+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами

Содержание

Трансфертное ценообразование: особенности налоговой проверки сделок между взаимозависимыми лицами

Налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами

В.Г. Акимова,
партнер, руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп»

Процедура этого контроля прописана в достаточно общей форме, что на практике вызывает множество вопросов о том, что это за проверка, выездная или камеральная, сколько она может продлиться, остались ли какие либо полномочия у территориальных налоговых органов в этой сфере и т. д.

Ответить на эти вопросы нужно обязательно, так как анализ судебной практики показывает, что процедурные споры составляют немалую часть споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

Наши специалисты – ведущие юристы «Пепеляев Групп» Е.И. Семкина и Н.Р.

Хачатрян – попытались в статье дать ответы на эти вопросы.

 

Е.И. Семкина,
ведущий юрист «Пепеляев Групп»
 

Н.Р. Хачатрян,
ведущий юрист «Пепеляев Групп»

Предлагаем читателю практический взгляд на решение ключевых вопросов применения статьи 105.17 НК РФ, посвященной проверке цен в сделках между взаимозависимыми лицами.E.I. Semkina, N.R. Khachatryan
Transfer Pricing: Specifics of tax audits of transactions between related partiesOur readers are offered a practical opinion on how to resolve the key issues of applying article 105.17 of the Tax Code dedicated to checking prices used in transactions between related parties.

Налоговые проверки – одна из форм налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Проверка соответствия цен в сделках рыночному уровню цен относится к особой форме налогового контроля полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами.

На первый взгляд положения статьи 105.17 НК РФ близки к известным положениям части первой НК РФ о камеральных и выездных налоговых проверках.

Однако законодатель прямо установил, что контроль соответствия цен не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Рассмотрим наиболее существенные особенности статьи 105.17 НК РФ, связанные с ее практическим применением.

Кто и где проводит проверку

Пунктом 1 статьи 105.17 НК РФ установлено, что проверка проводится только ФНС России по месту ее нахождения. Следовательно, при проведении проверки налогоплательщику (независимо от его места нахождения и постановки на учет) необходимо направлять документы и представлять свои интересы в Москве, где находится ФНС России.

В целях реализации положений раздела V.1 НК РФ в апреле 2012 г. была создана Межрегиональная инспекция ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения1 (далее – МИ ФНС России по ценам).

Эта инспекция будет подчиняться непосредственно ФНС России и осуществлять функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах в сфере ценообразования и информационному обеспечению деятельности ФНС России.

В соответствии с действующим Положением МИ ФНС России по ценам обрабатывает полученную от налогоплательщиков информацию и доводит до ФНС России и ее территориальных органов в касающейся их части (п. 6.

3 Положения), а также принимает участие в подготовке материалов для проводимых ФНС России проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 6.

8 Положения).

При этом в Положении не указывается на право МИ ФНС России по ценам осуществлять в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц в отличие, например, от других территориальных органов ФНС России2.

Проверку полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами в настоящее время уполномочены проводить только должностные лица ФНС России (абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ), перечень которых устанавливается в решении о проведении проверки.

Таким образом, на МИ ФНС России по ценам возлагаются, по сути, функции сбора и анализа информации, в то время как контрольные функции закреплены непосредственно за ФНС России.

Позиция Минфина России о необходимости контроля над ценами именно на федеральном, а не территориальном уровне3 обусловлена во многом желанием избежать серьезных конфликтов между субъектами РФ, а также нарушений порядка распределения налогов между бюджетами разных уровней и принципа единства налоговой политики в связи с проведением симметричных корректировок.

Основания и ограничения проведения проверки

В Налоговом кодексе РФ закреплен исчерпывающий перечень оснований для проведения проверки. В соответствии с ним ФНС России не может назначить проверку при получении информации о контролируемых сделках из иных источников (например, информации, полученной от Федеральной антимонопольной службы, правоохранительных органов).

Основания проведения проверки (п. 1 ст. 105.17 НК РФ) К основаниям проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами относятся: – уведомление налогоплательщика; – извещение территориального налогового органа о контролируемой сделке; – выявление ФНС России контролируемой сделки в результате повторной выездной проверки.

Решение о назначении проверки может быть принято руководителем (заместителем руководителя) ФНС России не позднее двух лет со дня получения уведомления налогоплательщика или извещения территориального налогового органа (п. 2 ст. 105.17 НК РФ). Однако ни сроки, ни порядок принятия решения о назначении такой проверки при выявлении ФНС России контролируемой сделки в результате повторной выездной проверки законодателем прямо не определены.

Проведение проверки недопустимо в следующих случаях:

  • проведение двух и более проверок в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год;
  • если сделка, по которой налогоплательщик является одной из сторон, была проверена у другой стороны и при этом установлено соответствие условий контролируемой сделки условиям сделок между лицами, не относящимися к взаимозависимым.

По нашему мнению, второе ограничение может быть применено в случае установления при проверке соответствия примененной в сделке цены рыночному уровню.

Остается вопрос: каким образом можно установить факт проведения проверки соответствия цен у контрагента по сделке, если акт проверки составляется только при выявлении занижения суммы налога (п. 9 ст. 105.17 НК РФ)?

Глубина проверки

В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки4 (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).

Это положение затрагивает такой актуальный вопрос, как глубина проверки.

В Постановлении от 14.07.2005 № 9-П Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит прежде всего целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика.

Глубина проверки рассчитывается от момента совершения сделки (п. 5 ст. 105.17 НК РФ), а поскольку налоговое законодательство не содержит понятия «момент совершения сделки», то в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ необходимо обратиться к гражданскому законодательству.

С этим согласен и Минфин России, указавший, что термин «момент совершения сделки» используется Налоговым кодексом РФ в значении, в котором он применяется гражданским законодательством РФ5.

Гражданское законодательство, в свою очередь, определяет момент совершения двусторонней сделки (договора) моментом заключения договора (ст. 154, 433 ГК РФ). Момент заключения договора определяется его условиями и требованиями закона.

Момент заключения договора

Консенсуальные сделки (порождающие права и обязанности с момента достижения их сторонами соглашения) – момент их подписания сторонами (п. 1 ст. 433 ГК РФ).

Реальные сделки (в которых недостаточно одного соглашения между сторонами, а необходимо еще осуществление определенных действий) – например, момент передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК РФ).

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ (далее – Закон № 227-ФЗ) положения частей первой и второй НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ со дня вступления в силу указанного Закона, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Минфин России в связи с этим указывает, что в рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ после вступления в силу Закона № 227-ФЗ (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки6.

Источник: http://nalogoved.ru/art/502.html

Контролируемые сделки и взаимозависимые лица – определяем критерии

Налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами

С 1 января 2012 года вступил введен в действие раздел V.1 Части 1 НК РФ “Взаимозависимые лица”. Раздел регламентирует проведение налогового контроля над сделками между взаимозависимыми лицами. В данной статье рассмотрим понятие взаимозависимых лиц, сделки, которые являются контролируемыми и порядок подачи уведомления о контролируемых сделках.

Налоговые органы вправе проверять сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами на предмет соответствия цены сделки рыночным ценам. Порядок определения рыночных цен и сопоставления их с ценой сделки регулируется статьями 105.3 – 105.6 НК РФ.

Цены по сделкам контролируются с целью проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Проверка производится в отношении следующих налогов: налога на прибыль организаций, НДФЛ, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по ставке, выраженной в процентах и НДС.

Контролируемая сделка — это сделка, которая полежит контролю налоговыми органами с точки зрения ценообразования на предмет полноты исчисления и уплаты налогов. Такие сделки прямо указаны в статье 105.14 НК РФ. Это – сделки между взаимозависимыми лицами, отвечающие определенным стоимостным критериям, а также приравненные к ним сделки.

Итак, важный критерий данных сделок — взаимозависимость сторон сделки.

Взаимозависимые лица, кто ими признаются

Термины и отношения регулируются ст. 105.1 НК РФ

1. Организации:

Общий принцип – доля более 25%, влияние более 50%

  • Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • Если в организациях  по решению одного и того же физического лица (либо физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами) назначены или избраны: единоличные исполнительные органы организаций, либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • Если в организациях одни и те же физические лица (физические лица совместно с их взаимозависимыми лицами) составляют более 50%: состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо.

2. Физические лица:

Общий принцип: родственность, подчинение или зависимость

  • Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • Взаимозависимые лица физического лица;
  • его супруг или супруга;
  • родители (в том числе усыновители);
  • дети (в том числе усыновленные);
  • полнородные и не полнородные братья и сестры;
  • опекун (попечитель);
  • подопечный.

Контролируемые сделки, кто ими признается

Но не все сделки между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми, а лишь те, которые перечислены в ст. 105.14 НК РФ, это:

1. Сделки, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает:

в 2012 году – 3 млрд. руб.;

в 2013 году – 2 млрд. руб.;

с 2014 года – 1 млрд. руб.

 2. Сделки, в которых одна из сторон является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое. При этом контролируются сделки, предметом которых являются:

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.

Стоимостной критерий по таким сделкам (сумма доходов) установлен в размере 60 млн. руб. за календарный год.

3. Хотя бы одна из сторон сделки:

а) является налогоплательщиком, применяющим ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом другая сторона (стороны) не применяет спецрежим. Стоимостной критерий по таким сделкам – 100 млн. руб. в год;

б) освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль, а другая сторона (стороны) не применяют такое освобождение. Стоимостной критерий – 60 млн. руб. за календарный год;

в) является исследовательским корпоративным центром «Сколково», а другая сторона (стороны) – нет (ст. 145.1 НК);

г) является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ) с льготным налогообложением прибыли, а другая сторона (стороны) – нет (ст 284.3 НК);

д) применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций (ст 286.1 НК).

Сделки с взаимозависимыми лицами, что это

1. Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимым, в случаях, когда эти лица:

  • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) между взаимозависимыми лицами;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации такой реализации (перепродажи).

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. Стоимостной критерий (сумма доходов) по таким сделкам установлен в размере 60 млн. руб. за календарный год.

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства, либо местом постоянного представительства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, утв. Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н. Стоимостной критерий – 60 млн. руб. за календарный год.

Согласно п. 10 ст. 105.14 НК РФ по заявлению налоговых органов суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных с целью сокрытия контролируемой сделки.

Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ. При этом налоговый орган вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню цен.

Сделки между взаимозависимыми лицами не признаются контролируемыми

1) сторонами сделок являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок с плательщиком НДПИ);

2) сторонами сделок являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

– они зарегистрированы в одном субъекте РФ;

– не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

– не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

– не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

– среди указанных сторон сделок нет лиц, которые являются:

а) плательщиками НДПИ

б) плательщиками ЕСХН или ЕНВД;

в) участниками проекта «Сколково»;

г) освобожденными от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль;

д) резидентами ОЭЗ.

3) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней;4) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

5) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/zavisim-kriterii

Взаимозависимые лица

Налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами

НК РФ Статья 105.1. Взаимозависимые лица

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

(см.

Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2017-2018

текст в предыдущей )

4.

Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

7. Суд может признать лица взаимозависимыми по , не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Контроль цены сделки между взаимозависимыми лицами

Контролируя правильность уплаты налогов, налоговые органы могут проверить, соответствует ли указанная в договоре стоимость сделки рыночной цене.

Существенная разница между этими показателями приведет к доначислению налогов, а также начислению штрафа и пени.

Однако подвергать налогоплательщика такому “ценовому” анализу контролеры вправе лишь при наличии хотя бы одного из нескольких оснований.

Что послужит толчком для проверки взаимозависимости? Каким образом проверяющие налоговые органы определяют рыночную стоимость проданного товара? Об этом, а также о том, какие изменения готовят законодатели в области трансфертного ценообразования, рассказано в данной статье.

В борьбе за зависимость

Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми считаются юридические и физические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности. Это происходит, когда:

  • одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  • одно физическое лицо подчиняется другому в соответствии с должностным положением;
  • лица состоят в родственных отношениях на основании семейного законодательства.

Указанные критерии в высшей степени прозрачны, поэтому на практике налогоплательщикам, как правило, удается выстроить взаимоотношения внутри холдинга таким образом, чтобы отдельные лица под них не подпадали.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ суд может признать лиц взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Чтобы понять логику судей, обратимся к арбитражной практике.

Источник: https://obd2bluetooth.ru/vzaimozavisimye-lica/

Контролируемые сделки

Налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами

Уже второй год действуют положения налогового законодательства, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее – Закон N 227-ФЗ). В рамках данной статьи поговорим о том, какие сделки признаются контролируемыми, а также об обязанности налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках.

Примечание. Названным Законом введен в действие разд. V.1 “Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании” Налогового кодекса.

Согласно ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Сделать это нужно в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором они совершены.

Сведения о контролируемых сделках указываются в соответствующих уведомлениях, которые по выбору налогоплательщиков могут быть представлены в налоговый орган на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.

Для чего же следует подавать в налоговый орган сведения о контролируемых сделках?

Примечание. Форма уведомления о контролируемых сделках, Порядок ее заполнения, а также Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и Порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Разделом V.1 НК РФ, по сути, введен новый вид налоговой проверки: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Такая проверка проводится на основании уведомления, которое подается самим налогоплательщиком, или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, в случае выявления им контролируемых сделок, совершенных налогоплательщиком, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Примечание. Форма извещения о контролируемых сделках и Порядок направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2012 N ММВ-7-13/704@.

Итак, проверка контролируемых сделок – это форма налогового контроля за соответствием цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами (а также в приравненных к ним сделках), рыночным ценам. В случае различия цен могут быть пересчитаны суммы сделок и доначислены налоги.

Согласно п. 4 ст. 105.3 НК РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном гл. 14.

5 НК РФ, проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

1) налога на прибыль организаций;

2) НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ;

3) НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки – добытое полезное ископаемое, которое признается объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) НДС (в случае, если одна из сторон сделки – организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения такой обязанности).

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ).

Итак, давайте сначала определимся с тем, какие лица признаются взаимозависимыми, затем рассмотрим некоторые условия, при наступлении которых сделка будет признана контролируемой.

В последней части статьи ознакомим читателей с заключительными положениями Закона N 227-ФЗ.

Какие лица признаются взаимозависимыми?

Налоговый кодекс гласит: если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

  • организации в случае, если одна из них прямо и (или) косвенно участвует в другой и доля такого участия составляет более 25%;
  • физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50%   состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  • организации,  единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица;
  • организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • физическое лицо, его супруг (супруга),  родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные),  полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Здесь необходимо сделать некоторые пояснения. Так, в соответствии со ст. 105.

2 НК РФ долей прямого участия признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей – непосредственно принадлежащая одной организации доля, пропорциональная количеству участников в другой организации.

Долей косвенного участия одной организации в другой признается доля, которая устанавливается в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

Пример. Иностранная организация A владеет 75% акций компании B. Последней, в свою очередь, принадлежит 30% акций российской торговой компании C. Также компании A принадлежит 15% акций компании D, которая является собственником 40% акций российской торговой компании C.

В такой ситуации доля косвенного участия иностранной организации A в уставном капитале российской торговой компании C составит 28,5% (75 x 30 + 15 x 40).

Соответственно, иностранная организация A и российская торговая компания C могут быть признаны взаимозависимыми лицами.

Правила, описанные выше, применяются также при определении доли участия физического лица в организации. Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 105.2 НК РФ в ходе судебного разбирательства могут учитываться дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации.

Обратите внимание на следующее:

1.

Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) на экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

2. Прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. В то же время указанные организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 НК РФ (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

3. Если, по мнению организаций и (или) физических лиц, особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок, эти организации и (или) физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами для целей налогообложения (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).

4. Признать лица взаимозависимыми по иным основаниям может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Какие сделки признаются контролируемыми?

Итак, как уже отмечалось, контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами. Здесь важно отметить следующее. Во-первых, не обо всех операциях, совершенных между взаимозависимыми лицами, следует подавать сведения в налоговый орган.

Делать это нужно, только если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает установленный лимит.

Во-вторых, сделки могут быть признаны контролируемыми, даже если они совершены не между взаимозависимыми лицами (так называемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами). Но обо всем по порядку.

Участие третьих лиц (посредников)

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, если эти лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

  • не выполняют в этих сделках никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Поясним: сделка, совершенная, по сути, с лицом, не являющимся взаимозависимым (посредником), может быть признана сделкой, совершенной между взаимозависимыми лицами.

То есть, если продавец и конечный покупатель являются взаимозависимыми лицами, при этом агент, который совершает сделку от своего имени, не является взаимозависимым лицом ни с тем, ни с другим, и посредник не выполняет никаких функций, кроме организаторских, не принимает на себя никаких рисков и не использует собственных активов, сделка для принципала и конечного покупателя будет признана сделкой, осуществленной между взаимозависимыми лицами.

Примечание. Положения этого пункта в части признания контролируемыми сделками сделок с плательщиками ЕСХН или ЕНВД применяются с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

И вот что важно: Налоговым кодексом прямо не установлен лимит суммы доходов по таким сделкам для целей признания их контролируемыми. На этом основании Минфин в разъясняющих Письмах делает вывод, что все сделки

Источник: http://www.pnalog.ru/material/kontroliruemye-sdelki-vzaimozavisimye-lica

Налоговые риски: можно ли заключать сделки между «своими» фирмами и ИП

Налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами

Налоговые риски: можно ли заключать сделки между «своими» фирмами и ИП Алексей Крайнев, 14 августа 2017 14 августа 2017

О том, что сделка между «своими» организациями и подконтрольными бизнесмену «индивидуальными предпринимателями» вызывает повышенный интерес налоговых органов, известно, пожалуй, каждому бухгалтеру. При этом конкретные последствия, к которым может привести такая сделка, для многих остаются непонятными. Что же это за последствия? Давайте разбираться.  

Сразу скажем: взаимозависимость сторон — это не повод отказаться от проведения сделки. Такие сделки не являются незаконными и сами по себе каких-либо негативных последствий для налогоплательщиков не несут.

Однако это утверждение верно лишь при одном  весьма важном условии, зафиксированном в п. 1 ст. 105.

3 НК РФ: в сделках между взаимозависимыми лицами не устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между не связанными друг с другом организациями или ИП. Это условие получило название «принцип вытянутой руки».

То есть сделку между взаимозависимыми лицами нужно заключать ровно на тех же условиях, которые применялись бы при договоре с любой из компаний, которую можно найти на открытом рынке (т.е., которая находится на расстоянии «вытянутой руки» от вашей организации).

Обратите внимание, что речь в Налоговом кодексе идет не только о цене сделки. Правила гораздо шире: рыночным должны соответствовать все коммерческие и финансовые условия сделки. То есть сюда попадают и правила передачи товара, и правила оплаты (отсрочка, рассрочка), и правила страхования и т.п. Абсолютно все условия договора должны соответствовать рыночным.

Любые послабления, которые ведут к тому, что одна из сторон не получает какие-либо доходы (в том числе из-за того, что несет лишние расходы), уже находятся в «зоне риска». Ведь по правилам все того же п. 1 ст. 105.

3 НК РФ любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Какие лица являются  взаимозависимыми

Перечень лиц, которых законодатель считает взаимозависимыми, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Нужно учитывать, что перечень этот лишь примерный и применяется он в тесной связке с общим определением взаимозависимости, приведенным в п. 1 ст. 105.1 НК РФ.

Согласно этому определению, взаимозависимыми для целей налогообложения признаются любые лица, если особенности взаимоотношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Проще говоря, лица могут быть признаны взаимозависимыми даже если они не указаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Об этом прямо говорится в п. 7 ст. 105.1 НК РФ.

А значит, взаимозависимыми могут быть признаны и компании, которые вообще никак формально между собой не связаны. Например, в случае дружеских отношений между их руководителями.

При условии, конечно, что эта дружба переносится в бизнес и условия сделок между такими компаниями оказываются отличными от рыночных.

Нужно ли отчитываться о сделках

Следующий вопрос, который возникает при заключении сделки между «своими» компаниями и ИП, — надо ли по этому поводу как-то отдельно отчитываться перед ИФНС? Ведь каждый бухгалтер хоть раз да слышал словосочетание «контролируемая сделка» и в курсе, что о таких сделках нужно уведомлять налоговиков. Однако далеко не всякая сделка между взаимозависимыми лицами является контролируемой. В частности, когда речь идет о сделках между российскими взаимозависимыми компаниями, напротив, большинство сделок не будут признаваться контролируемыми.

Подробнее о том, какие сделки относятся к контролируемым см. «Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков».

Учитывайте, что статья была подготовлена в 2013 году, когда еще действовали переходные положения и для большинства операций были установлены значительные суммовые ограничения. Теперь же суммы ограничений стали гораздо ниже (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Также нужно помнить, что с 2017 года из разряда контролируемых исключены беспроцентные займы между взаимозависимыми российскими лицами (пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

В рамках сегодняшней статьи хотим остановиться на еще одном важном вопросе, который влияет на отнесении сделки к категории контролируемых. Речь идет о норме пункта 11 статьи 105.14 НК РФ.

Там сказано, что признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В свою очередь, в этой норме говорится, что правила о контроле за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами применяются только в тех договорах, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной из сторон доходов или расходов, влияющих на налоговую базу по налогу на прибыль, НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, или НДС. Причем, в последнем случае имеется дополнительное условие: если стороной сделки является организация или ИП, не признаваемые налогоплательщиками НДС, или использующие освобождение от обязанностей налогоплательщика по этому налогу.

Как видим, в списке нет единого налога, уплачиваемого при УСН, а также «обычного» НДФЛ, уплачиваемого физлицами без статуса ИП. Это означает следующее.

Сделка между взаимозависимыми лицами, применяющими УСН, либо между такой компанией и физлицом-непредпринимателем ни при каких условиях не будет признаваться контролируемой.

Аналогично обстоит дело и с прочими спецрежимами: сделка не будет контролируемой, если стороной сделки между плательщиком ЕНВД или ИП на ПСН не выступает компания или ИП на общем режиме.

Проверка контролируемых сделок

Перейдем к налоговым последствиям сделок между взаимозависимыми лицами. Порядок проверки условий таких сделок и налоговых доначислений по ним (если будут обнаружены отклонения от рыночных условий) напрямую зависит от категории сделки. А точнее, от того является ли она контролируемой.

Дело в том, что проверками правильности исчисления налогов по контролируемым сделкам имеет право заниматься только центральный аппарат ФНС России (ст. 105.17 НК РФ). Налоговики на местах могут лишь выявлять подобные сделки, в отношении которых не были представлены уведомления.

И сообщать об этом факте в ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом ФНС России может контролировать только правильность исчисления и уплаты тех трех налогов, о которых мы говорили выше (налог на прибыль, НДФЛ, уплачиваемый ИП, и НДС, если хотя бы одна из сторон сделки его не платит).

Это первое ограничение.

Второе ограничение связано с симметричностью доначислений. Как сказано в статье 105.

18 НК РФ, если при проверке уровня цен по контролируемым сделкам ФНС России принимает решение о корректировке цены по сделке, то эту же цену может применить и вторая сторона сделки.

Понятно, что в отношениях между российскими взаимозависимыми лицами это во многих случаях повлечет автоматическое уменьшение налога у другой стороны (за счет увеличения расходов по сделке).

Так что (с учетом указанных ограничений) со стороны ФНС России доначисление налогов по контролируемым сделкам, заключенным между российскими компаниями, скорее всего, будут носить единичный характер.

Но это вовсе не означает, что налоговые злоупотребления по НДФЛ и единому налогу по УСН останутся без должного внимания налоговиков. Просто такими махинациями займутся инспекторы из территориальной ИФНС.

Проверка обоснованности налоговой выгоды

Полномочия по проведению контрольных мероприятий и доначислению налогов в отношении не признаваемых контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами, а также по налогам, которые не входят в сферу ответственности центрального аппарата налоговой службы, находятся в руках налоговых инспекций. Эту работу они проводят в рамках выявления необоснованной налоговой выгоды. И ограничение здесь всего одно. Установлено оно пунктом 1 статьи 105.3 НК РФ, где сказано, что рыночная цена может применяться для целей налогообложения только если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ, или увеличению суммы убытка. А значит, и в этом случае налоговики должны учитывать принцип симметрии: увеличение цены влечет не только увеличение дохода для одной стороны сделки, но и увеличение расхода для другой.

В отношении же всех прочих условий сделки руки у инспекции, что называется, развязаны. Ведь определение налоговой выгоды настолько широко, что в нее с запасом укладываются все возможные злоупотребления с условиями сделки, которые могут быть допущены взаимозависимыми лицами.

Напомним, что под необоснованной налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, например, занижения налоговой базы, незаконного получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки или получения права на возврат, зачет, возмещение налога.

При этом налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Также налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 1, 3 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.

06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», также см. «Как бухгалтеру избежать отказа в вычетах по НДС и аннулирования расходов по УСН или налогу на прибыль»).

Поэтому рискованной может оказаться даже распространенная ситуация с беспроцентным договором займа между физлицом-учредителем (займодавцем) и учрежденной им компанией (заемщиком). Инспекторы вполне могут в рамках борьбы с необоснованной налоговой выгодой доначислить учредителю НДФЛ.

Особенно если компания находится на ЕНВД или УСН с объектом обложения в виде доходов. Ведь понятно, что у стороннего лица компания не смогла бы получить бесплатный заем (да и учредитель такой заем вряд ли выдал бы).

Значит, в данном уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму процентов по займу, которые не получены в связи с установлением в договоре займа, заключенном между взаимозависимыми лицами, условий начисления и выплаты процентов, отличных от подобных сделок, заключаемых между невзаимозависимыми лицами, вполне может быть признано необоснованной налоговой выгодой.

По результатам суд может признать данное условие направленным исключительно на уклонение от уплаты НДФЛ по суммам дохода в виде процентов по займу и соответственно доначислить НДФЛ, исходя из сумм процентов, уплачиваемых по сопоставимым займам.

Обсудить на форуме (6)Распечатать45 015

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2017/8/12575

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.