+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности проведения повторной налоговой проверки

Содержание

Повторная налоговая проверка: порядок и случаи проведения

Особенности проведения повторной налоговой проверки

Повторная налоговая проверка — это ВНП, которая проводится вне зависимости от того, когда был проведен предыдущий аудит по тем же налогам за тот же срок. Если проводится повторная ВНП, контроллеры могут проверить налогоплательщика за период не более 3 лет, предшествующих году, в течение которого было решено провести повторный аудит.

Еще один вариант — проверяется период, за который предоставлена уточненная налоговая декларация. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим случаи проведения повторного аудита.

Кто проводит повторную налоговую проверку?

Повторный аудит проводят органы, имеющие на это соответствующие полномочия. Варианта здесь два:

  • Субъект повторно проверяет вышестоящая налоговая инстанция. Цель — проконтролировать, как орган, который провел первичную проверку, выполнил законодательно установленный порядок процедуры.
  • Субъект проверяет отделение ИФНС, ранее проводившее аудит (по решению начальника или замруководителя). Цель — установить факт/отсутствие нарушений со стороны налогоплательщика, подавшего декларацию, где указан налог в сумме меньшей, чем был заявлен ранее. Следовательно, в рамках повторного аудита проверяют период, за который субъект предоставил уточненную декларацию.

Алгоритм проведения повторной налоговой проверки

Повторный налоговый аудит контроллеры вправе провести лишь в соответствии с вынесенным на это решением. При этом ситуации, когда хозяйствующий субъект не оповещают о повторной проверке, исключены.

Выездной налоговый контроль включает в себя несколько этапов:

  • Налогоплательщику предъявляют решение налогового органа о проверке для ознакомления. Обычно такое уведомление отправляют по почте.
  • Далее в рамках аудита проверяют документы (у сотрудников ИФНС есть право потребовать ряд важных документов. Речь идет об уставе, свидетельстве о постановке на учет в налоговой, а также о бухгалтерской документации).
  • Заключительная ступень — предъявление Акта налогового аудита. По прошествии двух недель после завершения повторного контроля хозяйствующему субъекту вручают Акт, включающий в себя всю важную информацию по аудиту вместе с принятым решением. Акт всегда сопровождается документацией, которая подтверждает выявленные в рамках налогового контроля нарушения НК РФ по части НИС.

Какой период охватывается при повторной проверке?

Как уже было отмечено, повторный аудит направлен на анализ уже проверенного периода. Но в рамках повторного налогового контроля инспекторы могут по-новому оценить результаты первоначальной проверки, составить новый юрисдикционный акт, отразив в нем выявленные нарушения НК РФ в виде недоимок и пеней.

Период, охваченный проверкой, может быть разным. Определяется он конкретной ситуацией.

  • Если хозяйствующий субъект подал уточненную налоговую декларацию, в которой обозначил размер налога, меньше заявленного ранее, то проверке подлежит период, за который предоставляют такую декларацию.
  • Если контролируется деятельность налоговой инспекции, проводившей аудит, то проверке подлежит срок, который не превышает 3 календарных лет, предшествующих году, когда было решено повторно проверить предприятие.
  • Если компания реорганизуется или ликвидируется, то проверяется срок не более 3 лет — перед годом, когда было решено повторно проверить налогоплательщика.

Санкции, применяемые к организации после повторной налоговой проверки

В соответствии с законодательством, в отношении компании-налогоплательщика контроллеры могут как применять, так и не применять санкции. Поясним на примерах:

  • Если инспекторы устанавливают, что хозяйствующий субъект совершил нарушение, однако в ходе первоначального аудита его не удалось выявить, санкции к компании не применяют, однако заявляют о пене или недоимке.
  • Если в рамках первоначального аудита факт нарушения не был выявлен из-за того, что хозяйствующий субъект и налоговый инспектор вступили в сговор, то в отношении налогоплательщика применяют санкции в виде штрафа, недоимки и пени.

Как узнать, точно ли будет повторная выездная проверка?

Стопроцентной гарантии проведения повторного аудита нет, так как для его назначения отсутствуют четкие критерии. Следует помнить, что налоговый орган всячески стремится, как и любое предприятие, сократить собственные расходы. Именно поэтому с финансовой точки зрения ему невыгодно постоянно проводить проверки.

Все дело в том, что данные мероприятия неизбежно связаны с затратами на деятельность контроллеров. Помимо финансовых, есть еще и временные затраты. Так что учитывайте: просто так инспекторы к вам не придут. ИФНС посетит вас вновь лишь в том случае, если на это у нее будут серьезные причины.

Перечислим основания, по которым к вам теоретически могут приехать проверяющие:

  • Вы — крупное предприятие, и при удачном для налоговиков раскладе они смогут получить какую бы то ни было выгоду. Даже если в уточненной декларации, поданной вами, указаны завышенные суммы, нежели в первой декларации, налоговики не приедут, если финансовые показатели разнятся минимально, и о средствах в крупном размере речи нет.
  • Вы ликвидируетесь или реорганизуетесь. Но и в этом случае не факт, что налоговая приедет к вам повторно. Если вы чисты, и у контроллеров нет замечаний, снова проверять предприятие никто не будет.
  • Вы часто меняете юридические адреса, в том числе, через слияние. Предприятия, проводящие такие действия, всегда выглядят в глазах контроллеров подозрительно. В подобных случаях налоговая считает, что субъект стремится скрыть информацию, «блуждая» между отделениями ФНС.
  • Вы проводите процедуру слияния с учреждением, которое по факту является банкротом.

Другой вариант — в роли банкрота выступаете именно вы.

Эксперты рекомендуют не торопиться с оплатой штрафов, начисленных по итогам первичного налогового аудита.

Вы всегда можете воспользоваться помощью высококвалифицированного юриста, если уверены в своей правоте, и отстоять свои интересы.

Следует заметить, что если вы без раздумий будете погашать все выписанные штрафы, только бы поскорее завершить взаимодействие с налоговой, то контроллеры могут предположить, что у вы получаете теневую прибыль.

Камеральная и выездные налоговые проверки

Как известно, закон РФ обязывает как юрлиц, так и физлиц уплачивать налоги со своей бизнес-деятельности. Прежде чем оплатить самостоятельно исчисленные суммы, организации и ИП подают в территориальное отделение ИФНС декларации и расчетные документы.

После того как хозяйствующий субъект подал документы в инспекцию, начинается камеральная налоговая проверка. Такое расследование ведется непосредственно на территории налоговой, и в ходе него контроллеры проверяют, верно ли вы рассчитали все суммы.

Если у налоговиков есть на то основания, они вправе выехать к вам на предприятие и изучить в ходе визита необходимые отчетные документы. Здесь речь идет уже о выездной проверке.

Если же инспекторам нужно проверить еще какую бы то ни было информацию, они могут нанести вам повторный визит. Это будет уже не простая выездная проверка, а повторная.

Повторная выездная налоговая проверка для контроля вышестоящего налогового органа над нижестоящим

Такой аудит должен проводиться в соответствии с действующими правилами, которым налоговики обязаны четко следовать. Иначе ваши интересы, как юрлица, будут ущемлены:

  • Комиссия может состоять, в том числе, из контроллеров местного отделения ФНС. Но, наряду с ними, в нее должны входить и инспекторы из вышестоящих органов, иначе проверка становится бессмысленной и незаконной.
  • Как уже было сказано, проверяться компания может лишь за трехлетний период. Документы, относящиеся к более ранним срокам — закрытые.
  • Налоговики не вправе выписать вам штраф в случае выявления ошибок и недоимок. Разрешены лишь доначисления. Что касается штрафов, их накладывают, только если выявляют, что первые контроллеры и налогоплательщик вступили в сговор и скрыли данные.
  • Если результаты первого аудита опротестованы в суде, то новые постановления в рамках повторного аудита не должны противоречить судебному решению.

Налоговая проверка при ликвидации и реорганизации компаний

Внимание контроллеров всегда приковывает ситуация, когда соединяются убыточное предприятие и успешно развивающаяся компания. Реорганизация фирм — всегда сумбурное, сложное мероприятие, в ходе которого скрыть доходы и не заплатить налоги довольно просто. Этим и обусловлен интерес налоговиков к подобным процедурам.

Вне зависимости от обстоятельств, побудивших инспекторов прийти с проверкой, вам следует, как налогоплательщику выполнить свои обязательства, в частности, вовремя предоставить документацию.

Так, ИФНС вправе потребовать у вас:

  • Документацию, оригиналы которой вы уже предъявляли налоговикам, но потом вам их возвратили.
  • Документы, переданные вами в рамках предшествующих контрольных мероприятий, но которые контроллеры утратили в связи с форс-мажором.
  • Другие бумаги, касающиеся деятельности организации.Что касается оспаривания результатов повторного аудита, то такое право у вас есть. Но практика показывает, что такие старания налогоплательщиков редко завершаются успехом.

Иногда повторная налоговая проверка после сдачи уточненок уменьшению не проводится

Нередко случается так, что контроллеры проверили предприятие за конкретный период, а организация подала уточненную декларацию, относящуюся к уже проверенному периоду. В данном случае инспекторы вправе провести повторный аудит.

Такая проверка имеет отличительные черты:

  • В поданной декларации указан налог в меньшем размере, чем в поданной первоначально. Также налоговики захотят проанализировать вашу деятельность, если в уточненной декларации вы заявили о большем убытке, нежели первоначально.
  • Период аудита выходит за рамки трех последних лет. Если декларация связана с периодом, превышающим трехлетний срок, то ИФНС вправе провести по нему проверку.
  • Контроллеры проверяют лишь откорректированную информацию. Другие данные, не связанные с ней, они не рассматривают.

Помните: повторный аудит вы можете предотвратить, даже если подали уточненную декларацию на снижение базы налогообложения. Как это сделать? Необходимо своевременно заметить неточность и исправить ее еще на стадии обнаружения.

Самая уязвимая проверка для налоговиков — это налоговая проверка при ликвидации

Поскольку сейчас период, в течение которого организации вправе обжаловать результаты проверок по ликвидируемым предприятиям, вынесенные решения могут просто не успеть вступить в силу.

Предприятия на грани ликвидации учитывают это, а потому стремятся максимально отсрочить любое взаимодействие с контроллерами. Вы, наверняка, слышали о том, как друге налогоплательщики старались общаться с налоговиками лишь по почте, заявляли, что проверку провести негде ввиду отсутствия помещений и т. д.

Может, вы и сами неоднократно делали нечто подобное. То есть, многие компании намеренно тянут время в собственных интересах.

Однако и контроллеры могут применить определенные меры, например:

  • Рассчитать налоги.
  • Привлечь представителей правоохранения к делу.

Практика показывает, что контроллеры стараются успеть вручить решения тем предприятиям, в собственности которых — довольно много активов, так как их продажа требует времени и повышает обязательства по налогам.

В заключение отметим, что, по мнению законодателей, повторный налоговый аудит должен быть неким стимулом для инспекторов более тщательно и добросовестно выполнять свои обязанности. Кроме того, такая мера должна была гарантировать добросовестным налогоплательщикам чистую и прозрачную процедуру контроля.

Но на практике все оказалось не так радужно. Нередки случаи, когда инспекторы проводят проверку только с целью доначислений.

Для этого они очень тщательно отбирают налогоплательщиков для проверки по определенным критериям (как было отмечено, предпочтение отдается тем, кому можно выставить серьезные доначисления).

В итоге хозяйствующие субъекты далеко не всегда оказываются в выгодном положении.

Чтобы избежать проблем и дальше спокойно вести предпринимательскую деятельность, налогоплательщики должны быть внимательны и знать, какие требования контролеров выполнять и каким образом. Приведем самые частые вопросы, возникающие у налогоплательщиков по поводу повторного аудита, и ответим на них:

  • Могут ли проверяющие лица запрашивать подлинники документации, если ранее предприятие предоставляло копии? Да, закон наделяет их таким правом.
  • Что делать, если инспекторы запросили документы, которые в данный момент компания не может предъявить? Для этого на следующий день после того, как поступило такое требование, нужно в письменном виде сообщить в налоговую об отсутствии возможности предоставить нужные бумаги в отведенный период. Также следует указать причины, по которым не представляется возможным исполнить требование.
  • Как поступить, если результаты повторной проверки вас не устроили? НК РФ разрешает проверяемому хозяйствующему субъекту, лично или через доверенное лицо, предоставить в соответствующее отделение ИФНС возражения в письменном виде по итогам аудита в общем или относительно отдельных его частей. На это налогоплательщику закон дает 1 месяц с даты, когда он получил акт проверки.

Кроме того, проверяемый хозяйствующий субъект или его доверенное лицо может сопроводить письменные возражения копиями или оригиналами документов, подтверждающими факт нарушения его прав.

Источник: http://nalog-blog.ru/vyezdnaya/povtornaya-nalogovaya-proverka-poryadok-i-sluchai-provedeniya/

В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки – налогобзор.инфо

Особенности проведения повторной налоговой проверки

Основания для повторной проверки

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки.

С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации.

Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции.

Ответ: да, может, но это бесперспективно.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ).

Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций.

Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.

С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку. При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя.

Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией. А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см.

, например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г.

№ Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).

В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы.

Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию.

Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить.

В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки. Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.

В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку.

Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу?

Ответ: нет, не может.

Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются.

Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.

Порядок проведения и оформление результатов

Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной налоговой проверке, Какой максимальный срок проведения выездной налоговой проверки и Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет.

Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими. В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции.

Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию?

Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.

По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г.

№ 137-ФЗ). Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь. Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.

Кроме того, инспекция может повторно запросить:

  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.

Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.

С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ.

В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим.

По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ.

Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.

Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации.

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.

Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).

Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).

Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).

Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?

Ответ: да, может.

В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога.

В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст.

 31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.

Ограничения по количеству проверок

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ).

Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Проверки при ликвидации и реорганизации

Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций.

Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок.

Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?

Ответ: нет, не может.

В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ).

Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).

Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakih_sluchajah_provodjatsja_povtornye_nalogovye_proverki/14-1-0-292

Особенности проведения камеральной налоговой проверки

Особенности проведения повторной налоговой проверки

Камеральная проверка относится к разряду контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами в отношении представленной налогоплательщиками отчетности.

Основное предназначение такого мероприятия заключается в проверке информации, указанной в отчетности, с целью подтверждения достоверности отраженных в ней данных.

Рассмотрим особенности камеральной проверки и порядок ее проведения.

Камеральная налоговая проверка — это…

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Как проводится проверка при отсутствии замечаний

Порядок действия налоговых органов при возникновении замечаний

Ошибки в отчетности — запрос пояснений по Налоговому кодексу

Итоги

Камеральная налоговая проверка — это…

Как было отмечено выше, основное предназначение камеральной проверки заключается в анализе представленной отчетности для подтверждения ее достоверности и правильности исчисления суммы налога.

После представления отчетности налоговые органы осуществляют ее регистрацию в системе АИС «Налог». Это специализированная программа, содержащая множество сведений о налогоплательщике.

Как только декларация окажется в указанной выше системе, происходит автоматическая сверка контрольных соотношений — в этом процессе сравниваются отраженные в представленной декларации данные с информацией, отправленной ранее либо отраженной в других формах отчетности.

Инспектор, в свою очередь, осуществляет следующие контрольные действия (ст. 88 НК РФ):

  • проверяет своевременность представления декларации;
  • проводит анализ сведений для выявления возможных нарушений;
  • выявляет основания для осуществления более детальных контрольных мероприятий.

Отметим, что своевременности представления отчетности уделяется большое внимание. Так, если просрочка составляет более 10 дней, фискалы вправе арестовать счета в банке (ст. 76 НК РФ). В соответствии с кодексом такой арест снимается только на следующий день после представления декларации.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

По правилам, установленным НК РФ, срок проведения камеральной проверки декларации составляет 3 месяца с момента ее представления. Налогоплательщик никак не может повлиять на решение о начале контрольных мероприятий. Камеральная проверка проводится в отношении каждой представляемой декларации.

Следует отметить, что камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, а именно ст. 88 НК РФ.

Как проводится проверка при отсутствии замечаний

Итак, после регистрации представленной отчетности в специализированной программе инспектор переходит к непосредственной камеральной проверке.

Если после определенного ряда мероприятий налоговым инспектором не будет выявлено нарушений и прочих замечаний, которые могут явиться поводом для более детальной проверки, то на этом он завершает камеральную проверку. Стоит отметить, что порядок проведения камеральной налоговой проверки не предусматривает оформления каких-либо документов (акта проверки или извещения о завершении для налогоплательщика).

Порядок действия налоговых органов при возникновении замечаний

В случае обнаружения неточностей или ошибок, которые могут быть отнесены к разряду нарушений, налоговики имеют право на углубленную камеральную проверку.

Причем в некоторых случаях контрольные мероприятия будут проводиться формально, например при заявлении различного рода льгот по НДС.

В таком случае инспектор запросит подтверждающие документы и проведет ряд других мероприятий для подтверждения достоверности отраженных данных.

В том случае если в процессе камеральной проверки налоговых органов будут выявлены ошибки, инспектор вправе направить налогоплательщику запрос с требованием представления пояснений либо документов, а в отдельных случаях — уточненной налоговой декларации.

Ошибки в отчетности — запрос пояснений по Налоговому кодексу

НК РФ дает право фискалам при проведении камеральной проверки направлять плательщикам запросы (ст. 88).

Если налогоплательщик получил такой запрос, он должен провести анализ отраженной в нем информации и принять соответствующие меры.

Так, если выявленные ошибки привели к занижению суммы налога, то необходимо предоставить уточненную налоговую декларацию в срок до 5 рабочих дней.

ВАЖНО! Плательщик должен представить пояснения к уточненке. Это является его обязанностью даже в том случае, если он согласен с мнением налоговиков лишь частично.

В отношении уточненной декларации начинается новая камеральная проверка, проводится соответствующий комплекс мероприятий. Проверка предыдущей декларации при этом завершается, но вся информация и документы по завершенной камеральной проверке могут быть использованы в будущем.

В случае если плательщик не согласен с выявленными фискалами ошибками, он направляет им ответ с приложением необходимых документов. Налоговики проводят сверку представленных пояснений с информацией, находящейся в их распоряжении, и дают им соответствующую оценку.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При камеральной проверке Налоговый кодекс дает право инспектору на вызов плательщика для дачи пояснений.

***

В завершение необходимо отметить, что при достоверном ведении учета и представлении декларации без ошибок отсутствуют причины для переживаний по поводу проводимой камеральной проверки.

Даже если налоговики выявят какие-либо неточности, то это не означает наличия ошибок в рассчитанной сумме налога, и тогда будет достаточно пояснений, представленных на запрос по факту камеральной проверки.

Источник: https://buhnk.ru/nalogovye-proverki/osobennosti-provedeniya-kameralnoj-nalogovoj-proverki/

Особенности проведения выездной налоговой проверки КГН

Особенности проведения повторной налоговой проверки
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Особенности проведения выездной налоговой проверки КГН

Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций.

Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков воплощается налоговыми органами в целях проверки достоверности и правильности ведения налогового учета на отдельных предприятиях.

Проверки в отношении КГН проводятся также, как и стандартные проверки, но с учетом статьи 89.1 НК РФ.

Выездная проверка в отношении КГН проводится по налогу на прибыль.

Налоговые контролеры прибывают на территорию предприятия-налогоплательщика (ответственного члена консолидированной группы).

Решение о проведении проверки прочих участников осуществляется по согласованию с организациями, входящими в КГН.

Если компания, в отношении которой проводится проверка, не в состоянии предоставить помещение для проверки, то контроль осуществляется в помещении налоговых органах по месту регистрации КГН с предоставлением ответственной компанией полного пакета документов, необходимых для проведения качественной проверки:

  • книги учета расходов и доходов;
  • документы, подтверждающие движения по счетам;
  • оборотно-сальдовые ведомости;
  • годовую бухгалтерскую отчетность;
  • налоговые декларации;
  • прочие документы по запросу инспекцию.

Решение о назначении выездной налоговой проверки КГН

Организации, сроком работы до 3 лет не подвергаются проверке, поскольку в этот период налоговая не осуществляет строгий контроль за достоверностью предоставляемых сведений.

Инспекция выносит решение о проведении проверки по месту ответственного участника КГН. При этом по запросу участников КГН, налоговая проверка проводиться не может. Ее инициатором должны стать налоговые органы, которые поставили фирму на учет.

В решении о проверке указывается:

  • наименования всех участников КГН: полные и сокращенные названия юридических лиц;
  • периоды, за которые проводится налоговая проверка (месяц, квартал, полгода, 9 месяцев);
  • сведения о проверяющих сотрудниках из налоговых органов: ФИО, должности.

Все лица, указанные в решении, могут проводить налоговую проверку участников КГН, но только если решение утверждено органами власти, утвержденными осуществлять налоговый контроль.

Права налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки КГН

Статья 89.1 НК РФ утверждает следующие права:

  • проверка может исполняться приоритетно по налогу на прибыль, поскольку он является предметом проверки (проверяется правильность сумм и порядка исчисления, а также достоверность представленной декларации – в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 89.1 НК РФ);

  • законодательством закреплено право проведения проверки на территории ответственного участника, на территории прочих участников КГН, а также, при отсутствии помещения для проверки у участников КГН, на территории налогового контролера (пункт 1, статьи 89.1 НК РФ);
  • налоговая проверка не может длиться более 2 месяцев.

В отношении выездной проверки запрещены самостоятельные проверки налоговыми агентами, но согласно пункту 3 статьи 89.1 Налогового кодекса, можно утверждать, что такая проверка не препятствует самостоятельным проверкам в отношении других налогов, исключая налог на прибыль.

Изъятие документов является приоритетным правом налоговых органов.

Если полученные налоговой инспекцией данные свидетельствуют о совершении налоговых правонарушений и, если имеются основания полагать, что сведения могут быть уничтожены, сокрыты, заменены. Изъятие осуществляется в соответствии со статьей 94 НК РФ.

Налогоплательщик должен помнить, что любое изменение реальных сведений по уплате налога на прибыль может привести к возникновению уголовной ответственности. Также могут быть применены санкции налогового законодательства в виде пеней и штрафов.

Сроки проведения выездной налоговой проверки КГН

Сроки проведения проверки составляют около двух месяцев, но могут быть продлены на то число месяцев, которое равно числу участников консолидированной группы (максимум до 1 года).

Результаты проверки фиксируются в проверочном акте, который передается на хранение ответственному участнику (копия остается у налоговых органов).

При получении и изучении акта проверки, участник консолидированной группы может оспорить проблемные моменты в течение 30 рабочих дней после вынесения решения по проверке. Это право закреплено пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса России.

Прочие участники КГН могут участвовать в изучении материалов о проверке.

Проверка может быть приостановлена согласно пункту 9 стати 89.1 Налогового Кодекса по решению руководителя из налоговых органов или его заместителя, вынесшего решение о проверке.

Повторная выездная налоговая проверка КГН

После завершения проверки может быть назначена повторная налоговая выездная проверка с целью проверить недостающие сведения. Эта проверка проводится независимо от того, когда была проведена предыдущая. Также не зависит процедура от налогового периода.

К повторной проверке не применяются правила статьи 89 НК РФ о том, что налоговые органы не имеют прав проводить более одной проверки в один учетные период в отношении одного и того же налога (в данном случае налога на прибыль).

Две проверки могут быть проведены в течение года в отношении одного налогоплательщика. При необходимости получения дополнительных сведений назначается повторная проверка.

Органы по надзору за уплатой налогов не вправе провести выездную проверку за тот период, за который проведен мониторинг и исполнена обязанность по уплате налогов в соответствии с Налоговым Кодексом.

Если налогоплательщик предоставлял уточненную декларацию по налогу на прибыль, то налоговые орган вправе провести внеочередную проверку.

Справка о проведении выездной налоговой группы КГН

Справка о том, что выездная налоговая проверка КГН была проведена, вручается ответственному участнику группы или его представителю. Порядок составления справки регулируется правилами пункта 15 статьи 89 НК РФ.

Статья гласит, что справка о проделанной работе должна быть составлена в обязательном порядке в заключительный день выездной проверки. В документе фиксируются предмет и сроки проведения проверочных действий.

Справка может быть передана лично в руки либо выслана участнику КГН по почте.

Это необходимо, если налогоплательщик уклоняется от ее получения в срок более, чем 30 дней.

Уклонение не наказывается, однако, если во время проверки были выявлены какие-либо недочеты, то налогоплательщик обязан их устранить. В случае, если требования не будут учтены, то налоговые органы назначат повторную проверку и будут взимать штрафы.

Таким образом, выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется для проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль юридическими лицами.

Проверка назначается в плановом порядке либо при наличии сведений о том, что налогоплательщик укрывает часть налогов. Регулируются действия налоговых органов статьей 89.1 НК РФ.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/osobennosti-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki-kgn.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.