+7(499)495-49-41

Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах: этапы подготовки и инструктажа

Содержание

Основные этапы проведения соут

Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах: этапы подготовки и инструктажа

Работодатель выбирает специализированную экспертную организацию, заключает с ней договор гражданско-правовой ответственности и создает приказ по формированию комиссии в целях проведения специальной оценки условий труда (далее – комиссия) с нечетным количественным составом.

Он также утверждает график проведения мероприятий, связанных со специальной оценкой условий труда. Состав комиссии образуется из работодателя или его представителя, специалиста по охране труда, представителя профсоюзной организации предприятия или любого другого органа, представляющего работников.

Работодатель своим приказом утверждает состав комиссии, которым также регламентируется ее деятельность.

Если в соответствии с российским законодательством предприятие является субъектом малого бизнеса, тогда при проведении специальной оценки условий труда создается комиссия, состав которой включает в себя работодателя в лице самого индивидуального предпринимателя (лично) или руководителя предприятия в качестве председателя.

В нее также входят уполномоченные работодателем лица, в том числе специалист по охране труда, являющийся представителем работодателя (предприятия) или привлекаемый им на договорной основе и представители первичной профсоюзной или любой другой организации, представляющей работников.

Этап 2

Экспертной организацией, осуществляющей специальную оценку условий труда, подготавливается список рабочих мест, ожидающих ее проведения. В нем указываются аналогичные рабочие места, после чего он утверждается комиссией. Как правило, список формируется еще до заключения договора на базе данных, предоставляемых работодателем для расчета стоимости услуг.

Этап 3

Эксперт организации, осуществляющей специальную оценку условий труда, проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, результаты которой утверждаются комиссией.

Опознание потенциально вредных производственных факторов может быть проведено до заключения договора, тогда результат их идентификации должен содержаться в нем в виде списка предстоящих измерений и оценок на рабочих местах.

Этап 4

Если вредные или опасные факторы производственной среды не идентифицированы на рабочем месте, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми и не требующими проведения измерений и тестирований вредных и опасных производственных факторов.

На такие рабочие места оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда для дальнейшей подачи в территориальный орган Федеральной инспекции труда по месту нахождения работодателя.

Если на рабочем месте установлены и опознаны вредные или опасные факторы производственной среды, комиссией принимается решение об их измерении и тестировании в порядке, регламентируемом статьей 12 настоящего Федерального закона.

Экспертом организации, осуществляющей специальную оценку условий труда (почти всегда на предварительном этапе) определяется список рабочих мест, требующих проведения измерений и тестирования вредных и опасных факторов производства.

Этап 5

Чтобы проанализировать список рабочих мест, экспертная организация запрашивает у работодателя изначальную информацию о льготах и компенсациях, уже предоставляемых работникам в виде: досрочного выхода на пенсию, дополнительного отпуска, молока, лечебно-профилактического питания и прочего; о проведении инструктажей и образовательных программ по охране труда и об обеспечении работников эффективными средствами индивидуальной защиты. Также запрашиваются сведения о проведении первичных и периодических медицинских осмотров работников; половом и возрастном составе персонала; произошедших несчастных случаях и профзаболеваниях; о режиме работы и отдыха, их сменности и регламентированных перерывах. Собранная информация используется в документации, составляющейся по результатам специальной оценки условий труда.

Этап 6

Проведение инструментальных измерений с оценкой уровня таких вредных факторов производственной среды как химическое воздействие, микроклиматические показатели, травмоопасность рабочих мест, световая и шумовая среда, напряженность труда и прочее.

Этап 7

Экспертной организацией, осуществляющей специальную оценку условий труда, по результатам проведенных мероприятий составляется отчет, который содержит: Реквизиты и прочие необходимые данные об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда.

Список рабочих мест, прошедших специальную оценку условий труда, в котором указаны выявленные на них и опознанные вредные и опасные производственные факторы.

Карты специальной оценки условий труда, содержащие достоверные данные о фактическом состоянии условий труда с указанием их класса (подкласса) на конкретных рабочих местах, установленным экспертной организацией в ходе проведения спецоценки.

Протоколы проведения измерений и тестирований, обнаруженных и идентифицированных вредных и опасных факторов производства. Протоколы оценки эффективности сертифицированных индивидуальных средств защиты.

Протокол комиссии с решением о невозможности проведения измерений и тестирований, принятие которого обусловлено частью 9 статьи 12 Федерального закона. Сводная ведомость, обобщающая результаты проведения специальной оценки условий труда. Список действий, предусматривающих улучшение условий труда и защиты здоровья работников, чьи рабочие места прошли специальную оценку условий труда. Заключение, составленное экспертом организации, осуществившей специальную оценку условий труда.

Этап 8

Финальный отчет, составленный по результатам проведения специальной оценки условий труда, подписывается каждым членом комиссии и затем утверждается председателем комиссии.

В случае несогласия кого-либо из членов комиссии с результатами проведения специальной оценки условий труда, каждый из них обладает правом на изложение в письменной форме мотивированного личного мнения, прилагаемого к данному отчету.

Если в процессе рассмотрения отчетной документации комиссией возникнет необходимость, материалы специальной оценки условий труда могут быть уточнены и откорректированы. По завершению всех процедур, результаты передаются организацией, осуществившей специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

Вас так же могут заинтересовать разделы:

Отправьте заявку или задайте вопрос

Источник: http://www.SerconsRus.ru/services/sout/etapy-provedeniya-sout/

Методика проведения специальной оценки условий труда

Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах: этапы подготовки и инструктажа

Подготовка и принятие методики проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) требуется для своевременного выявления опасных/вредных факторов на рабочих местах сотрудников, которые влияют на их здоровье. Это необходимо для разработки мер по их защите, подготовки спецодежды и обуви, а также иных средств, нейтрализующих негативное воздействие на производственных площадях предприятия.

СОУТ является комплексов специальных действий, направленных на выявление опасных факторов в техпроцессе или окружающей среде и определения степени их опасности для здоровья трудящихся.

Исходя из установленных законодательством правил, такая проверка производится раз в пять лет, за исключением случаев возникновения на предприятии несчастного случая или профзаболевания.

Тогда проверка производится внепланово.

Для организации спецоценки работодателю необходимо привлечь стороннюю организацию, имеющую необходимые разрешительные документы для проведения такого рода работ. При этом на проверяемом предприятии создается комиссия, несущая ответственность за достоверность собранных данных и утвержденных результатов.

В п.2. ст.8 Закона №426-ФЗ за работодателем закрепляется обязанность своевременного проведения СОУТ. При этом не имеет значения форма собственности или вид деятельности.

Исключением являются только лица, не использующие наемных работников в процессе реализации своей хозяйственной деятельности.

Кроме того, в данном Законе утвержден закрытый перечень лиц, которые также не обязаны проводить проверку. К ним относятся:

  • Лица, работающие на дому или дистанционно;
  • Работники, заключившие трудовой договор не с юр. лицом.

Методика СОУТ №33н с изменениями

Процедура и правила проведения СОУТ закреплены в специально разработанной методике, утвержденной приказом Минтруда №33н от 24.01.2014г. В ней закреплен порядок проведения необходимых действий для выявления и определения степени опасности производственных факторов. Данная процедура включает в себя 4 основные этапа:

  1. Идентификация;
  2. Исследование выявленных негативных условий;
  3. Классификация степени их опасности, исходя из утвержденного законодательством перечня;
  4. Оформление заключения по итогам проведенной проверки.

На данный момент 33н методика проведения специальной оценки условий труда существенно отличается от своей первоначальной редакции. Многие её положения были дополнены или изменены, исходя из практики применения конкретных норм. К примеру, п.

29 данной Методики был переработан, вследствие чего расширились принципы определения степени воздействия биологических факторов на условия работы сотрудников.

Также были добавлены новые патогенные биологические группы, а для граждан, трудящихся под землей к вредному производственному воздействию было приравнено длительное нахождение под искусственным освещением.

Подготовка к проведению спецоценки

Подготовительный этап СОУТ начинается с донесения информации о нем до трудового коллектива предприятия.

Сотрудники предупреждаются о том, что будет проведена проверка, и они могут внести свои предложения относительно оценки условий работы. Их следует оформить в письменном виде и передать руководству.

Также на данном этапе работодатель выбирает несколько служащих, которые войдут в специальную комиссию, и назначает председателя этой группы.

После проведения разъяснительной работы работодатель утверждает порядок проведения СОУТ и состав комиссии, о чем издает соответствующий приказ или распоряжение.

Проверка начинается с составления списка всех рабочих мест, которые будут проходить оценку. Необходимо учитывать, что согласно Закону №426-ФЗ производственные места, не имеющие негативных факторов воздействия или имеющие допустимые условия, подтвержденные СОУТ ранее, не требуют проведения повторных проверок, кроме исключительных ситуаций.

В готовом перечне производственных площадок, которые будут проходить оценку включается такая информация:

  • Данные о сотрудниках, работающих на этих местах;
  • Наименование должности;
  • Обозначение проверяемой площадки;
  • Используемая техника, оборудование;
  • Информация о проведенных медосмотрах, выплаченных компенсациях;
  • Предполагаемые виды негативных факторов воздействия на служащих.

Процесс организации СОУТ закреплен ст.9 Закона №426-ФЗ. Согласно нему подготовительный процесс может начинаться как с формирования спец. комиссии, так и с выбора сторонней организации, которая будет проводить проверку. В данном случае поочередность данных действий значения не имеет.

Этап. 1. Оформление и подписание договора

Если работодатель уже выбрал организацию, которая имеет разрешительные документы на проведение СОУТ и будет выполнять проверку на этом предприятии, ему необходимо подготовить гражданско-правовой договор на выполнение данных работ. При этом необходимо учитывать, что исполнитель должен соответствовать требованиям, выдвигаемым к нему ст.19 Закона №426-ФЗ.

Договор оформляется в двух экземплярах и после его подписания один из них остается у работодателя, а второй передается организации-исполнителю.

Этап 2. Создание комиссии

В состав комиссии зачастую входит 5-7 человек, так как согласно требованиям Закона, их число должно быть нечетным. Среди них:

  • Председатель – в качестве него может выступать как представитель работодателя, так и он рам (в случае с ИП – он лично);
  • Специалист по ОТ – таковым может быть как сотрудник предприятия – если таковой есть в штате, так и сторонний специалист – если у работодателя его нет.
  • Представители профсоюзного органа – если такового в организации нет, то можно не включать их в комиссию.
  • Иные работники, на усмотрение руководства фирмы.

Представители организации, проводящей проверку, в состав оценочной комиссии не включаются. Они работают отдельно и проводят необходимые действия для изучения условий труда.

Этап 3. Утверждение графика

Заказчик самостоятельно определяет график проведения необходимых мероприятий и сроки их выполнения для своевременной сдачи декларации соответствия, закрепляемые приказом по предприятию. Работодатель несет полную ответственность за организацию и проведение СОУТ.

График должен содержать список всех трудовых площадок, на которых будут осуществляться замеры и исследования с целью выявления негативных факторов воздействия. На его основании далее будет проходить сама процедура проверки.

Порядок осуществления СОУТ

В соответствии с методикой №33н все мероприятия, необходимые для исследования условий труда на местах производятся организацией-исполнителем, с которой у работодателя заключен соответствующий договор. Руководитель фирмы-заказчика в процессе их выполнения имеет право:

  • Присутствовать при проведении замеров и исследований;
  • Требовать предоставления обоснования сделанных выводов;
  • Обжаловать итоги оценки в Федеральную ИТ.

С другой стороны работодатель обязан не препятствовать проведению необходимых действий специалистами приглашенной организации, а также предоставить все данные, которые нужны им для их осуществления.

Эти правила касаются и приглашенных специалистов, которые включены в состав комиссии, но производят необходимые действия самостоятельно.

Первый шаг. Проведение идентификации рабочих мест

Согласно положениям методики, утвержденной приказом Минтруда №33н, при осуществлении идентификации в расчет берутся:

  • Характеристики материалов и оборудования, применяемого в процессе выполнения сотрудниками их должностных обязанностей;
  • Итоги сделанных ранее исследований и замеров;
  • Возникновение несчастных случаев и проф. заболеваний на предприятии;
  • Письменные предложения трудящихся фирмы.

Идентификация осуществляется экспертом организации-исполнителя, с которой у работодателя заключен договор на выполнения СОУТ. Она производится путем выявления негативных факторов и их сопоставления с тем, которые закреплены в классификаторе к Приказу№33н.

Если на рабочих местах специалистом не было выявлено вредных или/и опасных условий, то данный факт фиксируется в итоговом отчете и должен быть внесен в декларацию соответствия.

Идентификации не подлежат площадки:

  • Включенные в перечень дающих право на досрочное получение пенсии по возрасту;
  • В отношении которых, при послаблении трудящегося на работу, устанавливаются доп. льготы и компенсации;
  • Во время предыдущей СОУТ идентифицированные как имеющие опасные/вредные условия труда.

По итогам проведенных мероприятий специалист составляет отчет и передает его комиссии, принимающей решение о необходимости осуществления замеров и исследований на местах, имеющих угрозу здоровью сотрудников предприятия.

Если в процессе идентификации условиям на одном или нескольких рабочих местах будет присвоен 4-й класс опасности, то работодатель обязан в десятидневный срок сообщить об этом в Федеральную ИТ, направив копию протокола в отдел, работающий по региону, где расположено предприятие.

Второй шаг. Исследования и замеры

Если в процессе идентификации рабочих площадок эксперт приглашенной организации обнаружит совпадение по наименованию вредных факторов, с теми, что указаны в классификаторе, то по ним должно быть назначено проведение замеров. Это необходимо для определения их фактической величины и степени воздействия.

При проведении исследований специалистами организации-исполнителя, рекомендуется присутствовать и членам комиссии по СОУТ для того, чтобы на всех этапах контролировать:

  • Исправность приборов;
  • Соблюдение режима эксплуатации оборудования и техники;
  • Правильность проведения замеров и соответствие их технологий, установленным законодательствам  требованиям;
  • Внесение в отчет корректных данных и результатов исследований.

При необходимости проведения исследований в лабораторных условиях, образцы должны быть направлены в специальные учреждения, получившие аккредитацию для проведения такого рода действий в установленном законом порядке. Результаты таких анализов оформляются в отдельный протокол, передаются работодателю и прикладываются к итоговому отчету.

Третий шаг. Классификация негативных факторов

Классификация факторов воздействия производится также приглашенным экспертом и осуществляется в отношении:

  • Внутреннего микроклимата на рабочем месте;
  • Световой среды;
  • в воздухе аэрозолей;
  • Биологических, химических и виброакустических факторов;
  • Ионизирующих и неионизирующих излучений;
  • Степени напряженности рабочего процесса;
  • Различных комплексов воздействующих факторов.

Полная классификация содержится в 4-м разделе методики 33н и включает в себя 4 основные группы по степени их опасности: оптимальный, допустимый, вредный (содержит 4 дополнительные подкласса) и опасный.

Работодатель со своей стороны имеет право требовать понижения уровня опасности условий при использовании его сотрудниками эффективных средств индивидуально защиты, прошедшими соответствующую сертификацию.

Четвертый шаг. Подведение итогов

По результатам произведенных действий, а также на основании замеров и исследований, в соответствии с приложением №3 к методике 33н, должен быть подготовлен специальный отчет. Он оформляется организацией, проводившей проверку, согласно правилам, закрепленным в ст.15 Закона №426-ФЗ.

После его заполнения данный документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден её председателем. В случае несогласия со сделанными выводами, члены комиссии имеют право изложить своё мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

С момента утверждения отчета работодатель обязан в течение 3-х суток уведомить об этом организацию-исполнителя.

Кроме того, в течение 30-ти суток он должен ознакомить с ним сотрудников предприятия под роспись, а также при наличии официально сайта, разместить на нем результаты СОУТ и перечень мероприятий, направленных на улучшение условий ОТ. На основании отчёта, подготавливается на направляется в Госинспекцию по труду декларация соответствия.

Периодичность осуществления СОУТ

Исходя из установленных современным законодательством правил, СОУТ может производиться планово и внепланово. В первом случае она осуществляется раз в пять лет в отношении уже прошедших оценку рабочих мест.

Внеплановая в свою очередь организовывается при:

  • Введении новых трудовых мест;
  • Внесении изменений в техпроцесс, которые могут оказать воздействие на уровень негативных факторов;
  • Получении соответствующего предписания от ГИТ;
  • Изменении используемых СИЗ;
  • Возникновении несчастного случая на фирме или профзаболевания у сотрудника;
  • Иные причины, предусмотренные действующим законодательством.

Штраф за не проведение СОУТ

При отсутствии СОУТ на предприятии или его несвоевременном проведение, в отношении нарушителя могут быть применены меры админ. Взыскания по ст. 5.27 и ст.5.27.1 КоАП.

При этом вторая норма является специальной, регулирует нарушения связанные именно с порядком проведения СОУТ и предусматривает наложение штрафных санкций на работодателя в размере 60-80 тыс. руб.

за каждое рабочее место не прошедшее оценку.

При повторном выявлении нарушений эта сумма увеличивается до 100-200 тыс. руб. Кроме того, в данном случае к фирме или ИП может быть применена такая мера воздействия как приостановление деятельности сроком до 90 дней.

Источник: https://vse-o-trude.ru/metodika-provedeniya-specialnoj-ocenki-uslovij-truda/

Проводим специальную оценку условий труда

Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах: этапы подготовки и инструктажа

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением).

Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда.

В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2).

Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Скачать Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда

Скачать  Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст.

217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда.

Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.

) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы.

Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации  Минтруда России  (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004).

Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

Скачать  Образец приказа о назначении ответственного за охрану труда

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.).

Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг.

То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.).

Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Скачать форму  Декларация соответствия условий труда

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет.

После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии.

Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь, а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда.

Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе.

Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты

♦  Рубрика: Зарплата и кадры, Кадровый учет, Охрана труда.

Источник: http://buh-aktiv.ru/provodim-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda/

Специальная оценка условий труда

Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах: этапы подготовки и инструктажа

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. Критерии качества  и требования к лабораториям по СОУТ. Реестр лабораторий и экспертов. Подготовка к проведению СОУТ.

Создание комиссии по специальной оценке условий труда. Задачи комиссии. Определение аналогичных рабочих мест. Аналогия и сменность. Отличие рабочего места от рабочей зоны.

  Договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Роль работника в проведении СОУТ.

Проведение СОУТ. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов. Инструментальные исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов, их оценка. Классификация условий труда. Декларирование условий труда. Уточненная декларация. Завершение работ по специальной оценке условий труда. Отчет лаборатории.

Использование результатов СОУТ. Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда. Применение повышающих коэффициентов на страховые взносы.

Рабочие места, в отношении которых специальная оценка проводится с учетом особенностей.

***

Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на смену Аттестации рабочих мест (АРМ) с начала 2014 года. Порядок проведения СОУТ определяет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”. С момента принятия в него несколько раз вносились изменения, последнее из которых (на сегодняшний день) было от 1 мая 2016.

В 2014 году изменилось не только название процедуры, но и принципиальный подход к определению вредности на рабочих местах.

Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?

Среди предпосылок к уходу от механизма Аттестации рабочих мест особенно громко звучали:

  • Низкая мотивация работодателей, их недостаточная административная ответственность;
  • Высокая стоимость работ;
  • Низкое качество работ по АРМ в силу недостаточной ответственности исполнителей (лабораторий).

Что мы имеем на сегодняшний день?

Ответственность работодателей выросла с принятием изменений в КОАП, но не в части заинтересованности в качестве работы, в самом факте проведения процедуры СОУТ.

Цена работы действительно стала очень низкой. Сегодня на тендерах можно увидеть падение цены менее ста рублей за рабочее место.

К сожалению, это обусловлено не методикой проведения, а все той же незаинтересованностью в качестве, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Огромное количество лабораторий готово брать заказы с минимальной оплатой, поскольку и не собирались не то, что грамотно выполнять работу по установлению вредности на рабочих местах, а зачастую даже приезжать производить замеры.

Ответственность исполнителей повысили, в том числе за счет введения понятия «эксперт». Это тот сотрудник лаборатории, который несет личную ответственность за проделанную работу по специальной оценке. Экспертами становятся после прохождения процедуры сертификации.

На сегодняшний день работают два типа лабораторий. Организации, проводившие Аттестацию рабочих мест на время действия переходного периода (до 2018 года) имеют право проводить работы по СОУТ, не проходя новую аккредитацию и не привлекая к работе экспертов. Как вы понимаете, этот факт еще больше усугубляет печаль ситуации.

Не обязательным, но одним из существенных критериев при выборе подрядчика является наличие лаборатории в новом реестре аккредитованных организаций.

Реестр организаций, проводящих СОУТ можно посмотреть на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Посмотреть реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Не лишним будет проверить, имеет ли эксперт, который проводит вам СОУТ действующий сертификат.

Проверить наличие сертификата

Специальная оценка осуществляется работодателем совместно с организацией, отвечающей требованиям ст.19 Федерального закона N426-ФЗ, которая привлекается на основании гражданско-правового договора.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Росаккредитацией.

Подготовка к проведению специальной оценке

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Председателем комиссии является работодатель или его представитель. Если председателем комиссии назначается кто-то кроме директора, то не забудьте, что именно ему предстоит подписывать и ставить печать на все документы, и он должен обладать соответствующими полномочиями.

Обратите внимание на то, что сотрудники лаборатории не являются членами комиссии.

Скачать образец приказа о проведении СОУТ

В Федеральном законе №426-ФЗ отсутствует требование об обязательном специальном обучении членов комиссии.

Немного истории.

Источник: http://okhrana-truda.com/usloviya-truda/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda.html

Инструктаж по охране труда и спецоценка условий труда (СОУТ)

Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах: этапы подготовки и инструктажа

Добрый день, читатели сайта.

А Вы знаете, что в течение 3 месяцев с момента открытия организации Вы обязаны в лице руководителя и еще 2х представителей, пройти обучение технике безопасности (ст. 212 ТК РФ)?

А декларацию по спецоценке условий труда подаете?

Если Вы с этим еще не сталкивались, то вероятнее всего, что Вам грозят штрафы от инспекции по труду. Обо всем этом и не только читайте в данной статье.   

Охрана труда

Постановлением Минтруд установлен порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации (далее Порядок). Такое обучение проводят специализированные организации. Приготовьтесь за данную услугу заплатить.

В ходе данного обучения Вам расскажут, как проводить инструктаж по технике безопасности, какие журналы надо при этом заполнять, кто и как часто это делает. И самое главное, что Вам выдадут какую-то корочку, что вы прошли данное обучение. Обучение платное. Но эти расходы уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль или УСН доходы минус расходы.

Вводный инструктаж

После данного обучения работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение 1 месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу (п. 2.2.1 Порядка). Проводится вводный инструктаж и заполняется журнал регистрации вводного инструктажа.

Периодическое обучение

Проведение периодического обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим работодатель (или уполномоченное им лицо) организует не реже 1 раза в год.

Инструктаж на рабочем месте

Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее 1 месяца после приема на работу (п. 2.2.4 Порядка). По результатам заполняется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (п. 2.2.3 Порядка).

Таким образом, проводить обучение по охране труда Ваша организация может самостоятельно, если в ней работают, по крайней мере, три человека из числа руководителей и главных специалистов, которые ранее прошли обучение по охране труда в установленном порядке.

Штрафы

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена ст. 5.27 КоАП. Штраф может доходить до 80 тыс. руб. Поэтому посчитайте, что вам выгоднее: заплатить за обучение один раз или платить штраф?

Спецоценка условий труда

Но и это еще не все. Согласно ст. 3 федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда» как только Вы принимаете на работу сотрудника нужно пройти специальную оценку условий труда (СОУТ).

СОУТ – это комплекс мероприятий по определению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Что будет, если не провести спецоценку?

Следовательно, как только вы принимаете на работу сотрудников (даже одного),  нужно провести спецоценку. Если этого не сделать, то согласно п. 2 ст 5.27.1 КоАП вам грозит:

  • предупреждение или
  • наложение административного штрафа :
    • на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб;
    • на предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб;
    • на юр. лиц – от 60 тыс. до 80 тыс. руб.

Как быть?

Платить или платить еще и штрафы – выбор за Вами.

Могу сказать, что инспекция по труду уже проверяет и малые предприятия, и назначает им недетские штрафы.

Единственный вариант не делать и не отчитываться по СОУТ – это сделать всех работников надомниками или удаленщиками – составить трудовой договор, где будет прописан режим работы. В табеле учета рабочего времени нужно таким работникам по умолчанию каждый рабочий день ставить отработанные 8 часов. Мы в нашей организации так и делаем.

Но, что если к Вам приходит трудинспекция, а у Вас работники работают не дома, а все здесь, перед глазами инспекторов. Это будет являться поводом для назначения Вам штрафа. Можно, конечно, поспорить, подаказывать, что это чистое совпадение, что все работники пришли одновременно, но думаю, что инспектора вряд ли поведутся на такие басни.

Желаю Вам удачи в нелегком труде бухгалтера и чтобы проверки Вас обходили стороной.

С уважением, Светлана Приц.

Источник: https://infobuh11.ru/instruktazh-po-ohrane-truda-i-spetsotsenka-usloviy-truda-sout

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.