено снижение налогового бремени до критического минимума, это станет серьезным поводом для проверки предприятия. Предпринимателю также очень важно знать, как рассчитать налоговую нагрузку, ведь это позволяет выявить возможные пути к снижению налогооблагаемой базы с применением законных способов.

Действующие нормативы

Несмотря на то, что базу для обложения налога выбирает предприниматель сам, он должен помнить, что применение неправомерных мер для снижения рассчитываемого налога либо искусственное его занижение приблизит день, когда налоговики решат прийти с проверкой. И в первую очередь, будет подлежать проверке используемая для расчета налога величина дохода.

Независимо от того, каким способом будет осуществляться расчет налогового бремени, основной суммой для расчета будет является сформированная предпринимателем налогооблагаемая база.

Для каждой отрасли имеется своя величина нагрузки, и она всегда берется во внимание во время налоговых проверок. Так, для сельскохозяйственных предприятий она составляет 2,9 коэффициент. Существенно выше среднеотраслевый норматив у горнодобывающего производства, он составляет 35,2.

У рыболовецкого всего 7,1, чуть выше у предприятий, чья деятельность связана с обрабатыванием отраслей, для них действующий среднеотраслевый норматив составляет всего 7,5. Для предприятий, занимающихся топливодобычей, коэффициент составляет 39.

Для предприятий издательского бизнеса утвержден коэффициент 13,6.

Так как указанные показатели имеют пусть и косвенную, но все же связь с начисляемой прибылью, они требуют к себе определенного внимания предпринимателей.

Формула расчета

В проведении процедуры расчета применяются два направления. Одним из них является структура налогов, которые подлежат уплате предприятием и используются в соотношении в процедуре расчета.

Вторым направлением является средний показатель. Он необходим для сверки обязательного отчисления. Для процедуры расчета существует два способа.

Предложенная Минфином формула состоит из таких элементов:

НН=(Нсум/(В+Вд)) х 100%.

Расшифровка формулы достаточно проста. НН обозначает нагрузку. Соединяемые В и Вд являются доходами, где В — это суммы, получаемые от реализации, а Вд — доход, получаемый от внереализационной деятельности.

Проводя расчеты таким методом, стоит помнить, что этот способ не дает возможности выяснить уровень зависимости величины налогового бремени от используемых видов налогов. Но она позволяет выяснить величину налогоемкости на реализованную либо выпущенную продукцию.

Хотя  полученная величина и тут не дает четкого понимания величины нагрузки.

В другом способе используется сумма налогов и сборов, которые были фактически перечислены в бюджет, умножается на величину имеющегося по этим показателям долга.

То есть по факту происходит использование суммы, которая была начислена к платежу. При этом в сумму налогов не надо вносить НДФЛ, так как этот вид налога не оплачивается предприятием, он им просто перечисляется.

Включены в сумму должны быть также и платежи, несущие косвенный характер.

Дело в том, что эти суммы влияют на экономику предприятия. Эта методика расчета дает возможность выяснить не только абсолютную величину бремени, но и относительную. Как посчитать налоговую нагрузку предприятия, решать лично его руководителю.

Помимо этих двух способов, существуют и другие, позволяющие высчитать налоговую нагрузку. Каждый из них дает возможность получить нужную информацию для анализа налоговой нагрузки предприятия, от которого часто зависит дальнейшее применение выбранной налоговой системы налогообложения.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/optimizatsiya-nalogov/kak-rasschitat-nalogovuyu-nagruzku.html

Налоговая нагрузка: понятие и методы расчета

Налоговая нагрузка — понятие и расчет

      Эволюция налогов и возрастающая роль государственных финансовых ресурсов в жизни современного общества способствует превращению налогообложения в важную, сложную, специфическую сферу финансов со своими законами развития. К ним относятся классические принципы налогообложения — равенство, нейтральность, удобство и простота налогообложения, необременительность или в современной трактовке — социальная ориентированность налогов.

      Соответствие этим внутренним принципам построения и действия налоговых систем — главный признак разумности и эффективности налоговой политики.

       Проблема определения границ налогового бремени существовала. 
У любого государства сохраняется постоянная потребность в налоговых доходах.

В то же время оно обязано принимать во внимание необходимость возобновления своих фискальных ресурсов в будущем, сознавая, что это реально лишь при наличии определенного уровня доходов у населения и в условиях эффективного функционирования национальной экономики.

      Определение эффективных границ налоговой нагрузки предполагает поощрение предпринимательской инициативы и обеспечение условий роста реальных доходов населения, а также зависит от особенностей функционирования и намеченных целей развития того или иного государственного образования.

      Она достигается выполнением следующих условий: достаточности налоговых поступлений для удовлетворения нужд государства; приемлемости уровня налогообложения для налогоплательщиков; возможности стимулирования с помощью налоговой системы роста эффективности общественного производства и предпринимательской активности.

      В данной работе рассмотрим понятие и факторы, влияющие на налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов, способы ее определения и возможности оптимизации при осуществлении налогового планирования.

1. Понятие налоговой нагрузки и факторы, на нее влияющие

      Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта – относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога.1

      Деятельность и налоговая политика каждого хозяйствующего субъекта уникальна, поэтому в налоговом планировании принято выделять основные факторы, оказывающие влияние на размер налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта:

  • элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;
  • льготы, в том числе освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;
  • получение инвестиционного налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;
  • размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в офшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории России.

2. Способы расчета налоговой нагрузки

 

      При определении способа расчета налоговой нагрузки на уровне хозяйствующего субъекта экономисты  рассматривают вопросы о включении в расчет налогового бремени налога на доходы физических лиц; об учете косвенных налогов; о базе – показателе, с которым следует сравнивать сумму уплаченных хозяйствующими субъектами налогов.

      В настоящее время экономисты предлагают различные математически формализованные методы расчета налоговой нагрузки, которые можно разделить на две большие группы: суммовые методы и мультипликативные методы.

2.1. Суммовой метод расчета налоговой нагрузки

 

      Д. А. Козлов предлагает использовать суммовой метод расчета налогов в оперативной деятельности предприятий2. Налоговое бремя определяется в данном случае в виде суммы рассчитанных математическими методами НДС, отчислений в социальные фонды, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на имущество и налога на прибыль.

      Департаментом налоговой политики Минфина России разработана собственная методика, согласно которой тяжесть налогового бремени принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к суммарной выручке от реализации.

Эта методика содержится в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г.

№ ММ-3-06/333, где приведен расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности.

2.2. Мультипликативный метод расчета налоговой нагрузки

 

       Одним из наиболее полномасштабных и научно обоснованных подходов к расчету налогового бремени является мультипликативная методика расчета совокупного налогового бремени, разработанная М. Т. Оспановым.

       Однако в данной модели не учитываются возможности возмещения НДС (налоговых вычетов), т.е. налоговое бремя рассматривается с позиции конечного потребителя, а не хозяйствующего субъекта.

Оспанов справедливо указывает, что наряду с суммированием налоговой нагрузки по ряду налогов необходимо учитывать их в составе налоговых вычетов по налогу на прибыль (доход).

Однако он не распространяет данное утверждение на отчисления социального характера.

       Кроме того, М. Т. Оспанов, несмотря на определенную громоздкость приводимых формул и расчетов, учел влияние на размер налогового бремени только трех налогов: налога на добавленную стоимость, социальных платежей, подоходного налога (налога на прибыль).

       Для современной российской системы налогообложения этого явно недостаточно. Особенно это касается налога на имущество, имеющего существенное значение для фондоемких производств. 

       Мультипликативный метод расчета налогового бремени предлагает также А. Е. Викуленко, применяющий при расчете совокупного налогового бремени (СНБ) эффективную ставку, что касается, прежде всего, макроэкономического аспекта уровня налоговых изъятий.

        Методика расчета СНБ учитывает налог на прибыль, НДС, социальные платежи и прочие налоги, связанные со спецификой деятельности предприятия и не зависящие от размера прибыли и объема реализации.

        Методика расчета СНБ по налогу на прибыль, НДС и социальным налогам в целом соответствует методике, предлагаемой М. Т. Оспановым. Остальные же налоги только названы, но расчеты по ним приводятся не в полном объеме.

       В качестве базы, по отношению к которой считается налоговое бремя, Викуленко предлагает коэффициент рентабельности по отношению к себестоимости, а также чистую прибыль.

       Использование данных показателей в качестве базы вряд ли можно признать оптимальным. Первый не учитывает НДС, который стоит в числителе приводимых формул, т.е. в этом случае не обеспечивается соответствие числителя и знаменателя.  

       Согласно методике М. Н. Крейниной происходит сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Общий знаменатель, к которому, в соответствии с данным подходом, можно привести сумму всех налогов — чистая прибыль предприятия.

       Таким образом, определяется тяжесть налогового бремени, которая показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Предлагается исходить из ситуации, когда предприятия вообще не платят налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной.

       Налоговое бремя согласно методике М. Н. Крейниной рассчитывается по формуле 1:

      ( 1 ) 

       где

       В — выручка от реализации;

       Ср — затраты на производство реализованной продукции без учета налогов;

        Пч — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее3.

       Данная модель явно недооценивает влияние косвенных налогов (НДС, акцизов и таможенных платежей) и предлагает в качестве базы для расчета налогового бремени показатель чистой прибыли. На практике это явно будет приводить к необоснованно завышенному значению величины налоговой нагрузки. 

       Модель расчета величины налоговой нагрузки на предприятия предлагается А. Кадушиным и Н. Михайловой. Налоговое бремя, по их мнению, следует определять по отношению к добавленной стоимости, которая является источником дохода предприятия и соответственно источником уплаты налогов.

        Этот показатель позволяет усреднить оценку налоговой нагрузки для различных типов производства, т.е. обеспечивает сопоставимость налогового бремени для различных экономических структур, что является несомненным достоинством данной модели.

       Валовая выручка представляется в виде следующей структуры компонентов: материальные затраты (МЗ) и добавленная стоимость (ДС), которая включает: амортизационные отчисления (AM); затраты на оплату труда (ЗП0) (включая обязательные отчисления в социальные фонды и налоги, начисляемые к фонду оплаты труда); налог на добавленную стоимость (НДС); прибыль (П).

       Поскольку долевое распределение представленных компонентов на различных предприятиях различно, авторы вводят следующие структурные коэффициенты:

       Доля добавленной стоимости в валовой выручке (формула 2):

       К0 = ДС/В       ( 2 ) 

       Доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости (зарплата с начислениями) — коэффициент, учитывающий трудоемкость производства (формула 3):

        Кзп = ЗП0/ДС       ( 3 )   

       Доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости — коэффициент, учитывающий фондоемкость производства (формула 4): 

       КАМ = АМ/ДС       ( 4 ) 

       По расчетам Кадушина и Михайловой, предприятие, согласно действующей системе налогообложения, должно было уплачивать следующие налоги.

       Налог на добавленную стоимость:

       НДС = (18%/118%) х ДС;

       Начисления (платежи) к заработной плате:

       Нзп = (26,0%/126,0%) х Кзп х ДС;

       Налог на доходы физических лиц:

       НДФЛ = 0,13 х  (1 – 0,26/1,26) х Кзп х ДС;

       Налог на прибыль:

       НП = 0,20 х (1 – НДС-Кзп-КАМ) х ДС.

       Сложение всех перечисленных налогов и обязательных платежей позволяет получить следующее выражение отчисляемой государству доли добавленной стоимости ( формула 5): 

         ( 5 ) 

       Таким образом, доля добавленной стоимости, которую организация должна, согласно действовавшей системе налогообложения, отдать государству в виде налогов и обязательных платежей, является функцией типа производства по критерию доли в составе валовой выручки материальных, трудовых или амортизационных затрат.

       По формуле 5, изменяя переменные (материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость), можно получать долю налогов в добавленной стоимости предприятия. Появляется возможность просчитать влияние повышения или понижения ставок налогов, увеличения льгот на темпы развития предприятия.

       Недостатками формулы является то, что в ней не нашли отражения налог на имущество и транспортный налог.

В то же время, по мнению ряда экономистов, вряд ли стоит включать в расчет налог на доходы физических лиц и рассчитывать фиксированные коэффициенты, основываясь на действующих ставках налогов, которые имеют тенденцию к постоянному изменению, а также использовать добавленную стоимость в качестве базы для расчета величины налогового бремени. 4 

Источник: http://stud24.ru/tax/nalogovaya-nagruzka-ponyatie-i-metody/229500-672544-page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.