+7(499)495-49-41

Особенности и этапы проведения налогового мониторинга

Что такое налоговый мониторинг? Закон о налоговом мониторинге

Особенности и этапы проведения налогового мониторинга

В российском праве появился новый термин — “налоговый мониторинг” (2015-й год ознаменовался вступлением в силу соответствующих законов). Он предполагает организацию принципиально нового механизма взаимодействия между ФНС и предприятиями. В чем особенность нововведений, о которых идет речь? Каковы преимущества соответствующей схемы для предприятий и ФНС?

Сущность термина

Что такое налоговый мониторинг? Под этим термином понимается сравнительно новый для РФ введенный в 2015 году режим администрирования уплаты налогов. Иногда его называют “горизонтальный налоговый мониторинг”.

Ключевые принципы: прозрачность деятельности плательщика налогов в аспекте отчетности перед ФНС, а также процедур в рамках внутреннего контроля, лояльность ФНС в отношении проверок — выездных или камеральных. Налоговый мониторинг предполагает стать инновационным инструментом, позволяющим вывести взаимоотношения бизнеса и государства на новый уровень.

Один из ключевых аспектов механизма, о котором идет речь, — возможность организации взаимодействия налогоплательщиков и контролирующих органов в электронном виде. Это предполагает, прежде всего, более высокую скорость принятия необходимых решений.

В числе главных идей концепции налогового мониторинга — возможность предоставления ФНС доступа к необходимым сведениям, отражающим дисциплину предприятия в аспекте отчетности и перечисления необходимых сборов государству. В свою очередь, сам налогоплательщик может задействовать все доступные каналы для получения нужной информации со стороны ведомства.

Компоненты мониторинга

Рассмотрим компоненты, которые можно рассматривать как ключевые составляющие части соответствующего режима коммуникации между ФНС и бизнесом. Прежде всего, стоит отметить такой инструмент, как мотивированное мнение.

С его помощью стороны могут разрешать возможные споры и разногласия, связанные с правоотношениями в сфере уплаты налогов и отчетности.

Мотивированное мнение формирует налоговая служба, и если плательщик сборов выполняет предписания, то он может быть освобожден от возможных штрафов и взысканий.

Другой примечательный компонент, который включает в себя налоговый мониторинг, — это установление договорной схемы информационного взаимодействия между предпринимателем и ФНС. Данный механизм предполагает работу по особому регламенту.

Ожидается, что ФНС и налогоплательщики будут взаимодействовать по одному из двух вариантов: посредством предоставления в ведомство документов (в электронном формате) либо в порядке прямого доступа ФНС к файлам предприятия.

Кроме того, бизнесмены смогут включать в регламент характеристики алгоритмов внутреннего контроля.

Появление мониторинга в РФ

Механизм, о котором идет речь, в России с недавних пор закреплен на уровне федеральных правовых актов. Закон о налоговом мониторинге в ноябре 2014 года был подписан Президентом РФ.

В соответствии с ФЗ №348, по которому были внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс, предприятия получили возможность работать с ФНС по-новому. Закон о налоговом мониторинге вступил в силу с 1 января 2015 года.

Но некоторые его положения приобретут нормативный характер в 2016 году.

Как в России деловое сообщество пришло к осознанию того, что необходимо внедрять налоговый мониторинг? Законопроект, ставший впоследствии федеральным правовым актам, по некоторым данным, был инициирован властями при содействии крупных бизнесменов и консалтинговых брендов в 2012 году. Непосредственное участие в разработке соответствующего закона приняло Агентство стратегических инициатив, а именно — рабочая группа, ответственная за модернизацию процедур налогового администрирования в России.

Практическая эффективность института мониторинга

Некоторыми предприятиями, а также исследовательскими агентствами были реализованы пробные схемы взаимодействия ФНС и бизнеса, которые показали высокую эффективность механизмов в рамках налогового мониторинга. Каких результатов удалось достичь в ходе данных мероприятий?

Так, многим бизнесам импонировал тот факт, что в процессе электронного взаимодействия с ФНС у них появилась возможность оперативным образом получать консультацию по тому или иному вопросу.

Также некоторые исследователи отметили, что в ходе коммуникаций, о которых идет речь, практиковалось неформальное, свободное от официальной терминологии общение, что было немыслимо при старой схеме. Однако без лишнего официоза, как выяснилось, многие вопросы решались эффективнее.

До появления института налогового мониторинга многим российским компаниям не хватало такой возможности.

Как показали пробные механизмы коммуникации бизнеса и ФНС, основания для каких-либо существенных разногласий между сторонами правоотношений в ходе взаимодействия по новой схеме наблюдались нечасто.

Вместе с тем повысилось качество взаимопонимания налоговой службы и предпринимателей.

Снизилась трудовая нагрузка на специалистов с той и другой стороны: попросту не было необходимости проведения лишней работы, характерной для процедур по старой схеме.

По оценке экспертов, российскому бизнесу был очень нужен такой механизм, как налоговый мониторинг.

Законопроект, ставший впоследствии полноценным правовым актом, при этом был качественно проработан, в него были включены все необходимые положения для реализации нового механизма.

Это дало повод специалистам высоко оценить его перспективы не только с точки зрения актуальности регулирующих положений, но и в аспекте перспектив их практической реализации.

Как оформить работу по новой схеме

Но каким образом предприятию начать взаимоотношения с ФНС в рамках налогового мониторинга? Существует ряд критериев, при соответствии которым бизнес может рассчитывать на привилегию, о которой идет речь. В числе ключевых:

– предприятие перечисляет государству в виде налогов, акцизов и иных сборов 300 млн. руб. и более в течение года;

– выручка бизнеса в соответствии с бухгалтерской отчетностью составляет 3 млрд. руб. и более в течение года;

– суммарная цена активов компании — 3 млрд. руб. и более по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Рассмотрим подробнее то, какую конкретную пользу может принести государству и частному рынку институт налогового мониторинга.

Что это дает?

Благодаря рассматриваемому механизму добросовестные плательщики сборов в казну, которые сумели выстроить эффективную систему внутреннего финансового контроля, смогут взаимодействовать с ФНС в порядке, при котором какие-либо сложности будут сведены к минимуму.

В числе ключевых преимуществ, которые дает налоговый мониторинг, — это, как мы уже отметили выше, освобождение бизнеса от проверок ФНС. Данное обстоятельство позволяет компаниям, к примеру, существенно сэкономить на обращении к услугам юристов и адвокатов, помощь которых иногда просто необходима при повышенном внимании к бизнесу со стороны ФНС.

Благодаря такому механизму, как мотивированное мнение, основные налоговые риски и разногласия, характерные для деятельности предприятий, будут разрешаться в самые оперативные сроки. До того как в РФ был внедрен налоговый мониторинг и методика его проведения была соответствующим образом утверждена, сложности в коммуникациях компаний и ФНС могли разрешаться годами.

Эффективное взаимодействие по правовым вопросам

Предусмотренный законодательством РФ механизм взаимодействия ФНС и предприятий характеризуется важным преимуществом — фирма может, если в этом будет необходимость, запрашивать в ведомстве те или иные комментарии, касающиеся соответствующей сферы правоотношений. Также сотрудники ФНС, проводя налоговый мониторинг, будут оперативно изучать имеющие отношение к отчетности документы и проверять то, насколько корректно они составлены.

Благодаря взаимодействию с ФНС по новой схеме предприниматели получили возможность запрашивать разъяснения, касающиеся перечисления сборов от сделок, еще до момента их совершения. Это значительный шаг вперед во взаимодействии бизнеса и государства в аспекте конструктивного сотрудничества.

Участие предприятий в налоговом мониторинге позволяет избежать крупных и иногда неприятных для бюджета фирмы дополнительных начислений сборов в казну, которые порой необходимо уплачивать по факту выездных проверок. В процессе взаимодействия между бизнесом и ФНС по новой схеме вероятность подобных ситуаций минимальная.

Электронный обмен информацией

В числе явных преимуществ договоренности между ФНС и предпринимателями о том, что мониторинг налоговых доходов будет осуществляться в рамках схемы, о которой идет речь, — возможность полноценного электронного обмена документами.

Данный формат коммуникаций для многих бизнесменов более желателен, чем бумажный документооборот, так как в этом случае предполагается гораздо меньше затрат по времени и трудовым ресурсам на осуществление необходимых отчетных процедур.

После того как институт налогового мониторинга был утвержден, фирмы получили официальную возможность полностью перевести взаимодействие с ФНС в электронный формат.

Для самого ведомства это также удобно: нет необходимости тратить время сотрудников на выездные мероприятия.

Добровольный формат

Добровольный порядок заключения договоренности с ФНС — важный аспект такого механизма, как соответствующего типа мониторинг. Налоговых льгот у крупных предприятий не так много, и они всегда рады шагам навстречу со стороны государства.

Вместе с тем многим компаниям может потребоваться время на то, чтобы привести свои системы финансовой отчетности и контроля в соответствие с требуемыми критериями.

Но все те ресурсы, которые предприятие вложит в необходимую модернизацию инфраструктуры, с высокой вероятностью окупятся.

Прекращение мониторинга и внеплановые проверки

Налоговый мониторинг — это фактически привилегия. В некоторых случаях ее предоставление может быть в законном порядке прекращено. Это допустимо, если, например, организация предоставляет в ФНС ложные сведения или пренебрегает обязательством направлять туда те или иные документы.

Законом также предусмотрены сценарии, при которых выездные проверки могут быть проведены, даже если предприятие и ФНС заключили соответствующее соглашение по новой схеме. Это возможно, если:

– проверку проводит вышестоящая структура ФНС, контролирующая эффективность работы подотчетных подразделений ведомства;

– предприятие не выполнило предписаний, содержащихся в мотивированном мнении;

– фирме необходимо предоставить уточненную декларацию за период, соответствующий срокам реализации процедур мониторинга, например, в связи с тем, что величина сборов к уплате уменьшена в сравнении с суммой, которая фигурирует в ранее предоставленном документе.

Также выездная проверка может быть осуществлена, если соответствующего типа правоотношения между бизнесом и ФНС были прекращены в порядке, о котором мы сказали выше.

Актуальные задачи по реализации новой схемы

Внедрение модернизированной схемы взаимодействия между предприятиями и налоговой службой предполагает формирование принципиально новых структурных подразделений как в ФНС, так и в фирмах.

Ведомству, например, предстоит создавать новые штатные подразделения специалистов, которые будут компетентны во взаимодействии с налогоплательщиками в режиме онлайн. Аналогичную задачу будет необходимо решать также и многим предприятиям.

Налогоплательщики, как мы отметили выше, во многих случаях должны будут инвестировать в модернизацию инфраструктуры внутрикорпоративных отчетных процедур с целью приведения их в соответствие с законодательными критериями.

Источник: http://fb.ru/article/186870/chto-takoe-nalogovyiy-monitoring-zakon-o-nalogovom-monitoringe

Общие положения о налоговом мониторинге

Особенности и этапы проведения налогового мониторинга
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/obshhie-polozheniya-o-nalogovom-monitoringe.html

Налоговый мониторинг

Особенности и этапы проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг позволяет плательщикам получать разъяснения налоговых органов.

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в России была введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг (разд. V.2 НК РФ); практическая реализация данных нововведений начата в 2016 году.

См. также Пропуск налоговой инспекцией срока на взыскание задолженности как возможность ее списания

Цель налогового мониторинга

Для правильной и полной оценки всех преимуществ и недостатков института налогового мониторинга следует учитывать цели, которые преследовал законодатель.

В частности, ещё на подготовительной стадии проекта федерального закона (№ 529630-6) в пояснительной записке было указано: «… суть проекта заключается в том, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения.

В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения».

По мнению авторов законопроекта, «данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве.

Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов».

Важным преимуществом налогового мониторинга является возможность получения налогоплательщиком, в отношении которого осуществляется налоговый мониторинг, мотивированного мнения касательно правильности уплаты налогов в отдельных неясных для плательщика случаях.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе, в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков и т. д.

При этом разъяснения не представляются в отношении просьб о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах (подп. 2 п.

30 Регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков).

Таким образом, налоговый мониторинг представляет отдельным налогоплательщикам эксклюзивную возможность получать разъяснения компетентных органов по частным вопросам исчисления и уплаты налогов.

Недостатки налогового мониторинга

В то же время, несмотря на приведенные достоинства данного института, мотивированное мнение налогового органа имеет и определенные недостатки. В частности, п. 7 ст. 105.

30 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика исполнять адресованное ему мотивированное мнение.

Последствием неисполнения такого мнения может быть проведение налоговым органом выездной проверки в отношении налогоплательщика в соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ.

Важно отметить, что налоговый мониторинг ограничивает возможность налоговых органов проводить выездные налоговые проверки. Так, налоговым органам запрещено проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых возложена на налогоплательщика в соответствии с НК РФ (п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Данное положение представляется существенным преимуществом налогового мониторинга, фактически вводящим иммунитет соответствующих налогоплательщиков от налоговых проверок, которые представляют собой серьезное испытание для любого бизнеса.

Между тем данный иммунитет не является абсолютным — закон предусматривает ряд исключений из данного правила (подп. 1–4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ). В частности, это касается следующих ситуаций:

  1. проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  2. досрочное прекращение налогового мониторинга;
  3. невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

Тем не менее, осуществление налогового мониторинга влечет и ряд негативных моментов для налогоплательщика. Так, налоговый орган получает широкий доступ к налоговым и бухгалтерским документам подконтрольного налогоплательщика.

Статья 105.27 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга представлять в налоговый орган регламент информационного взаимодействия.

Данный документ фактически представляет налоговому органу полный доступ в режиме реального времени ко всей бухгалтерской и налоговой документации «подопечного».

В частности, регламент должен содержать в себе описание порядка доступа к информационным системам организации, в которых содержатся документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, для компаний, которые уверены в достоверности и корректности своей налоговой отчетности, институт налогового мониторинга принесет скорее преимущества, нежели недостатки.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/1966-qqe-16-m5-25-05-2016-nalogovyy-monitoring

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.