+7(499)495-49-41

Персональные данные с 1 июля 2017 года: ужесточение ответственности + штрафы

Содержание

За какие нарушения по персональным данным с 1 июля 2017 штраф 75 тыс руб

Персональные данные с 1 июля 2017 года: ужесточение ответственности + штрафы

Источник: http://www.klerk.ru/buh/

В очередной раз ужесточают ответственность за обработку персональных данных. С 1 июля 2017 года будет действовать новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ. Список нарушений стал более детализированным, а размеры штрафов значительно выросли – до 75 тыс. руб. О том, как защититься от нарушений, читайте в статье.

Ответственность за нарушения по персональным данным

Изменения затронут всех без исключения работодателей, которые связаны с обработкой персональных данных сотрудников и подрядчиков-физических лиц.

Более того, можно сказать, что поправки касаются практически всего бизнес-сообщества, взаимодействующего в персональными данными физических лиц (например, владельцев сайтов, которые собирают персональные данные посетителей). Законодатель с 1 июля вносит изменения в статью 13.

11 КоАП (Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. № 13-ФЗ).

До 1 июля 2017 года размеры штрафов за нарушение закона о персональных данных составляют:

  • для юридических лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 500 до 1 тыс. руб.

Ниже в таблице приведу перечень нарушений и размеры новых штрафов за них с 1 июля 2017.

Вид нарушенияРазмер штрафа
для юридических лицдля должностных лиц
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо их обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных*.

От 30 тыс. до 50 тыс. руб.

От 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта персональных данных на их обработку*

От 15 тыс. до 75 тыс. руб.

От 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, отражаемых в письменном согласии субъекта персональных данных на их обработку

От 15 тыс. до 75 тыс. руб.

От 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Нарушение оператором требований законодательства в области обработки, хранения и предоставления персональных данных

От 15 тыс. до 50 тыс. руб.

От 3 тыс. до 10 тыс. руб.

* Если не предусмотрена уголовная ответственность

Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в области персональных данных переданы от прокуроров к Роскомнадзору. Срок давности для административной ответственности – три месяца со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Протокол об административном нарушении составляют сотрудники Роскомнадзора (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Трудовая инспекция также вправе наказать за нарушения правил работы с персональными данными, которые установлены в трудовом законодательстве (например, если бухгалтер использует сведения сотрудника в незаконных целях или их утерял). Наказание – штраф от 1000 до 5000 руб., за повторное нарушение – штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет (ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Срок давности для ответственности за персональные данные по трудовому законодательству – один год со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Кроме административной ответственности за нарушения в области обработки персональных данных могут привлечь к дисциплинарной, материальной и даже к уголовной ответственности.

Ситуации из практики: что изменится с 1 июля

Пример 1. Должностное лицо без согласия человека разгласил зарплату, премию, вознаграждение по договору, передал данные должников в юридическую фирму, чтобы составить исковые заявления или разместил копию заявления человека в качестве образца на стенде с образцами других заявлений. С 1 июля 2017 г.

инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как разглашение персональных данных без письменного согласия от человека или по письменному согласию, которое оформлено с нарушениями и выдадут постановление об административном правонарушении и назначат штраф: на учреждение – от 15 000 до 75 000 руб., на должностное лицо – от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 2. Бухгалтер не предоставил сотруднику расчетный листок, справку, сведения о страховом стаже и другие документы, в которых есть персонифицированные сведения о человеке. С 1 июля 2017 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как сокрытие от человека его персональных данных и назначат штраф: на учреждение – от 20 000 до 40 000 руб.

, на бухгалтера – от 4000 до 6000 руб. (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 3. Должностное лицо отказался принять к обработке новые паспортные данные человека, банковские реквизиты или другую изменяющую информацию – за такое нарушение инспекторы могут назначить штраф на учреждение – от 25 000 до 45 000 руб, а на должностное лицо – от 4000 до 10 000 руб.

Пример 4.

Должностное лицо небрежно работает с документами, персональные сведения о сотруднике стали известны другим лицам из-за того, что он оставил на столе без присмотра или вынес с рабочего места справки, расчетные листки, другие документы с персональными данными или потерял эти документы.

С 1 июля 2017 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как невыполнение требования человека уточнить, блокировать или уничтожить его персональные данные и назначат штраф: на учреждение – от 25 000 до 50 000 руб., а на бухгалтера – от 4000 до 10 000 руб. (ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 5. Должностное лицо передает имена, адреса, телефоны и другие данные сотрудников организациям, действующим в рекламных целях коллекторским агентствам или другим третьим лицам. С 1 июля 2017 г.

инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как обработку персональных данных, когда это не предусмотрено законами и не соответствуют целям сбора персональных данных и назначат штраф на учреждение – от 30 000 до 50 000 руб.

, а на бухгалтера – от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

О других видах ответственности

К дисциплинарной ответственности руководитель учреждения может привлечь работника за нарушения, которые обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ).

За дисциплинарный проступок руководитель может наказать работника, сделать замечание, объявить выговор и даже уволить (ч.1 ст. 192 ТК РФ).

Материальная ответственность работника может наступить, если его нарушение привело к ущербу для учреждения (ст. 238 ТК РФ).

К примеру, ответственный работник за обработку персональных данных распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет, а те в свою очередь подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому».

В таком случае руководитель может привлечь как к ограниченной так и к полной материальной ответственности.

Самый страшный вид ответственности – это уголовная. Она может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

Как защитить персональные данные

Для защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать?

Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. Чиновниками утверждены меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке (статья 19 Закона от 27 июля 2006 г.

№ 152-ФЗ и требованиях, установленных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119). Злоумышленники могут уничтожить, изменить, заблокировать, скопировать информацию, предоставить ее третьим лицам. Иногда несанкционированный доступ случайно получают люди, у которых нет дурных намерений.

Но угрозу безопасности персональных данных это не исключает.

Примите меры, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к персональным сведениям в базе данных.

1. Ограничьте доступ сотрудников к компьютерам.

2. Введите систему индивидуальных паролей. Их нужно периодически менять.

3. Храните диски и другие носители информации в запирающихся шкафах.

4. Закрепите процедуру защиты информации в положении.

Положение об обработке персональных данных

Работодатель может получить все персональные данные сотрудника только от него самого. Учреждение не имеет права собирать информацию, которая не относится напрямую к работе персонала.

Поэтому руководитель не должен заставлять сотрудников раскрывать сведения об их вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Все это относится к личной или семейной тайне гражданина (п. 4 ч. 1 ст. 86 ТК РФ, ст. 10 от 27 июля 2006 г. Закона № 152-ФЗ).

Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия сотрудника (ст. 7 от 27 июля 2006 г. закона № 152-ФЗ). Чтобы не допустить утечки информации, создайте систему защиты.

Порядок получения, обработки, передачи и хранения сведений установите в локальном акте, например в положении о работе с персональными данными сотрудников.

Положение утверждает руководитель учреждения. Ознакомьте сотрудников с положением под подпись (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ). Руководитель определяет, кто будет отвечать за работу с персональными данными (ч.

5 ст. 88 ТК РФ). На практике такую работу поручают работникам отдела кадров, а в бухгалтерии – бухгалтеру по начислению зарплаты, так как они чаще всего имеют дело с персональными данными сотрудников.

Обработка данных без согласия сотрудника

Иногда обрабатывать персональные данные сотрудника можно без его согласия.

Например, в случаях, прямо предусмотренных коллективным договором, а также локальными актами учреждения (разъяснения Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.).

Также не нужно получать согласие человека на обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка предусмотрена законодательством. К таким случаям относится передача сведений в следующие органы:

  • Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ);
  • налоговую инспекцию (ст. 24 НК РФ);
  • военные комиссариаты (ст. 4 Закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ);
  • иные органы (например, суды, прокуратуру, трудовую инспекцию и т. п.).

Кроме того, не требуйте согласия сотрудника для передачи персональных данных банку при открытии и обслуживании платежной карты для начисления зарплаты:

  • если договор на выпуск банковской карты заключен напрямую с сотрудником, а в договоре предусмотрена передача персональных данных работника банку;
  • если организация оформила доверенность на представление интересов сотрудника при заключении договора с кредитной организацией на выпуск банковской карты и ее последующем обслуживании;
  • если соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре учреждения (абзаце 10 пункта 4 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.).

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/69847-za-kakie-narusheniya-po-personal-nym-dannym-s-1-iyulya-2017-shtraf-75-tys-rub.html

Ужесточения в законе о персональных данных

Персональные данные с 1 июля 2017 года: ужесточение ответственности + штрафы

И сразу наша политика конфиденциальности.

В законодательстве произошли большие изменения, но про них практически не говорят. Так что давно пора привлечь к этому внимание широкой общественности.

Законодательство нас часто пугает и порой кажется тайной даже для людей, знакомых с языком договоров, приложений и прочей формальной документации. Поэтому статья написана простым языком, в первую очередь — для представителей бизнес-аудитории, которые используют персональные данные (далее — ПДн) для рекламы и маркетинговых акций.

Как правило, юристы не любят законодательство о персональных данных — мутное, непонятное, примеры не проработаны. При появлении вопросов о ПДн им проще запретить, чем искать пути решения проблемы. Поэтому российскому бизнесу необходимо уметь ориентироваться в этих вопросах, хотя бы для правильной постановки задач юристам и правильного контроля.

В поисковиках мне удалось найти только три статьи на тему изменений в Законе N 152-ФЗ с 1 июля; во всех трёх грубейшие ошибки в трактовке законодательства и изменений. Правда же в том, что некоторые ужесточения не особо страшны, а вот на другие советуем обязательно обратить внимание.

Государство предприняло самый значимый шаг в законодательстве о ПДн со времени появления самого закона 152-ФЗ. С 1 июля 2017 года вступит в силу закон 13-ФЗ от 07.02.2017, вносящий поправки в КоАП. Ужесточается ответственность за нарушения, которые могут допустить операторы (читаем — бизнес) в работе с ПДн.

Если коротко, то штрафы выросли почти на порядок (до 75 тысяч рублей). Причём за нарушения, которые допустить очень легко и которые видны на каждом шагу. Проверяющим и надзорным органам в том числе.

А привлечь к ответственности стало существенно проще. Если раньше это можно было сделать через прокуратуру (которой этими вашими ПДн заниматься некогда), то сейчас возбудить дело об административном правонарушении может непосредственно регулятор — Роскомнадзор. Который, можете быть уверены, заниматься этим хочет и давно уже ждал изменений в КоАП.

Главное

  • «Кошмарить бизнес» за нарушения 152-ФЗ стало гораздо выгоднее. Штраф был до 10 000 рублей, стал до 75 000 рублей.
  • Привлекать к ответственности стало проще. Раньше была прокуратура, которой было не до того, чтобы этим заниматься, а стал Роскомнадзор — регулятор, в зоне ответственности которого и находится 152-ФЗ.
  • Бизнес, однако, расслаблен, и угрозы не заметил.

Давайте разберёмся, будут ли «кошмарить», за что конкретно и зачем это нужно. Где кошмар, а где нет?

Как было раньше и почему не волнуются сейчас

Небольшое сравнение законодательства и поведения операторов (бизнеса, компаний, юрлиц) «раньше и сейчас».

152-ФЗ «О персональных данных» появился в 2006 году. Всё прошло тихо, и люди всполошились не сразу. Довольно долгое время (год–два) к закону не было подзаконной нормативной базы на тему его применения.

Тем не менее, году в 2008–2009 благодаря появлению нормативки (от Роскомнадзора, ФСТЭК и ФСБ) и более активной работе СМИ некоторый мандраж наступил. Не знающих о законе почти не осталось, а отношение к нему было очень разным.

С операторами-клиентами в то время много общались мои сотрудники в рамках наших CRM-проектов (мы ведём крупные проекты, и клиенты были озадачены), я сам выступал и писал на эту тему, как раз в те годы я входил в Консультативный совет при РКН.

По степени реакции на происходящее в законодательстве выделим четыре категории компаний

  1. «Не знаем» (очень малочисленная категория).

  2. «Знаем, но не обращаем внимания и считаем это всё полной ерундой. Ещё один неработающий закон: как применять  — непонятно, и чем грозит — непонятно».

  3. «Знаем, смотрим в ту сторону. Как применять  — непонятно, чем грозит  — непонятно… Немножко что-то сделаем, типа подготовились».

  4. «Знаем и подготовимся по полной программе, насколько это можно в непонятном законодательстве».

Последняя категория позволила хорошо заработать интеграторам и компаниям, специализирующимся на информационной безопасности. Стоимость услуги по подготовке документации «на соответствие 152-ФЗ» могла превышать 2 млн рублей, хотя сама услуга была достаточно типовая.

К 2012 году рынок понял, что «реальной опасности» законы о ПДн не представляют — штрафы мизерные, вчинить их довольно сложно, требования умозрительные, проверки редкие и так далее.

Операторы из категорий 3 и 4 плавно перетекли в категорию 2; а категория 4 при этом почувствовала себя обманутой — сначала услуги по подготовке подешевели до 600–500 тысяч, потом до 300 тысяч, а после появились сайты, предлагающие типовой пакет документов за 20–30 тысяч рублей.

Что мы имеем сейчас? Пассивность и нежелание бизнеса обращать внимание на изменения.

Несмотря на то, что с изменениями «поймать штраф» до 30 тысяч рублей теперь легко может каждый второй интернет-магазин, а в более запущенных случаях и до 75 тысяч рублей, а в инфопространстве тишина и покой! К моему большому удивлению, ничего не обсуждается, подготовка не ведётся — это отчётливо видно по тем же интернет-сайтам, где штрафы можно просто поставить на поток.

Очевидно, что первая волна 2009–2012 годов, всколыхнувшая операторское сообщество, качнула маятник в другую сторону — от волнений тогда до равнодушия сейчас. Прошедшее время показало, что «выиграли» те, кто не готовился — категория 2. Они и время, и деньги сэкономили, и ничего им за это не было. Не обращать внимания, переждать, а потом оно само уляжется — тактика сработала.

И сейчас уже опытный бизнес, как будто бы поднаторевший на ниве ПДн, не воспринимает серьёзно нынешние изменения, поскольку «всё уже знаем, не пугайте, ничего за это не будет».

Но когда изменения в КоАП уже внесены, риски стали значительно выше.

Изменения в 152-ФЗ. Как стало сейчас, и почему риски операторов увеличились

Как мы уже упомянули в начале статьи, буду говорить о примерах, актуальных для наиболее многочисленной группы операторов — тех, кто использует персональные данные частных лиц в целях продвижения товаров, работ и услуг. Это — бизнес, использующий CRM-проекты, программы лояльности, интернет-магазины, финансовые сервисы, такси, мобильные приложения и так далее.

Несмотря на десятилетнюю историю законодательства в сфере ПДн, читают закон и нормативные акты к нему очень плохо и воспринимать их не хотят. Поэтому изменения заслуживают более глубокого анализа, сравнения с самим законом и нормативкой в целом.

Терминологию упрощу, а штрафы приведены в отношении юридических лиц. Хотя в изменениях в КоАП ещё есть штрафы в отношении граждан, должностных лиц.

Теперь протоколы об административных правонарушениях будет составлять Роскомнадзор. Это ключевой регулятор в сфере ПДн, и он давно ждал изменений в КоАП. Потому что возбуждать дела через прокуратуру и в итоге выставлять штраф в 5–10 тысяч рублей очень муторно. А ускорить процесс, проведя всё самостоятельно, и выставить в десять раз больше — гораздо интереснее.

Интерес ведомства значим ещё и потому, что РКН желал увеличения штрафов, определяемых КоАП, до 500 тысяч рублей. Хорошо, что этого не случилось (пока), иначе риски бизнеса взлетели бы до небес. Но и увеличение от 5–10 тысяч рублей до 50–75 тысяч рублей, согласитесь, тоже неплохо.

Итак, КоАП с 1 июля 2017 года, статья 13.11. Семь пунктов, нас касаются первые шесть. Седьмой — про операторов, являющихся государственным или муниципальным органом, и это не про нас.

1. Обработка ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, или обработка ПДн, несовместимых с целями обработки. Штраф от 30 до 50 тысяч рублей

В зоне риска:

  • Операторы, не указавшие цели обработки или указавшие их неграмотно. Встречается сплошь и рядом.
  • Операторы, собирающие данные, связь которых с целью обработки очень натянута или вообще необъяснима. Самый частый пример — сбор в анкетах программ лояльности паспортных данных. Это частое требование юристов, плохо читавших закон, и которое теперь может привести к штрафам.
  • Сюда же может быть отнесена принудительная регистрация в личном кабинете интернет-магазина при покупке. Если цель — продажа товара (доставка по указанному адресу), то запрашиваемая для регистрации информация (и сама регистрация) — избыточна и несовместима с целями.

2. Обработка ПДн без письменного согласия в случаях, когда оно должно быть по закону. Штраф от 15 до 75 тысяч рублей

Может показаться странным, но тут риск невелик. Дело в том, что перечень случаев, когда нужно письменное согласие (в терминах 152-ФЗ), ограничен, и продвижение товаров и услуг к нему не относится.

А то, что многие называют сбором письменных согласий (в виде анкет), — это неверное понимание и трактовка законодательства. Недавно мне попалась на глаза одна из немногих разъяснительных статей по изменениям с 1 июля — и даже в экспертной статье неверно объясняются принципы письменного согласия.

И вообще прелестно выглядит в другой статье рекомендация «получать письменное согласие у каждого подписчика на сайте».

3. Невыполнение оператором обязанности по обеспечению доступа к политике обработки ПДн. Штраф от 15 до 30 тысяч рублей

Вот здесь как раз группа риска огромна.

Любой сбор данных, относящихся к категориям ПДн в формах на сайтах, должен сопровождаться указаниями на политику обработки этих данных. То есть, программа минимум — на любом сайте необходимо реализовать такой документ. И совсем хорошо, когда из формы сбора данных дана ссылка на него. Отсутствие этого документа — повод для штрафа.

Годится, если на сайте просто где-то в футере есть ссылка на политику обработки данных или политику конфиденциальности. Пользовательское соглашение, в котором прописаны пункты о соответствии 152-ФЗ, тоже подходит.

4. Невыполнение оператором обязанности по предоставлению частному лицу информации об обработке его ПДн. Штраф от 20 до 40 тысяч рублей

Зона риска:

  • С одной стороны, сам порядок запроса субъектом информации об обработке его ПДн довольно сложен (он прописан в 152-ФЗ). И редкий субъект его выполнит
  • С другой, обязанность о предоставлении информации об обработке ПДн возникает при получении данных через третье лицо. Например, в партнёрских программах, различных кросс-промо, сменах подрядчиков в маркетинговых кампаниях и так далее.

В самом 152-ФЗ прописано, когда и как необходимо уведомлять субъекта.

5. Невыполнение в установленные сроки требования (частного лица, его представителя, уполномоченного органа) о блокировании-уничтожении-изменении ПДн. Штраф от 25 до 45 тысяч рублей

Зона риска:

  • Как упомянул выше, порядок запроса со стороны субъекта довольно сложен, поэтому таких запросов ещё очень мало. В этом смысле пункт оператору особо не угрожает
  • Будут ли при трактовке этого пункта сюда относить, например, отказ от email-рассылки или SMS, это вопрос…

Это заслуживает отдельного изучения. Формально никакого «упрощённого» порядка отзыва субъектом своего согласия на обработку данных законодательство не предусматривает. Но не рекомендовал бы пренебрегать остановкой коммуникаций с покупателем, если он попросил не беспокоить его. Кстати, в этом случае можно поиметь ещё и претензии ФАС в соответствии с законом «О рекламе».

6. Невыполнение обязанностей по хранению материальных носителей ПДн. Штраф от 25 до 50 тысяч рублей

Зона риска:

  • Если вы храните свои бумажные архивы (анкеты, договоры с частными лицами, заявки-запросы) очень долго, убедитесь, что это хранение обеспечивает конфиденциальность. Простой склад по соседству вряд ли подходит, должно быть что-то более безопасное. Либо проработайте с юристами механику перевода архива в электронный вид.

На всякий случай подчеркну, что выше упрощены трактовки и термины и даны самые быстрые и очевидные рекомендации. Этого достаточно, чтобы в целом понять состав изменений и их трактовать.

Если углубляться, то интересных выводов будет ещё много. Как минимум три-четыре пункта из приведённых заслуживают отдельного рассмотрения.

Может, так нам и надо?

Напоследок выскажеме такую крамольную мысль. Может, она и странно прозвучит от активной в интернете компании, но… Тем более, она впрямую следует из хронологии событий и тезисов «почему сообщество расслаблено».

Давайте честно признаемся — бизнес относится к персональным данным частных лиц довольно халатно.

Большие компании стараются выстроить правильную политику работы с ними, но даже крупный бизнес ещё далеко не весь обратил внимание на качественные принципы работы с ПДн. А уж средний и малый — тем более.

Многие даже не понимают, что данные покупателей — это ценность, и что нужно уважать права частного лица при работе с его данными. И что сам закон не про информационную безопасность, а про соблюдение прав.

По-прежнему имеют место сливы баз данных «налево», неправомерное использование данных (то самое «не соответствующее целям»). Покупателей раздражает чрезмерная коммуникативная активность бизнеса, тем более когда от неё не удаётся отказаться с первого раза.

Всё это — неверные принципы и неверные бизнес-процессы работы с данными. Непонимание и неверные коммуникационные стратегии как основа, и огульное использование данных как следствие.

Как знать, может быть, огромной массе операторского сообщества и нужна увесистая дубина в виде повышенного внимания надзорного органа и применения штрафов?

Грамотный маркетинговый подход к CRM и лояльности — это то, что называется permission-marketing (разрешительный маркетинг). Правильно выстроенные CRM-процессы и процессы обработки данных могут и должны дружить с законодательными требованиями (в случаях, когда эти требования ясны, конечно).

И необходимо обратить внимание ещё на один важный момент. При увеличении штрафов и ускорении возможного наказания можно найти позитивный момент в изменениях — конкретизацию состава нарушений.

В предыдущей редакции была очень общая формулировка «Нарушение установленного законом порядка…» и она могла трактоваться весьма широко. Сейчас же семь (шесть, касающихся бизнеса) пунктов достаточно конкретизированы и понятны.

Это, на мой взгляд, хороший шаг государства навстречу прозрачности законодательства в этой сфере.

Помните известное «не умеешь — научим, не хочешь — заставим».

Источник: https://ra-germes.ru/de/about/news/tightening-the-law-on-personal-data/

Персональные данные: изменения в законодательстве

Персональные данные с 1 июля 2017 года: ужесточение ответственности + штрафы

Согласно Федеральному закону № 152-ФЗ от 27.06.2006, персональными данными считается «любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу».

Под это понятие подпадают практически все сведения, которыми оперирует работодатель: дата рождения работника, семейное положение, образование, домашний адрес и пр.

Эти данные хранятся в личных карточках, активно используются в трудовых договорах и контрактах, приказах, расчетных листках, платежных ведомостях, заявлениях и множестве иных документов.

Получать личные данные работодатель может только из первых рук, то есть от самого человека.

Если лично собрать информацию не удается, ее можно получить через третьих лиц, но с согласия самого сотрудника.

При этом ему следует разъяснить, с какой целью собирается информация, как она будет использоваться и что случится, если сотрудник откажется дать свое согласие на сбор и обработку сведений о себе.

Законодательство ограничивает перечень ситуаций, когда работодатель может собирать данные. В числе основных указаны:

  • сохранение жизни и здоровья подчиненных;
  • помощь в трудоустройстве и образовании;
  • содействие карьерному росту;
  • контроль за выполнением работником его трудовых функций;
  • охрана материальных ценностей;
  • соблюдение исполнения законов.

Ответственность за нарушения в работе с персональными данными

С 1 июля 2017 года ответственность за ошибки в этой сфере серьезно возрастет. Перечень нарушений, за которые работодатель может быть привлечен к ответственности, значительно расширен, а кроме того, увеличены размеры штрафов.

Такие изменения содержит Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Вместо одного вида административной ответственности, который предусматривала ст. 13.

11, в КоАП РФ теперь семь видов, и для каждого — свои штрафы:

  1. Использование персональных данных в не предусмотренных законодательством целях. Административное наказание — предупреждение или штраф: для физических лиц от 1 000 до 3 000 руб., для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб., для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  2. Обработка личных сведений без согласия работника. Сюда же относятся случаи, когда в подписанном сотрудником согласии нет перечня сведений, предусмотренных в ч. 4 ст. 9 закона № 152-ФЗ от 27.07.2006. Административное наказание — штрафы: для физических лиц — от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., для юридических лиц — от 15 000 до 75 000 руб.
  3. Нарушение режима доступа к политике организации по обработке персональных данных. Работодатель обязан опубликовать в общедоступных источниках документ, в котором обозначена его политика в сфере защиты личной информации работников. Это предусмотрено п. 2 ст. 18.1 закона от № 152-ФЗ 27.07.2006, а с 1 июля будет отдельным правонарушением, которое влечет за собой ответственность в виде предупреждения или штрафов: для физических лиц — от 700 до 1 500 руб., для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб., для ИП — от 5 000 до 10 000 руб. и для юридических лиц — от 15 000 до 30 000 руб.
  4. Сокрытие от работника информации о целях, сроках и способах сбора, хранения и обработки информации, о третьих лицах, которые будут работать с личными сведениями по поручению работодателя, и пр. В таких случаях работодатель получает предупреждение или выплачивает штраф: физические лица — от 1 000 до 2 000 руб., должностные лица — от 4 000 до 6 000 руб., ИП — от 10 000 до 15 000 руб., юридические лица — от 20 000 до 40 000 руб.
  5. Отказ работодателя заблокировать или уничтожить персональные данные согласно ст. 21 закона № 152-ФЗ от 27.07.2006. Административная ответственность — предупреждение или штраф: для физических лиц — от 1 000 до 2 000 руб., для должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб., для ИП — от 10 000 до 20 000 руб., для юридических лиц — от 25 000 до 45 000 руб.
  6. Отсутствие средств автоматизации для хранения персональных данных, хранение информации только в бумажном виде. Если такой работодатель допустил уничтожение, утечку, несанкционированное копирование и/или распространение личных данных сотрудника, на него налагается штраф: на физических лиц — от 700 до 2 000 руб., на должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб., на ИП — от 10 000 до 20 000 руб., на юридическое лицо — от 25 000 до 50 000 руб.
  7. Несоблюдение или нарушение процедуры обезличивания данных сотрудниками государственных и муниципальных органов власти (Приказ Роскомнадзора от 05.09.2013 № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных»). Административная ответственность в таком случае грозит должностному лицу в виде предупреждения или штрафа от 3 000 до 6 000 руб.

Законодательство позволяет суммировать штрафы за разные нарушения, поэтому ошибки или небрежное отношение к сведениям о сотрудниках могут обойтись работодателю очень дорого.

А кроме того, с 1 июля 2017 года возбуждать административные дела в части обращения с персональными данными разрешено без участия прокурора — инициировать их смогут должностные лица Роскомнадзора (п.

 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Соблюдать требования законодательства поможет правильно составленное Положение о персональных данных, которое должно закрепить нормы законодательства и конкретизировать их для организации.

Как составить Положение о персональных данных

Закон не оговаривает название, структуру и обязательное содержание документа, работодатель вправе сам определить, как будет выглядеть Положение. Разрабатывая документ, руководитель организации и специалисты кадровой службы должны опираться на указанный выше Федеральный закон № 152-ФЗ, а также на ст. 87 Трудового кодекса РФ.

В Положении о персональных данных стоит отразить:

  1. Общие положения: цели и задачи организации в области защиты персональных данных, круг вопросов, которые регулирует Положение.
  2. Состав персональных данных: сведения, которые работодатель использует в рамках трудовых отношений с работником, перечень документов, в которых такие данные содержатся.
  3. Порядок сбора и обработки информации, включая способы и места хранения, меры защиты от несанкционированного распространения. Помимо прочего, здесь обязательно прописывается требование получать сведения только у самого человека или с его письменного согласия у третьих лиц. Бланк согласия можно оформить как приложение к Положению.
  4. Порядок передачи персональных данных как внутри организации, так и сторонним лицам и государственным органам. Здесь следует отразить законодательную норму передавать личную информацию о работнике третьим лицам только с его письменного согласия. Исключение — если это необходимо для защиты жизни и здоровья работника.
  5. Перечень сотрудников, имеющих доступ к персональным данным. Чаще всего это специалисты кадровой службы, бухгалтеры, руководители структурных подразделений и пр.
  6. Ответственность за разглашение личных данных сотрудников. В разделе стоит указать должности тех, кто несет ответственность за нарушение правил хранения, обработки и передачи персональных данных, а также виды ответственности, предусмотренные законодательством (об изменениях в этой сфере расскажем подробнее чуть ниже).

Положение о защите персональных данных работника и шаблон согласия утверждает руководитель организации. Штамп с подписью, датой утверждения и номером протокола ставится на титульном листе документа. Чтобы ввести Положение в действие, руководитель выпускает отдельный приказ.

С Положением о персональных данных должны быть ознакомлены все сотрудники под роспись. Для этого в организациях часто заводят отдельный журнал с перечнем работающих в компании сотрудников.

Согласие на обработку персональных данных

Это документ, в котором принимаемый на работу человек разрешает будущему работодателю получать необходимую информацию и использовать ее в рамках действующего законодательства.

Согласие на обработку персональных данных оформляйте в программе Контур-Персонал

Узнать больше

Работодатель не имеет права собирать и использовать личную информацию работников без их письменного согласия. Исключение — данные из медицинских учреждений, касающиеся противопоказаний к определенному роду деятельности.

Согласие должно включать в себя следующую информацию (ч. 4 ст. 9 закона № 152-ФЗ от 27.07.2006):

  • ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (или другого удостоверяющего личность документа);
  • ФИО, адрес представителя сотрудника, реквизиты его паспорта (или другого удостоверяющего личность документа), реквизиты доверенности;
  • наименование или ФИО и адрес работодателя, получающего согласие носителя персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание способов обработки этих сведений;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом.

Документ подписывается работником после знакомства с Положением. Такое же согласие необходимо оформить, если человек разрешает третьим лицам предоставлять информацию о себе.

Работодатель не имеет права принуждать потенциального сотрудника предоставлять о себе какие-либо сведения. Если претендент отказывается подписывать Согласие, организация может пересмотреть решение о приеме такого человека в штат. Отозвать свое согласие может и любой из работающих сотрудников организации (ч. 2 ст. 9 152-ФЗ).

После того как работодатель получил согласие работника на обработку личной информации, он может поручить это третьему лицу, однако ответственность за сохранность сведений все равно лежит на работодателе.

Сферы защиты персональных данных коснулись действительно масштабные изменения, и работодателю следует быть вдвойне внимательным как при составлении Положения, так и при работе с личной информацией по сотрудникам. Помните, чем подробнее и конкретнее прописано Положение о персональных данных, тем четче в организации будет выстроена работа на этом участке кадрового учета.

Источник: https://kontur.ru/articles/4811

С 1 июля 2017 года ужесточается закон о персональных данных

Персональные данные с 1 июля 2017 года: ужесточение ответственности + штрафы

Не спешите закрывать статью. Вы наверняка мысленно задались вопросом — «А при чем здесь я?» — отвечаю, данный закон может коснуться и вас в том числе, а вы даже можете этого и не подозревать. Давайте по порядку.

Вступление

7 февраля 2017 года были внесены поправки в статью 13.11 КоАП по поводу нарушений закона о персональных данных. Вступят в силу эти поправки уже скоро — 1 июля 2017 года.

Федеральный закон от 07.02.2017 N 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» — с полным текстом можете ознакомиться здесь

Что такое персональные данные?

Под персональными данными можно понимать любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Что изменится 1 июля 2017 года?

Новый Федеральный закон от 07.02. 2017 № 13-ФЗ значительно расширил перечень оснований для привлечения лиц к административной ответственности в области защиты персональных данных, а также увеличил размеры административных штрафов.

Что интересно, выписывать протоколы о правонарушении в этой области будет не прокуратура, как раньше, а Роскомнадзор. А это значит, что дела пойдут гораздо быстрее и штрафы будут рассылаться пачками, если не упаковками.

Причем тут мы

Наверное большая часть моих читателей все еще не понимает, как все это относится к ним. Но грань тут очень тонкая, как понять, являетесь ли вы оператором персональных данных?

Если с помощью вашего блога, сайта, портала, интернет-магазина вы получаете какие-либо персональные данные от пользователя (какие именно, смотреть выше) — то вы автоматически попадаете под этот закон. Элементарно, на вашем сайте можно зарегистрироваться, вводя свое имя, эл.почту, адрес? Поздравляю, вы уже попали под закон.

Это вас касается если:

Ваш сайт позволяет производить регистрацию пользователей (даже с минимальным набором данных «имя + e-mail»). Примеры:

  • форумы;
  • социальные сети;
  • многие новостные сайты;
  • интернет-магазины;
  • блоги;
  • сайты с частными объявлениями;
  • и так далее.

Ваш сайт позволяет вносить в формы персональные данные пользователей, которые впоследствии публикуются на сайте или отправляются по e-mail. Например, если на сайте есть функция «перезвонить мне», возможность отправить быстрый заказ или подписаться на рассылку и тому подобное.

Ваш сайт просто уже содержит реальные персональные данные граждан.

Ваша компания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) на постоянной основе занимаются обработкой персональных данных граждан. Это справедливо для:

  • большинства юридических фирм;
  • абсолютно всех регистраторов (в смысле компаний, занимающиеся регистрацией юрлиц и ИП, изменениями, ликвидацией и так далее);
  • реестродержателей;
  • бухгалтерских компаний, оказывающих услуги по аутсорсингу бухгалтерии и кадрового делопроизводства;
  • банков, МФО и других компаний финансового сектора, работающих с данными граждан;
  • медицинских учреждений;
  • магазинов, салонов красоты и других подобных организаций с персональными клубными картами (это особенно популярно у сетевых магазинов косметики);
  • образовательных организаций и учреждений (в том числе проводящих краткосрочные курсы или разовые тренинги);
  • ТСЖ и управляющих компаний в сфере ЖКХ;
  • турагентств;
  • третейских судов;
  • и так далее.

Ваша компания активно работает с внештатными сотрудниками (по гражданско-правовому договору).

Ваша компания использует CRM или аналогичные системы.

Что делать?

Нужно уметь правильно работать с персональными данными.

Как минимум нужно:

Исключения

Вас это не касается в следующих случаях, так как на них ФЗ «О персональных данных» не распространяется:

  1. Обработка персональных данных производится физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, но если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
  2. Обработка персональных данных производится при работе с документами Архивного фонда Российской Федерации и аналогичных документов;
  3. Персональные данные, отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну;
  4. Персональные данные относятся к публичной информации о деятельности судов в РФ.

К сожалению, я не юрист в этой области и я не смогу дать вам точных ответов что именно нужно сделать чтобы обезопасить себя на 100%. Что уж там, даже сами профи не могут дать однозначных ответов, так как существует очень много нюансов и неточностей, не говоря уже про то, что закон не вступил в силу. В любом случае, цель моего поста была именно предупредить Вас о том, что такая «хрень» существует. Ну а дальше, как говорится, предупрежден — значит вооружен

Источник: https://wpkot.ru/s-1-iyulya-uzhestochaetsya-zakon-o-personalnyh-dannyh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.