+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Расходы на благоустройство территории порядок учета

Содержание

Благоустройство территории: какие расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль

Расходы на благоустройство территории  порядок учета

Челябинским компаниям придется позаботиться о состоянии территории, прилегающей к их офисным, производственным или торговым зданиям – так считает руководство областного центра. Иными словами, организации должны самостоятельно создавать объекты внешнего благоустройства: клумбы, газоны, автостоянки, ограждения и пр.

При этом правомерность уменьшения налогооблагаемого дохода на расходы, связанные с созданием таких объектов, вызывает множество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Рассмотрим несколько ситуаций, при которых могут быть созданы объекты внешнего благоустройства территории, и проанализируем правомерность отражения затрат на такое благоустройство в налоговом учете.

Понятие объектов внешнего благоустройства

В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «благоустройство территории», поэтому на практике налогоплательщики и налоговые органы руководствуются его общепринятым значением, приведенным в разъяснениях Министерства финансов РФ. Так, в письме Минфина РФ от 4 декабря 2008 г.

№ 03-03-06/4/94 под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются затраты, не связанные с коммерческой деятельностью организации и направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

Они не относятся непосредственно к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и могут включать в себя следующие затраты:

  • на устройство дорожек, скамеек, газонов, посадку деревьев и кустарников;
  • на возведение ограждения земельного участка;
  • на устройство площадок для стоянки автомобилей;
  • на установку фонарей уличного освещения и т.п.

В настоящее время нет однозначной позиции по учету расходов, направленных на создание объектов внешнего благоустройства. Порядок их учета зависит от ситуации, при которой создается объект. Рассмотрим отдельные ситуации более подробно.

Ситуация № 1. Обязанность создавать объекты внешнего благоустройства предусмотрена в нормативных актах     

Иногда создание объектов внешнего благоустройства является обязательным в силу нормативно-правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В данном случае, по мнению чиновников, затраты, понесенные организацией, являются экономически обоснованными и учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362). Аналогичная позиция высказана в постановлении ФАС Московского округа от 26 января 2009 г.

№ КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16. В указанном постановлении суд исходил из того, что требования о проведении благоустройства и озеленения территории предусмотрены в нормативных актах и необходимы для сдачи в эксплуатацию объектов недвижимости и регистрации прав собственности на них.

Такой же позиции придерживаются и другие арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29, ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. № КА-А40/2263-08).

Таким образом, если расходы по благоустройству произведены организацией в соответствии с требованиями законодательства, то они учитываются в целях исчисления налога на прибыль организации.

Ситуация № 2. Создание объектов на территории санаториев, оздоровительных центров, отелей, домов отдыха, парков развлечений     

Для данных организаций особенно важно наличие на их территории большого количества фитозон и объектов внешнего благоустройства, таких как декоративные бассейны, фонтаны, дорожки, клумбы, беседки и пр. Очевидно, что устройство таких объектов напрямую связано с деятельностью организаций. Чем привлекательнее территория, тем больше шансов для компании увеличить количество клиентов и оказать им качественные услуги.Сотрудники финансового ведомства считают, что затраты на благоустройство территории для санаториев, оздоровительных центров, отелей, домов отдыха, парков развлечений и т.д. самым непосредственным образом связаны с получением дохода и могут учитываться при исчислении налога на прибыль (письма Минфина РФ от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443, от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94).Отметим, что суды придерживаются аналогичной позиции. Так, в постановлениях ФАС Московского округа от 4 апреля 2006 г. № КА-А40/2276-06-2, ФАС Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3 суды пришли к выводу, что осуществленные организациями затраты на благоустройство соответствуют установленным п.1 ст.252 НК РФ условиям и правомерно отнесены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.Соответственно, в данном случае отражение в налоговом учете расходов на создание объектов внешнего благоустройства также является правомерным.

Ситуация № 3. Создание объектов внешнего благоустройства не обусловлено законодательными актами и напрямую не связано с получением прибыли

Такая ситуация вызывает на практике наибольшее количество споров. По мнению Минфина РФ, если затраты напрямую не связаны с деятельностью, направленной на получение прибыли, то онине уменьшают налогооблагаемую прибыль, поскольку не соответствуют требованиям ст.252 НК РФ (см., например, письмо от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745). Однако арбитражные суды придерживаются иной точки зрения. В постановлении ФАС Московского округа от 16 января 2008 г. № КА-А41/14082-07 по делу № А41-К2-5321/07 отражено, что объекты внешнего благоустройства способствуют извлечению доходов. Следовательно, учет расходов на создание объектов внешнего благоустройства при исчислении налогооблагаемой прибыли обоснован. В постановлении ФАС МО от 11 декабря 2008 г. № КА-А40/11445-08 арбитры указали, что создание объектов внешнего благоустройства формирует положительный имидж организации и влечет увеличение спроса на реализуемую продукцию.

ПРИМЕР
На окраине города инвестор профинансировал строительство крупного торгового центра. Здание расположено в нескольких десятках метров от оживленной автомагистрали.

Однако помня, что расходы на асфальтирование, ограждение и освещение стоянки для автомобилей и укладку брусчатки возле входа в магазин нельзя включить в налоговые расходы, инвестор отказался от выполнения этих работ.

Торговый центр введен в эксплуатацию, ассортимент товаров разнообразен и соответствует требованиям потребителей, но размер получаемых доходов невелик по понятным причинам.

Ведь немногие потенциальные покупатели готовы оставлять свои автомобили на пустыре и передвигаться пешком по неухоженной дорожке. А если добавить к этому дождь или темное время суток, то никакие самый современный дизайн, широчайший ассортимент и низкие цены не смогут привлечь покупателей в этот гипермаркет.

Полагаем, в рассматриваемой ситуации можно говорить о том, что расходы на благоустройство территории связаны с деятельностью, направленной на получение доходов, и экономически обоснованны.

Заметим, что арбитражные судьи, в отличие от налоговиков, при вынесении решения исходят из конкретных обстоятельств и учитывают специфику деятельности предприятия.

Анализ имеющейся на сегодня арбитражной практики позволяет утверждать, что при осуществлении расходов, направленных на получение доходов и связанных с коммерческой деятельностью организации (как в рассмотренном нами примере с торговым центром), у налогоплательщика есть шанс отстоять свою правоту в суде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!       
Если организация произвела затраты на устройство декоративного ограждения, то с большой долей вероятности можно утверждать, что и налоговики, и судьи не разрешат учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль (см. Постановление ФАС ВВО от 15 марта 2006 г. № А29-1822/2005а).

    

Необходимо также указать, что при отсутствии нормативно установленных критериев экономической оправданности расходов налогоплательщик не ограничен в выборе средств и методов их обоснования.

Главный признак расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль,– их связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Поэтому в качестве обоснования может служить, например, справка об увеличении доходов организации, подтвержденная данными соответствующей налоговой или бухгалтерской отчетности (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 ноября 2005 г. № А74-1116/05-Ф02-5492/05-С1).

Влияние источников финансирования на порядок учета расходов, направленных на создание объектов внешнего благоустройства  

Помимо рассмотренных факторов, при решении вопроса о правомерности учета расходов на  создание объектов внешнего благоустройства следует проанализировать еще один – источник финансирования.Напомним, что согласно пп.4 п.2 ст.

256 НК РФ установлен запрет на амортизацию таких видов имущества, как объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты.

Как видим, норма сформулирована не вполне удачно, в связи с чем могут возникнуть следующие вопросы:  – какие объекты следует считать аналогичными? – является ли бюджетное (целевое) финансирование критерием для применения этой нормы?По мнению контролирующих органов, буквальное прочтение данных положений позволяет сделать вывод о том, что объекты внешнего благоустройства амортизировать нельзя независимо от источников финансирования (см. письма Минфина от 12 августа 2008 г. № 03-03-06/1/461, от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94, от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745).  

У арбитров по данному вопросу другое мнение. Согласно пп.4 п.2 ст.256 НК РФ, объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации только в том случае, если они сооружены с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Следовательно, объекты, созданные за счет иных средств (например, собственных ресурсов организации), амортизировать можно (см. постановления ФАС Поволжского округа от 28 августа 2008 г. № А65-20868/07, ФАС Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3, ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2008 г. № А56-4910/20070, ФАС Московского округа от 23 июля 2008 г. № КА-А40/6654-08).

По нашему мнению, позицию Минфина РФ нельзя назвать логичной и обоснованной. Формулировка пп.4 п.2 ст.256 НК РФ расплывчата и допускает двойное толкование.

Не вполне понятно, к каким объектам относится условие о бюджетном финансировании – только к объектам дорожного хозяйства или же оно распространяется и на иные объекты.В данном случае налогоплательщик может руководствоваться нормой п.7 ст.

3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Кроме того, при исчислении налога на прибыль организация вправе учитывать любые расходы, осуществляемые ею в рамках деятельности, направленной на получение дохода (за исключением расходов, перечисленных в ст.270 НК РФ), при условии, что они экономически обоснованны и документально подтверждены (п.1 ст.252 п.49 ст.264 НК РФ).

Вывод  

Все изложенное выше позволяет сделать следующий вывод: расходы на асфальтирование, бетонирование, ремонт дорог, площадок, тротуаров, создание и ремонт осветительной сети, посадку деревьев и кустарников, посев газонов могут учитываться при налогообложении прибыли только в случае их экономического обоснования и при наличии подтверждающих документов.В большинстве случаев экономическое обоснование расходов по благоустройству следует искать в нормативных актах, предписаниях местных органов власти либо в условиях заключенных договоров, например, договорах аренды земельного участка. Если обязанность по созданию объектов внешнего благоустройства в перечисленных документах не предусмотрена, то аргументы, подтверждающие обоснованность расходов, следует искать в решениях арбитражных судов, вынесенных в пользу налогоплательщиков.

Другие материалы по теме : налоговые споры

Оксана Дурова,старший консультант отдела бухгалтерского

и налогового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит»,

для журнала «Практикум бухгалтера Челябинской области»

Челябинск , январь 2011 г.

Источник: http://www.ural-audit.ru/press_center/publikacii-specialistov_/bukhgalterskij-uchet-nalogi_/blagoustrojstvo-territorii-kakie-raskhody-mozhno-u/

Учет расходов на благоустройство территории

Расходы на благоустройство территории  порядок учета

25 мая 2010

Источник: www.ursedela.ru № 10, май 2010
Бондаренко Ольга Анатольевна, член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов России

Яблоко раздора

Термин «объект внешнего благоустройства» в налоговом законодательстве не определен, что является одной из причин постоянных конфликтов между налогоплательщиками и контролирующими органами.

Как правило, чиновники, в отличие от налогоплательщиков, полагают, что создание и содержание объектов внешнего благоустройства не связано непосредственно с производственной деятельностью организации, а объекты предназначены для создания комфортных условий и эстетически обустроенного окружающего пространства.1 В связи с чем контролеры приходят к выводу, что все расходы на создание и содержание объектов необходимо осуществлять за счет средств организации.

Так, в ряде писем Министерство финансов России неоднократно высказывалось о невозможности начисления амортизации в отношении таких объектов, как газоны, клумбы, деревья и кустарники, лестницы, декоративные фонтаны, скульптуры, внешнее электрическое освещение, тротуары, пешеходные дорожки, подъездные пути, асфальтированные участки вокруг предприятий, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта и пр. Причем независимо от источника финансирования процесса их создания и содержания2.

И финансовое ведомство, и арбитражные судьи3 свою точку зрения основывают на том, что объекты внешнего благоустройства не поименованы в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ)4, не отвечают критериям основных средств5 и, как следствие, являются самостоятельными видами амортизируемого имущества, но не подлежат амортизации.

И все-таки расход возможен!

В некоторых случаях контролирующие органы соглашаются с тем, что амортизация объектов внешнего благоустройства либо включение расходов на их создание в первоначальную стоимость других ОС допустимы.

Учитывая специфику деятельности организации (например, пансионата, дома отдыха, санатория и т. д.

), контролирующие органы принимают произведенные затраты в составе прочих расходов6 либо считают возможным амортизировать объекты внешнего благоустройства, если они, конечно, соответствуют критериям основного средства и используются непосредственно для создания нормальных условий для отдыхающих. При этом понесенные расходы должны отвечать требованиям статьи 252 НК РФ.

Минфин7 и суды8 вынуждены безоговорочно принять сторону налогоплательщика в ситуации, когда объекты внешнего благоустройства создаются в силу требований законодательства и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности.

Отдельным блоком стояла проблема учета для целей налогообложения санитарно-защитных и охранных зон9. Эти зоны создаются в экологических целях вокруг объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду10. Требования к санитарно-защитным зонам и условиям их создания изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Они распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений11.

В предпроектной и проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства по организации и благоустройству санитарно-защитных зон12.

Расходы производственных организаций на создание санитарно-защитных зон соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам.

Их можно отнести к расходам, связанным с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию, то есть включить в первоначальную стоимость объекта ОС и списывать через амортизацию13.

А те, которые нельзя отнести к конкретному объекту ОС, следует учитывать в составе материальных расходов14.

Много споров было в отношении возведения всевозможных ограждений.

Тем не менее забор нельзя отнести к объектам внешнего благоустройства, не подлежащим амортизации15, так как это сооружение изначально обеспечивает безопасность имущества организации.

Кстати, забор поименован в ОКОФ, в подразделе «Сооружения» (коды 12 4540000, 12 3697000). А расходы на обеспечение безопасности имущества организации можно учитывать для целей налогообложения.

Нет уже споров и вокруг автостоянок, построенных для посетителей организации16. Автостоянка относится к объектам внешнего благоустройства, которые, в свою очередь, являются основными средствами как бухгалтерском, так и в налоговом учете17.

Зона риска

В иных случаях, как показывает практика, свою позицию налогоплательщикам все чаще приходится отстаивать в суде.

Одним из основных аргументов судов18 в пользу налогоплательщиков в части правомерности амортизации объектов внешнего благоустройства является то, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ запрещено амортизировать лишь объекты лесного и дорожного хозяйства, сооруженные с привлечением бюджетного (целевого) финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты. Иных ограничений по амортизации объектов внешнего благоустройства налоговое законодательство не содержит.

То, что для целей налогообложения расходы по озеленению офисных территорий и прилегающих зон бесконфликтно учесть не получится

Источник: http://www.oviont.ru/ru/useful/arts/3128/

Благоустройство территории. Учитываем затраты

Расходы на благоустройство территории  порядок учета
15 Февраля, 2016

В Налоговом кодексе нет понятия «благоустройство территории». Но оно есть в других документах: в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, СНиП III-10-75, СНиП 12-01-2004 и т. д.

Под благоустройством понимают комплекс работ, для того чтобы содержать в порядке территорию и размещать на ней необходимые объекты. Цель таких работ – обеспечить комфортные условия проживания, поддерживать и улучшать санитарное и эстетическое состояние территории.

К благоустройству, в частности, относят виды работ, которые позволяют: – подготовить территорию к застройке; – обустроить внутриквартальные проезды, тротуары, пешеходные дорожки, площадки, ограды, открытые спортивные сооружения; – оборудовать места отдыха и озеленить дворы.

Данные нормы распространяются на жилые, гражданские, культурно-бытовые и промышленно-производственные строения.

Благоустройство своей территории

Вопрос об учете затрат на благоустройство не урегулирован. И это вызывает многочисленные споры.

Позиция чиновников

Налоговики руководствуются позицией финансового ведомства. Согласно ей, под расходами в объекты внешнего благоустройства понимают затраты, направленные на то, чтобы создать удобное пространство на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к производственным зданиям и сооружениям и напрямую с коммерческой деятельностью компании не связаны.

Иными словами, чиновники считают, что затраты прибыль не уменьшают. Так как с деятельностью, направленной на получение дохода, они не связаны. А значит, не соответствуют критериям расходов, которые установлены в статье 252 НК РФ.

Налоговые споры в основном связаны с расходами в виде озеленения, освещения, ограждения территории. А также создания автостоянок, парковок, подъездных путей, погрузочно-разгрузочных площадок и пр.

По мнению Минфина, все эти активы не подлежат амортизации в целях налогообложения прибыли. Поскольку это объекты внешнего благоустройства. И, согласно ОКОФ, к основным фондам они не относятся (письмо от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487). Соответственно налоговики признают все указанные затраты необоснованными.

А можно ли расходы учесть в первоначальной стоимости основного объекта, если они заложены в смете?

И снова чиновники против. Они говорят, что дорожки, газоны, подсветка и т. д. – это самостоятельные объекты внешнего благоустройства. Поэтому, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ, амортизировать их нельзя (письма УФНС по г. Москве от 21 декабря 2011 г. № 16–15/123392, Минфина России от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201).

Арбитражная практика

Суды же часто приходят к выводу, что расходы на благоустройство обоснованны. Объясняют они это тем, что данные работы являются частью строительного процесса. И что они создают положительный имидж организации. А это напрямую связано с извлечением прибыли.

У компании есть шанс учесть расходы на благоустройство, если они экономически обоснованны. И документы подтверждают их связь с коммерческой деятельностью.

Обосновать такие затраты можно требованиями законов, санитарных норм и правил, актов местных органов власти. Ведь требование благоустроить территорию обязательно для строительных организаций.

Учесть затраты можно одним из способов:

– через амортизацию, то есть включить благоустройство в стоимость строящегося объекта, когда затраты компания произвела до ввода здания в эксплуатацию (п. 1 ст. 256 НК РФ):

– единовременно в составе прочих расходов в том периоде, когда компания благоустроила территорию, если затраты непосредственно со строительством не связаны либо их произвели после ввода здания в эксплуатацию (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Но необходимо иметь в виду, что в каждом из этих случаев возможны споры с налоговиками. Если убедить их не удастся, организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Примеры положительных для налогоплательщиков судебных решений – в таблице ниже.

Судебные решения в поддержку организаций

Документ Вывод суда
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2012 г. по делу № А03-2989/2012 Затраты на благоустройство включены в расходы обоснованно, в том числе и через амортизацию
Постановления ФАС Уральского округа от 16 июля 2012 г. № Ф09-5675/12, от 25 ноября 2010 г. № Ф09-8966/10-С3 и от 14 января 2010 г. № Ф09-10855/09-С2
Постановления ФАС Московского округа от 31 мая 2011 г. № КА-А40/4466-11-2 и от 25 мая 2011 г. № КА-А41/4670–11

Благоустройство при строительстве объекта не для себя

Если компания-застройщик строит объект за счет средств инвесторов, то результат работ по благоустройству она передает им вместе с построенным объектом.

Бухучет

Застройщик включает расходы на благоустройство в стоимость основного объекта (письмо Минфина России от 25 мая 2007 г. № 03-03-06/1/309):

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76)

– учтены в стоимости строительства расходы на благоустройство.

Как правило, такое благоустройство обязательно в силу закона. И без него основной объект нельзя ввести в эксплуатацию. Поэтому у инвестора такие расходы увеличивают капвложения в него (п. 8 ПБУ 6/01).

ООО «Старт» (инвестор) финансирует строительство бизнес-центра, который будет сдавать в аренду.

Застройщик озеленил территорию, чтобы компенсировать вырубленные насаждения. Общая сумма затрат на строительство – 60 062 000 руб. (в том числе НДС – 9 162 000 руб.). Из них затраты на благоустройство – посадку 50 деревьев и кустарников составили 1 062 000 руб. (в том числе НДС – 162 000 руб.).

Затраты на благоустройство относят к расходам на строительство основного объекта.

Инвестор перечислил застройщику деньги в мае 2014 года. Застройщик выполнил работы по озеленению до сдачи здания и учел их при формировании стоимости бизнес-центра. По окончании работ в феврале 2016 года он передал инвестору построенный объект по акту вместе с результатом работ по благоустройству.

Инвестор ООО «Старт» отразил операции в бухучете следующими записями.

В мае 2014 года:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 60 062 000 руб. – перечислены деньги застройщику на строительство.

В феврале 2016 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76

– 50 900 000 руб. (60 062 000 – 9 162 000) – принят от застройщика бизнес-центр вместе с благоустройством территории;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 9 162 000 руб. – выделен входной НДС, предъявленный застройщиком;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 9 162 000 руб. – принят к вычету НДС по построенному зданию.

Налоговый учет

Для компаний на общей системе есть тонкости в налоге на прибыль и НДС.

Налог на прибыль. Особенности налогообложения существуют и для застройщика, и для инвестора.

У застройщика. Деньги, которые он получил, чтобы благоустроить территорию, – это средства целевого финансирования, как и все суммы, полученные от инвестора на строительство объекта. Следовательно, при расчете налога на прибыль компания ни в доходах, ни в расходах их не отражает.

У инвестора порядок учета расходов на благоустройство зависит от нескольких факторов:

1) в качестве какого актива учтен построенный объект (как основное средство или как готовая продукция – у инвестора-застройщика);

2) как связаны затраты на благоустройство с основным объектом строительства исходя из условий договора (неразрывно или они создают отдельный объект внешнего благоустройства).

В первом случае расходы на благоустройство, как правило, непосредственно связаны с основным объектом и носят обязательный характер. То есть работы выполнены в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды и промышленной безопасности.

Если объект строительства для инвестора – это основное средство, то затраты на благоустройство он включает в его первоначальную стоимость (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если у инвестора-застройщика – это готовая продукция, то есть объект предназначен для продажи, то расходы на благоустройство также формируют его стоимость. И при реализации затраты на создание объекта, включая стоимость благоустройства, организация учтет в расходах на основании пункта 2 статьи 318 НК РФ.

Во втором случае в процессе благоустройства создаются самостоятельные объекты. Их придется включить в состав амортизируемого имущества, которое не подлежит амортизации (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость. Как инвестору принять к вычету НДС по расходам на благоустройство территории при строительстве?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Арбитражная практика свидетельствует, что при проверках инспекторы выступают против вычета НДС по таким расходам. Но суды нередко поддерживают организации (постановление ФАС Уральского округа от 16 июля 2012 г.

№ Ф09-5675/12). Так, они признают вычет правомерным, когда благоустройство территории вокруг строящегося здания предусмотрено законами. А также когда объекты благоустройства используют в производственных целях и они способствуют извлечению дохода.

Так что если компания решит принять к вычету НДС по расходам на благоустройство, она должна быть готова отстаивать свое решение в суде.

Источник: https://www.intercomp.ru/press-center/articles/blagoustroystvo-territorii-uchityvaem-zatraty/

Учет затрат на благоустройство территории

Расходы на благоустройство территории  порядок учета

Формированию стоимости работ по благоустройству территории учреждений чиновники при проверке уделяют особое внимание*. Рассмотрим подробно расходы, возникающие при организации работ по благоустройству, и порядок их учета.

* Постановление ФАС Московского округа от 25 июня 2014 г. № Ф05-5008/2014 по делу № А40-54756/13.

В.В. Утка, эксперт по бюджетному учету

Благоустройство – комплекс мероприятий

Под благоустройством территории принято понимать комплекс мероприятий по содержанию территории, а также проектированию и размещению объектов благоустройства. Они направлены на комфортность условий работы, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Основными видами работ по благоустройству являются:

  • уборка территории от грязи, мусора, снега и льда, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега;
  • ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);
  • содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры;
  • озеленение территории;
  • возведение различных видов ограждений, установка скамеек, фонарей уличного освещения.

При благоустройстве территории нужно принимать во внимание:

Учтите: за соблюдением законодательства в данной сфере следят противопожарные и санитарно-эпидемиологические службы, а также административно-технические инспекции, и за нарушение норм и требований учреждение оштрафуют.

Работы по благоустройству территорий могут выполняться как непосредственно самим учреждением, так и путем привлечения на договорных условиях подрядных организаций либо физических лиц.

Далее рассмотрим самые распространенные случаи учета расходов в рамках облагораживания окружающей среды.

Заключать договоры на благоустройство территории казенным учреждениям следует с учетом требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поможет в этом наш сервис «Закупки 2014».

Уборка территории

Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории будет зависеть от вида выполняемых работ.
Расходы на оплату работ, связанных с содержанием объекта благоустройства, который учитывается на балансе учреждения, следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Это определено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее – Указания № 65н).

Следовательно, расходы в рамках заключенных договоров, предметом которых является уборка территории учреждения от грязи, мусора, снега и прочего, а также вывоз мусора, отходов и их последующая утилизация, необходимо относить на указанную подстатью.

Рассмотрим проводки в учете на примере.

ПРИМЕР 1

ООО «Клининг М» производит ежедневную уборку территории казенного учреждения. Стоимость таких работ – 345 000 руб. в месяц.

Возведение новых объектов

В ходе благоустройства территории могут создаваться новые объекты: фонтаны, скамейки, беседки, тротуары и т. д. Впоследствии они могут учитываться в составе основных средств (п.38, 45 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 23 Инструкции № 157н, объекты нефинансовых активов принимаются к бухучету по их первоначальной (фактической) стоимости.

В целях определения первоначальной стоимости объекта основного средства при его приобретении за плату фактические вложения учреждения включают в себя такие расходы, как (п. 47 Инструкции № 157н):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) и организациям за информационные и консультационные услуги;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины, таможенные пошлины, таможенные сборы и другие аналогичные платежи, в том числе связанные с приобретением имущественных прав;
  • суммы вознаграждения, уплачиваемого посреднической организации;
  • затраты на доставку объекта основного средства до места его использования;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основного средства.

Общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением объекта основного средства, не включаются в сумму фактических вложений.

ПРИМЕР 2

Казенное учреждение заключило договор с ООО «Фонтанка» на сооружение фонтана. Стоимость работ – 800 000 руб.

Уход за растениями

Озеленение – это элемент благоустройства и ландшафтной организации территории. Он обеспечивает формирование среды с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории учреждения.
Озеленение территории включает:

  • посадку деревьев, кустарников, цветов и т. д.;
  • устройство газонов, клумб;
  • уход за многолетними зелеными насаждениями.

В силу пункта 43 Инструкции № 157н капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения отражаются в составе основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Это связано с тем, что саженцы многолетних насаждений не учитываются в составе основных средств. Для того чтобы принять их к учету в качестве объектов основных средств, они должны достигнуть эксплуатационного возраста (периода плодоношения).

Cаженцы многолетних насаждений признаются в качестве материальных запасов на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».

При достижении эксплуатационного возраста они переводятся в состав основных средств и учитываются на счете 1 101 38 000 «Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с Указаниями № 65н расходы учреждения на приобретение саженцев многолетних насаждений следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (расходы, связанные с работами по посадке деревьев, кустарников, цветов, созданию травянистых газонов, клумб, относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ).

ПРИМЕР 3

Казенное учреждение приобрело у поставщика саженцы ели для посадки на своей территории. Стоимость саженцев составила 1000 руб. Работы по посадке произвела сторонняя организация, их стоимость составила 9000 руб.

Важно запомнить
Учреждению рекомендуется заранее планировать предстоящие расходы на благоустройство территории и закладывать в смету необходимый объем денежных средств.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/9093-uchet-zatrat-na-blagoustroystvo-territorii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.