+7(499)495-49-41

Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

Содержание

Урегулирование налоговых споров в 2018 году – в досудебном порядке, способы, общая характеристика

Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

Как происходит урегулирование налоговых споров в 2018 году подробно указано в Налоговом Кодексе РФ и иных законодательных актах.

Зная имеющиеся нюансы можно отстоять персональные интересы. В области налогообложения всегда имелось огромное число конфликтных ситуаций.

Споры между сторонами редко когда удается решить мирным путем, из-за чего возникает необходимость в обращении в судебный орган.

Как итог, это привело к серьезной загруженности судов и регулярному затягиванию делопроизводств. Рассмотрим подробней порядок урегулирования налоговых споров в суде и до него.

Основные сведения

Процедура урегулирования налоговых споров несет под собой огромное число нюансов, о которых важно знать.

Благодаря этому есть возможность отстоять свои интересы и возможно выиграть дело в судебном органе, если в него последует исковое заявление.

Что нужно знать

Любую разновидность спора можно решить без обращения в судебный орган. Для этого вполне достаточным будет подписать договор о досудебном урегулировании.

Некоторые ситуации требуют подписание такого документа, несмотря на отсутствие желания одной из сторон.

Из этого делается выбор, что досудебное урегулирование может быть:

  • добровольным;
  • и обязательным.

Одновременно с этим стороны могут выступать категорически против досудебного урегулирования и твердо стоять на решении вопроса в судебном органе. В данной ситуации речь идет о промежуточном этапе.

В ситуации с налоговыми разбирательствами, попытка обращения в вышестоящий орган, а не в суд, относилась бы к добровольной.

Начиная с 2014 года, досудебное урегулирование конфликтов в области налогообложения считается обязательным всем налогоплательщикам.

В большинстве случаев они формируются из-за непонимания различных норм российского законодательства. По этой причине могут возникать сложности в период налогового аудита.

В случае несогласия налогоплательщика с решением квалифицированных проверяющих налоговиков, то можно приступить к процессу обжалования.

С целью решения конфликтных ситуаций рекомендуется обращаться за помощью к квалифицированным юристам. В таком случае на них нужно составить нотариальную доверенность.

Функции, выполняемые отделом

На основании Приказа ФНС РФ от июня 2008 года внутри налоговой системы России были сформированы специализированные отделы досудебного аудита.

Основная цель формирования таких структурных отделов заключается в обеспечении процесса рассмотрения налоговых споров на обоих этапах:

  • изучения акта налогового органа;
  • оспаривания действий конкретных должностных лиц.

Структурные подразделения урегулирования налоговых споров берут на себя такие функции:

  • проверка жалоб граждан по вопросу различных налоговых решений;
  • рассмотрение сформированных разногласий по результатам заключения актов проверок;
  • подготовка заключений по предоставленным жалобам.

Именно эти функции являются основными.

Действующие нормативы

Основным законодательным актом выступает Налоговый Кодекс РФ. В частности рекомендуется ознакомиться с такими статьями:

Ст. 139.2Указывает на перечень сопровождающей документации, которая может быть приложена к жалобе
Ст. 139Отображает правила подачи жалобы
Ст. 139.3Отображает период обжалования

Указанные нормы НК РФ являются наиболее значимыми в данном вопросе. Дополнительно рекомендуется ознакомиться на сайте ФНС  с Письмом от сентября 2013 года, в котором указаны правила составления жалобы.

Способы урегулирования налоговых споров (общая характеристика)

Как показывает арбитражная практика, обращение в налоговый орган часто не дает результатов. Несмотря на это, многие компании не хотят наживать себе врагов, давая тем самым предпочтение мирному решению вопросу.

Обращаться в судебные органы лица не решаются, даже при высоком риске получения отказа.

Несмотря на это, каждое физическое и юридическое лицо самостоятельно устанавливается для себя модель поведения в подобных ситуациях, но стоит помнить, что из-за беспечного отношения у руководства налогового органа можно быть возвышено чувство безнаказанности.

Этапы процедуры

В зависимости от того, о досудебном урегулировании идет речь либо же об обращении в судебный орган, возникают различные особенности, о которых крайне важно знать. По этой причине целесообразно ознакомиться с каждой ситуацией по отдельности.

При досудебном

Российское законодательство в некоторых ситуациях предусматривает досудебное обязательное решение возникшего конфликта. Бланк договора о досудебном урегулировании споров можно скачать здесь.

Одним из них является принятие налоговым органом решения относительно привлечения налогоплательщика к ответственности либо же наоборот, отказ.

Оно может быть принято по результатам выездной либо же камеральной проверки. Иные ситуация могут быть сразу поданы на рассмотрение в судебный орган.

После того, как будет сформировано заключение (в обязательном порядке предоставляется в течении первых 5 календарных дней с момента составления), налогоплательщику нужно составить по общепринятым правилам апелляционную либо же стандартную жалобу в вышестоящий орган.

Апелляция подлежит формированию в течении первых 10 календарных дней с периода вручения принятого решения, действие которого на момент изучения жалобы будет приостановлено.

Принятый ответ от территориального налогового органа должен быть предоставлен в течении 30 календарных дней после принятия составленной жалобы. В некоторых ситуациях период подлежит продлению до 1,5 месяцев.

При судебном

В том случае, если сформированная жалобы в вышестоящий орган не принесла должных результатов, на которые рассчитывали налогоплательщики, то у них появляется возможность обжаловать решение путем формирования иска в судебный орган.

Для этого законодательство РФ отводит 90 календарных дней. Необходимо обращать внимание на то, что процедура урегулирования налоговых споров обладает некоторой сложностью, которая заключается в том, что даже квалифицированные юристы не могут сориентироваться в неоднородном и одновременно с этим огромном массиве нормативно-правовой документации.

Помимо этого процедура усложняется необходимостью в учете ведомственной инструкции и обширностью принятия решения по подобным вопросам на практике.

Исходя из этого, решить подобные споры в суде самостоятельно невозможно, из-за чего нужно обращаться за помощью к опытным специалистам.

Какая эффективность

Многие специалисты в сфере налоговых споров заверяют в эффективности досудебного разбирательства. Особенно, когда данная разновидность процедуры является обязательной.

В 2018 году эффективность досудебного урегулирования споров заключается в комфортном и одновременно легком выяснении возникших налоговых конфликтных ситуаций.

Одновременно с этим, этап судебного разбирательства не только не выгоден с экономической стороны, но и требует к себе немало временных затрат.

Процедура досудебного урегулирования предоставляет возможность освободить налогоплательщика от необходимости личного присутствия при разбирательстве.

Проблемные вопросы

За последние годы урегулирование налоговых споров прошло через много этапов совершенствования.

Несмотря на это, многие граждане России, в том числе и юридические лица, относятся с высоким уровнем недоверия к вышестоящим органам в данном вопросе.

Со слов Правительства РФ это во многом связано с наличие высокого уровня проблема в познаниях норм законодательства, из-за чего отсутствует возможность верно составить жалобу, указав при этом в ней актуальные моменты, из-за чего возник спор с налоговым органом.

По этой причине Правительство совместно с вышестоящим руководством налогового органа регулярного принимает различные законы с целью внесения поправок в имеющиеся нормативно-правовые акты.

Благодаря этому можно существенно снизить риски возникновения предвзятости государственных органов к населению и юридическим лицам в частности.

Плюсы и минусы

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров включает в себя такие преимущества:

Скорость рассмотрения жалобыНе больше месяца
Попытка обратиться за помощью в вышестоящие инстанции (имеется в виду внесудебный порядок) является бесплатнойПри обращении в суд нужно платить госпошлину
Соблюдение конфиденциальностиИз-за чего нет необходимости переживать за снижение репутации
Вышестоящая инстанция не может принять решениеИз-за которого финансовое положение существенно ухудшиться
Обязательное досудебное урегулирование налоговых споровНе влечет за собой каких-либо сложностей
Имеется много способовКоторые позволяют узнать этапы рассмотрения жалобы

Отрицательной стороной в рассматриваемом вопросе принято считать наличие недостаточного уровня информирования, из-за чего существенно повышается показатель обращения в судебный орган.

Из дополнительных недостатков принято считать неуверенность граждан в положительном решении их разбирательств.

: досудебное урегулирование налоговых споров

Иными словами, на сегодня они еще не уверены в том, что суд может стать на их сторону, если даже, и собрана вся необходимая доказательная база.

В завершении можно отметить — урегулирование налоговых споров может быть как в судебном, так и внесудебном порядке. В зависимости от конкретной ситуации жалоба подается в соответствующий орган.

В случае получения отказа от вышестоящего органа, возникает необходимость отстаивать свои интересы в суде. В таком случае невозможно обойтись без помощи квалифицированного юриста.

Источник: http://yurday.ru/uregulirovanie-nalogovyh-sporov/

О досудебном порядке в налоговых спорах

Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

Если налогоплательщик пропустил досудебный порядок, в некоторых случаях это не повлияет на рассмотрение спора в суде.

Изменения в АПК РФ, вступившие в силу с 01.07.2016, установили досудебный порядок урегулирования споров. Теперь экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка, если он установлен законом.

Для оспаривания решений налоговых органов ненормативного характера установлен обязательный досудебный порядок в виде предварительного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Он применяется к решениям ненормативного характера, которые приняты по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ), а также при выявлении налоговых нарушений иными способами (ст. 101.4 НК РФ).

Исключение составляют ненормативные акты, которые приняты по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, а также при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов (п. 2 ст. 138 НК РФ).

См. также

Кроме этого, соблюдение досудебного порядка необходимо для обращения налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа (ст. 78 НК РФ). Только в случае, если налоговый орган откажет налогоплательщику в удовлетворении его заявления, либо последний не получит ответ в установленный срок, он может реализовать право на судебную защиту.

Досудебный порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.

Несоблюдение досудебного порядка в налоговых спорах

Последствием несоблюдения досудебного порядка является возвращение арбитражным судом заявления налогоплательщика, если такой факт установлен на стадии принятия заявления к производству (п. 5 ч.

1 ст. 129 АПК РФ). Если же несоблюдение досудебного порядка установлено судом после принятия заявления к производству, арбитражный суд должен оставить заявление без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

На практике встречаются ситуации, когда суд принимает заявление налогоплательщика к производству, не удостоверившись, что налогоплательщик обратился к вышестоящему налоговому органу.

Суд первой инстанции рассматривает спор по существу в отсутствие заявления налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком досудебного порядка.

Затем в апелляционной жалобе инспекция заявляет об оставлении заявления налогоплательщика без рассмотрения ввиду несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора.

Как должен поступить суд апелляционной инстанции в этом случае? Представляется, что данный вопрос может быть разрешен не только отменой судебного акта.

Соблюдение досудебного порядка в ходе рассмотрения дела 

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу установлены ст. 139 НК РФ.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности подается до вступления в силу обжалуемого решения, а жалоба — в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Установив, что оспариваемое решение налогового органа не было обжаловано в указанном порядке, суд может предоставить заявителю возможность подать соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган даже в период повторного рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Когда суд откладывает судебное разбирательство в этом случае, принцип справедливого судебного разбирательства в разумный срок не нарушается.

Дождавшись мнения вышестоящего налогового органа, суд второй инстанции рассмотрит спор с учетом позиции соответствующего управления ФНС России.

Если ФНС откажет в удовлетворении жалобы налогоплательщика, либо оставит ее без рассмотрения, то для налогоплательщика будет исчерпана возможность рассмотрения спора во внесудебном порядке.

Результат рассмотрения апелляционной жалобы свидетельствует о наличии неразрешенных разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком об обоснованности соответствующих требований.

Право налогоплательщика на судебную защиту

Безусловно, положения, позволяющие использовать внесудебные процедуры разрешения налоговых споров, являются предпочтительными в налоговых правоотношениях, в том числе с точки зрения оперативности защиты нарушенных прав.

Вместе с тем при рассмотрении обстоятельств конкретного дела суд апелляционной инстанции может увидеть необходимость обеспечения налогоплательщику права на судебную защиту.

Ведь в случае отмены решения суда первой инстанции, который не проверил соблюдение досудебного порядка, и оставления заявления без рассмотрения налогоплательщик в целях защиты своих прав будет вынужден повторно обратиться в суд.

Инициирование еще одного судебного разбирательства при рассматриваемых обстоятельствах (с учетом пропуска срока при повторном обращении в суд и необходимости его восстановления) не отвечает принципу доступности правосудия и задачам судопроизводства. Сроки подачи жалобы ограничены, и в силу их истечения налогоплательщик фактически лишается возможности повторного обращения за защитой своих прав как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд.

Добросовестное заблуждение заявителя относительно порядка обжалования ненормативного правового акта налогового органа и рассмотрение судом дела без проверки соблюдения досудебного порядка не могут являться основаниями для отмены решения суда.

Это применимо к ситуации, когда в период рассмотрения дела апелляционным судом жалоба налогоплательщика на оспариваемое решение инспекции фактически рассмотрена вышестоящим налоговым органом и оставлена без удовлетворения (постановление 19ААС от 29.07.

2011 по делу № А35-11058/2010).

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2078-qqe-16-m10-27-10-2016-o-dosudebnom-poryadke-v-nalogovyh-sporah

Досудебное урегулирование налогового спора

Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

Услуги Досудебное урегулирование налогового спора

6 октября 2016

Досудебное урегулирование налоговых споров в Краснодаре.

Любое разрешение налоговых споров довольно кропотливый и сложный процесс. Если спор можно решить мирным путем, то юрист нашей компании может участвовать в качестве представителя стороны клиента на стадии досудебного урегулирования возникновения спора, для того, чтобы не доводить дело до суда.

Для чего нужно досудебное урегулирование налоговых споров        

В настоящее время перед тем, как обращаться в суд, налогоплательщик, если он не согласен с решением налоговой инспекции, должен инициировать досудебный порядок разрешения споров.

На практике это означает, что получатель акта налоговой проверки должен обратиться с жалобой или апелляцией в вышестоящий налоговый орган.

Это сделано с целью разгрузки судей, так как с типовыми нарушениями или ошибками инспекция справляется вполне самостоятельно, например, такими как

  • требования об уплате налогов, когда по факту платеж прошел, но в налоговую информация не поступила;
  • ошибки, связанные с возмещением НДС;
  • корректировка налоговой базы за прошлый отчетный период из-за возникновения новых существенных обстоятельств (например, договор признан недействительным, и налогоплательщик справедливо хочет вернуть уплаченный ранее НДС);
  • задержки или отказ в начислении налогового вычета и т.д.

Если не следовать процедуре досудебного урегулирования налоговых споров и напрямую подать исковой заявление в суд, то вам будет отказано.

Обращаться в судебную инстанцию следует только в том случае, если налогоплательщик не нашел общий язык с инспекцией или не удовлетворен ее решением.

В этом случае ему необходимо приложить к исковому заявлению документальное подтверждение обжалования решения налогового органа.

Преимущества досудебного урегулирования

Претензионный порядок решения налоговых споров имеет немало достоинств:

  • он менее формализован, более доступен и понятен, чем судебное производство;
  • оформление претензии или жалобы не требует от налогоплательщика глубоких знаний в юридической сфере, ее можно изложить простым языком без упоминания статей и апеллирования к авторитетным источникам;
  • оформление жалобы не требует финансовых затрат (эта процедура полностью бесплатно), в то время как за подачу иска необходимо уплатить государственную пошлину;
  • срок рассмотрения жалобы предельно короток и регламентирован (не более 60 дней), в то время как суд может затянутся на неопределенный срок;
  • результат решения жалобы исполняется в более короткие сроки и ответственность за неисполнение несет конкретный инспектор, в то время как судебный акт сначала должен вступить в силу, потом он передается судебным приставам и далее успех завершения процедуры зависит полностью от их активности.

Как показало время, разрешение в досудебном порядке налоговых споров благоприятно сказалось на работе и фискальной службы, и суда. Поток исков сократился, в судопроизводство попадают исключительно сложные дела, а ошибки и неточности исправляются на месте без лишней нервотрепки и затрат времени.

Порядок досудебного обращения

В зависимости от ситуации налогоплательщик может подать:

  • возражения — обжалования акта налогового органа по проверке;
  • апелляционную жалобу – обжалование решения налогового органа по проверке, не вступившее в законную силу;
  • жалоба – на действия – обжалование решения налогового органа по проверке, вступившее в законную силу;
  • жалоба на действия (бездействие) – обжалование неправомерных действий налогового органа или конкретного инспектора.

Во всех случаях жалобу следует подавать через налоговый орган, действия (бездействие) или решения которого оспариваются с приложением всех подтверждающих документов обосновывающих вашу позицию.

Мы предлагаем клиентам индивидуальный подход, а также всестороннюю помощь. Консультация налогового юриста – это первый этап нашего сотрудничества с клиентами, в ходе которого будут изучены все материалы дела, существующие нюансы и особенности.

Мы предлагаем не просто общую консультацию, а рассмотрение конкретной сложившейся ситуации с точки зрения закона, анализ сильных и слабых сторон нашего клиента, его перспектив и возможных рисков. Всесторонний анализ ситуации профессионалами и их полная консультация позволит клиенту принять взвешенное решение, на основе которого и будет разрабатываться дальнейшая стратегия сотрудничества.

Источник: https://www.oktavian.org/uslugi/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovogo-spora/

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

Досудебные налоговые споры составляют существенную часть всех споров, связанных с обжалованием действий или актов должностных лиц органов ФНС. Досудебный порядок рассмотрения споров имеет самостоятельное правовое регулирование, осуществляется по специальной процедуре и подчиняется ряду особых правил.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Рассмотрение жалобы по существу

Итоги

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом.

Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу.

Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст.

140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст.

140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок.

Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Источник: https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

Досудебное урегулирование налоговых споров

Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке
Мадрих – Юридическая компания

статьи

Урегулирование налоговых споров предусматривает как досудебное разрешение проблемы, так и разбирательство в суде. Это общепринятая мировая практика, дающая самые быстрые и безболезненные для предпринимательства результаты.

Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров

Любой спор возможен без участия суда. Для этого сторонам довольно заключить соглашение о досудебном урегулировании. В некоторых ситуациях, которые предусмотрены законом, данная процедура происходит и при нежелании сторон. Точнее, урегулирование вне судебной системы разделяется на обязательное и добровольное.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Причем стороны могут быть против досудебного урегулирования и настаивать на судебном процессе. Это промежуточный этап, который предшествует суду.

В случае с налоговым спором обращение в вышестоящий налоговый орган, а не в судебную инстанцию, было добровольным делом.

Однако с 2014 года досудебное рассмотрение налоговых споров в области налогообложения является для налогоплательщиков обязательным. Нередко налоговые споры возникают в результате непонимания отдельных норм законодательства.

Важно! Из-за этого возникают различные нарушения, выясняющиеся во время налогового аудита. И если налогоплательщик с решением проверяющих не согласен, он может обжаловать его. Бывает, что действия налоговых служб обжалуют недобросовестные налогоплательщики. Кроме этого, для решения спора привлекается третье лицо.

Желательно, если это юрист, который не заинтересован стороной конфликта. Подать жалобу на постановление налоговых органов может и представитель.

Причины появления налоговых споров

Каковы же основные причины появления налоговых споров? В основном это:

  • разное толкование норм налогового законодательства России налогоплательщиками и налоговиками;
  • неграмотное использование норм налогового законодательства;
  • представление налогоплательщиками дополнительной документации, которая не являлись предметом исследования во время проведения проверки, однако имеют большое значение для решения проблемы о наличии либо об отсутствии состава правонарушения;
  • нарушения процесса проведения налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля (допросы, осмотры, выемка бумаг, направление требований о предоставлении документации), которые допущены, по мнению налогоплательщиков, налоговой службой;
  • арифметические и другие ошибки, допускаемые в результате налоговых проверок;
  • прочие объективные обстоятельства (изменение судебной практики, использование смягчающих обстоятельств, разное толкование статей НК РФ налоговыми и судебными органами, в связи с разъяснениями вышестоящего налогового органа).

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Ранее в РФ данный вид урегулирования был возможен только при решении камеральных и выездных проверок. Но с 2014 года его нужно применять для всех налоговых конфликтов без исключения. Это в первую очередь хорошо для налогоплательщиков, которые разрешают спор за счет вышестоящего налогового органа.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров в данном случае подразумевает подачу жалобы налогоплательщиком в соответствующий вышестоящий орган. Именно он является в данном конфликте третьим лицом.

Важно! Согласно НК РФ (ст. 139) подать жалобу нужно через налоговый орган, решение которого в ней оспаривают. Именно оттуда ее направят дальше.

Если при рассмотрении своей претензии налогоплательщик признает тот факт, что он нарушил нормы налогового законодательства, ему могут снизить штрафы.

С помощью досудебного разрешения налоговых споров можно обжаловать:

  1. отказ о проведении налоговых вычетов;
  2. взыскание большой суммы налога;
  3. требование уплаты неправомерной пени или штрафных санкций;
  4. приостановление всех операций по банковским счетам.

Существует несколько типов прошений, которые может оформить налогоплательщик:

  1. Обычная жалоба. Подается для обжалования решений ненормативного характера, которые вступили в силу.
  2. Жалоба на действия налоговых служб.
  3. Апелляционная жалоба. Для обжалования тех решений налогового органа, не вступивших в силу.

Важно! Сроки обжалования претензий зависят от самого предмета спора. Если акт налоговой службы не вступил в силу, для подачи жалобы в проверяющее подразделение предоставляется десять дней.

Этапы процедуры следующие:

  • Рассмотрение претензий на акты, которые составлялись на основе проверок.
  • Рассмотрение возражений на действия налоговых органов.

Любой налогоплательщик вправе обжаловать действия налоговых органов, а также оформленные ими при проверке акты. Для этого требуется составить письменно жалобу, указав предмет спора. Закон предусматривает и срок подачи прошения. Он равен 1 году со дня вручения лицу акта на основании налоговой проверки.

Досудебные налоговые споры — правила оформления жалобы

В ст. 139.2 НК РФ закреплены требования жалобы (включая апелляционную). Так, она должна быть составлена в письменном виде и подписана заявителем либо его представителем, полномочия которого нужно подтвердить надлежащими документами.

В жалобе указывают информацию о заявителе, об инспекции, об акте налогового органа, который обжалуется, или действиях (бездействии) его должностных лиц, суть прошения.

Также указываются основания, по которым налогоплательщик считает свои права нарушенными, и требования (пункт 2, статья 139.2 НК РФ).

Кроме названной информации, в заявлении могут быть указаны контактные данные, факсы, адреса электронной почты и другие необходимые для своевременного обжалования сведения.

К жалобе в соответствии ст. 139.2 НК РФ (п. 5) прикладываются документы, которые подтверждают доводы заявителя.

Претензия может быть не рассмотрена. Основания оставления обращения без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ. Жалобу налогоплательщика не рассматривают по существу (в полном объеме или частично), если:

  1. в документе нет подписи заявителя (его представителя) или к претензии не приложены бумаги, которые подтверждают полномочия представителя налогоплательщика;
  2. обращение подано за пределами установленных законодательством сроков при отсутствии ходатайства об их восстановлении;
  3. налогоплательщику отказано в восстановлении пропущенных сроков на подачу жалобы;
  4. до принятия решения по заявлению от лица, которое его подал, поступила просьба об отзыве жалобы (в части либо полностью);
  5. ранее подана претензия по тем же основаниям.

Важно! Отказ налогового органа рассмотреть жалобу не препятствует обращению заявителя за восстановлением его прав повторно.

Несмотря на то, что налогоплательщик имеет право самостоятельно подать жалобу, специалисты рекомендуют обратиться за помощью юриста. Он не только проконсультирует, но и правильно составит прошение. Главное — это быть уверенным, что решение налоговой службы несправедливо, и уметь это доказать.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Источник: http://madrih.ru/services-and-prices/spory-s-nalogovoj/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov/

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальным законодательством (ст. 4 АПК РФ, ст. 131 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ) предписывается обязательный досудебный порядок по тем спорным вопросам налогообложения, которые прямо упомянуты в законе. Такое урегулирование проводится путем вручения оппоненту письменного документа (жалобы, требования).

В настоящее время досудебное урегулирование необходимо для таких налоговых споров, как:

  1. Взыскание налоговых недоимок и санкций:
    • с физических лиц, кроме предпринимателей (ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ);
    • организаций и граждан, занимающихся предпринимательством, если фискальный орган упустил возможность списания в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).
  2. Апелляционное обжалование (ст. 138 НК РФ) решений фискального органа, на основании которых лицо подлежит или не подлежит привлечению к ответственности, установленной налоговым законодательством, и которые еще не обрели законную в силу.
  3. Простое обжалование:
    • ненормативных документов, изданных инспекциями и управлениями (в том числе вступивших в силу решений, указанных в предыдущем пункте);
    • действий или бездействия налоговиков.

Письменные возражения, которые налогоплательщик представляет при проведении налоговиками проверки, не должны рассматриваться как надлежащее выполнение досудебного порядка. Необходимо составлять отдельную жалобу, даже если доводы, содержащиеся в возражениях, будут дословно воспроизведены в жалобе.

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Из общего правила об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров есть несколько исключений.

https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ

Прежде всего, к таким исключениям относятся действия или бездействие сотрудников Федеральной налоговой службы, а также принятые ими акты ненормативного характера, оспаривать которые можно только непосредственно в суде по той причине, что орган, вынесший решение, является конечной инстанцией в налоговой иерархии и не имеет над собой вышестоящего звена.

Кроме того, не требуется досудебное урегулирование споров, которые рассматриваются в порядке искового производства, а не путем обжалования ненормативных актов государственных органов.

Это обусловлено тем, что в НК РФ не упоминается об обязательном досудебном урегулировании подобных исковых требований. Так, в постановлении пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.

 65) особо отмечено, что к имущественным требованиям, с которыми налогоплательщик вправе обращаться в суд, исключая досудебную стадию, относятся споры:

  • о возврате или возмещении излишне уплаченных налогов, неустоек;
  • признании не подлежащими исполнению постановлений о взыскании налога, инкассовых поручений.

В перечисленных случаях не требуется досудебное урегулирование, если иск предъявляется независимо от оспаривания акта ненормативного характера.

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров о взыскании недоимок и налоговых санкций реализуется путем вручения неплательщику требования об их уплате (ст. 69 НК РФ). Этот документ должен быть доставлен в течение:

  • 3 месяцев с момента обнаружения недоимки (в отношении задолженности, превышающей 500 руб.);
  • 1 года с момента обнаружения задолженности, составляющей менее 500 руб.;
  • 20 рабочих дней с момента обретения законной силы решением, принятым после процедуры проверки.

Апелляционное обжалование допускается в период, пока еще не обрело полную силу решение инспекции о привлечении или непривлечении к налоговой ответственности. Апеллировать можно в течение 1 месяца с даты получения решения налогоплательщиком (ст. 101 НК РФ).

Обжалование других документов налоговиков, носящих ненормативный характер, а также действий или бездействия его работников допускается в течение 1 года. Этот период исчисляется с даты, когда лицо узнало (или имело возможность узнать) о нарушении его прав, или даты, когда было вынесено решение после проведенной проверки, если оно не оспаривалось.

Несоблюдение досудебного порядка влечет невозможность судебного оспаривания решений фискальных органов.

Согласно п. 67 постановления № 57, если в вышестоящем органе была обжалована только часть решения, нельзя обращаться в суд с требованием об отмене другой, не оспариваемой ранее части решения.

ВАЖНО! Если апелляционная жалоба была удовлетворена частично, можно повторно апеллировать в вышестоящий орган, однако необходимо помнить о соблюдении срока для обращения в суд (ст. 198 АПК РФ). Так, ВС РФ в своем определении от 07.10.2015 № 306-КГ15-12146 отметил, что подача повторной апелляции не оправдывает пропуск срока.

Налоговая медиация

Источник: https://rusjurist.ru/reshenie_sporov/dosudebnoe_uregulirovanie/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

Судебное и досудебное урегулирование налоговых споров

Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке
Помощь квалифицированных юристов при обжаловании решений налогового органа, действий/бездействия должностных лиц ИФНС, досудебное урегулирование спора.

Досудебное урегулирование споровот 5 000 рубЗаписаться

Налоговые споры возникают между плательщиками и федеральной налоговой службой.

По законодательству, разрешение конфликта возможно в нескольких вариантах:

  • Досудебное (мирное) урегулирование – претензии в вышестоящий орган.
  • Арбитражные разбирательства в суде – длительный, но эффективный процесс, в котором важно знать свои права и обязанности.

В данном материале мы расскажем о преимуществах каждого из вариантов.

Обратите внимание! Урегулирование споров в досудебном порядке стало обязательной процедурой согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 02.07.2013 г. № 153-ФЗ ( далее – Закон №153-ФЗ).

Прежде чем обратиться в суд с заявлением, нужно пройти все этапы мирного урегулирования конфликта, обратившись по иерархии (от регионального органа налоговой службы до федерального). Причиной обжалования могут быть:

  • Акт камеральной (выездной) проверки предприятия.
  • Отказ в выплате излишек налога (налоговый вычет).
  • Недоимка и требования по ее уплате.
  • Постановление о взыскании налогов.

Обратиться сразу в суд без досудебного урегулирования спора разрешается только в случае, если федеральный налоговый орган не принял решение по жалобе в установленный законом срок (п. 2 ст. 138 НК РФ).

При конфликтах с органами власти рекомендуем иметь юридическую защиту со стороны адвоката или квалифицированного юриста.

Не обязательно заказывать полное сопровождение процедуры, иногда достаточно лишь консультации специалиста, который объяснит ваши права и оценит перспективы дела.

Этапы разрешения налоговых споров

При досудебном урегулировании споров важно соблюдать установленную очередность. При нарушении порядка действий все придется начинать с самого начала, что повлечет нарушение сроков и временные потери, а решение налоговой в это время обретет законную силу. Консультация и поддержка юристов нашей компании позволит решить проблемы по закону и в максимально сжатые сроки.

Этапы урегулирования налоговых споров:

  1. Составление жалобы.
  2. Подача жалобы в налоговую службу по месту регистрации плательщика на вынесенное решение налоговой.
  3. Получить результат проверки вышестоящего органа.
  4. Апелляция в суд отправляется при невозможности разрешения спора в досудебном порядке.

Профессиональные юристы рекомендуют решить спор до начала судебных тяжб, которые предусматривают оплату госпошлины и длительные процедуры проверок. Избежать сложностей можно при юридической грамотности и знании закономерности собственных действий, в чем помогут квалифицированные юристы нашей компании.

Досудебное обжалование решений налоговых органов

Любые решения налоговых проверок ненормативного характера (на основании ст. 101, ст. 101.4 НК РФ), действия/бездействие должностных лиц можно обжаловать в суде после неудачного досудебного урегулирования спора. Исключение – обжалование актов, принятых федеральной службой по итогам рассмотрения жалоб, включая апелляционные.

Обратите внимание! Несоблюдение установленного законом порядка досудебного урегулирования спора не дает налогоплательщику права возражать при рассмотрении дела в суде или вышестоящих органах без веских причин.

В спорных вопросах лучше заручиться поддержкой профессиональных юристов нашей компании, которые помогут собрать требуемые документы, правильно оформить возражение и проконсультируют по всем вопросам.

Подача возражения

Акт проведенной налоговой проверки может быть обжалован физическим и юридическим лицом. Независимо от ранга и возраста налогоплательщика вести его дела может уполномоченное лицо по доверенности, заверенной нотариусом в соответствии с ГК РФ.

Порядок подачи жалобы в общем и апелляционном варианте схож, что прописано в ст. 139 и ст. 139.1 НК РФ.

Письменный вариант возражений подается в проверяющую налоговую инспекцию по месту регистрации физлица или предприятия. Досудебные споры предусматривают обжалование в срок не позднее установленного по действующему законодательству:

  • акт фискальной службы ненормативного характера – 1 месяц с момента получения документа (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ);
  • для вспомогательных мероприятий – 10 дней после срока, указанного в налоговом документе (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

В законную силу результат по жалобе вступает с момента его принятия фискальным органом (п. 6 ст. 140 НК РФ). Время на рассмотрение возражения составляет 1 месяц с момента обращения. По итогу принимается одно из возможных постановлений:

  • отказ в удовлетворении возражения;
  • отмена предыдущего результата проверки;
  • отмена части акта налоговой проверки;
  • полная отмена решения и принятие нового.

Новое решение вступает в силу сразу после принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Если возражение не было удовлетворено, то первоначальный вариант вступает в силу сразу после окончания срока обжалования.

В п. 9 ст. 101 НК РФ прописано, что решения обретают законную силу через 30 дней с момента вручения документа. Если получатель пытается всячески скрывается, то документ считается врученным на 6-й день с даты его отправки заказным письмом.

Обжаловать документ можно в отведенный срок до того момента, пока оно не вступило в законную силу. Дальнейшие споры могут дать положительный результат только при наличии весомых доказательств правоты налогоплательщика и обоснованных причин позднего обращения. В данном случае правильно будет воспользоваться помощью юристов нашей компании.

Апелляционная жалоба подается через налоговую в вышестоящий орган, который обязан рассмотреть и ответить заявителю о положительном/отрицательном решении. То, что не оспаривается и не отменяется, вступает в законную силу и подлежит исполнению.

Если физлицо или юрлицо не согласно с вышестоящим решением, то жалоба на результат апелляционного возражения направляется в федеральную налоговую службу (п. 2 ст. 139 НК РФ) не позднее 3-х месяцев.

По причине отсутствия высшего организационного звена в налоговой обжаловать результат повторной проверки федеральными структурами, а также действие/бездействие должностных лиц можно только в судебном порядке. В данном случае лучше обратиться за поддержкой к опытным юристам.

Если вы пропустили сроки обжалования, и налоговое заключение обрело силу, вы можете подать возражение в течение 1 года. Согласно п. 5 ст. 138 НК РФ оспаривание решения не отменяет его силы и не приостанавливает его действие.

Если причина пропуска сроков обжалования весомая, то налогоплательщик имеет право ходатайствовать о возобновлении сроков досудебного разбирательства. Документ направляется в вышестоящий фискальный орган, который принимает решение (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Как составить жалобу в вышестоящий орган

Возражения можно подавать в нотариальный орган лично или по почте (ценным письмом с вложением). Факт передачи/приема документа фиксируется подписью представителя налоговой на втором экземпляре для налогоплательщика или уведомлении о передаче письма адресату.

В апелляционной и общей жалобе указывают:

  • Данные налогоплательщика, выдвигающего возражения.
  • Акт налоговой проверки, обжалуемый в данном случае.
  • Данные налоговой, проводившей проверку.
  • Основания для возражений.
  • Требования налогоплательщика (в них вы можете указать на несоответствие действий работника налоговой законам, кодексам, установленному регламенту, требовать отменить результаты проверки или их часть, провести новую проверку и т.д.).

Обратите внимание! В законодательстве не предусмотрены выплаты государственной пошлины в случаях досудебного урегулирования налоговых споров.

Если заявление/жалобы подает законный представитель, то прилагается документ, подтверждающий его полномочия (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).

Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

В судебной практике отмечено, что мирное урегулирование споров дает больший результат, чем судебное разбирательство, которое нередко затягивается на недели и месяцы. Среди положительных сторон досудебного решения спора выделим следующие:

  • Упрощенный порядок обращения налогоплательщиком непосредственно в свою инспекцию, которая передает жалобу по иерархии.
  • Рассмотрение происходит в сжатые сроки – 1 месяц с момента обращения, тогда как в суде предусмотрен период рассмотрения иска от 3 до 6 месяцев с момента подачи заявления (ч. 1 ст. 152 АПК РФ)
  • Безвозмездность спорного решения. Другими словами – гражданин (или юрлицо) не обязан оплачивать госпошлину, которая составляет от 200 до 2000 рублей (для физлиц и юрлиц соответственно). Данный пункт отмечен в п. 3 ст. 333.21 НК РФ.
  • Апелляционная жалоба приостанавливает решение до момента принятия нового.
  • Досудебное урегулирование подразумевает конфиденциальность, что защищает репутацию налогоплательщика.
  • Любое подразделение налогового аудита вправе отменять/изменять решения нижестоящих органов независимо от наличия жалобы по причине несоответствия решения действующему законодательству (ст. 9 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.91 № 943-1 , п. 3 ст. 31 НК РФ).
  • Налогоплательщик при признании нарушений налогового законодательства имеет право на смягчение штрафных санкций.

Разрешить спор между налоговой и налогоплательщиком можно самостоятельно или воспользовавшись помощью опытных юристов нашей компании.

Задать любой вопрос по спорам с налоговой вы можете в чате, по телефону или через онлайн-форму на сайте. Первая консультация  бесплатна. Юрист расскажет, куда подавать жалобу, как ее лучше составить, оценит законность требований, действий и решений налоговой, соберет доказательства вашей правоты, при необходимости юрист может по доверенности представить ваши интересы в суде.

Источник: http://pravo21vek.ru/services/ur/nalogovye-spory/dosudebnoe-uregulirovanie-sporov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.