+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

Содержание

Сроки проведения проверок при риск ориентированном подходе госинспекцией труда

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), указанных в части 1 настоящей статьи, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети «Интернет».

В случае отсутствия назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимается решение о понижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска[6].

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за три года, предшествующих текущему, категория повышается до высокого риска[7].

В случае пересмотра решения об отнесении деятельности организации или индивидуального предпринимателя к одной из категорий риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

Роструд перешел на риск-ориентированный подход при проверках бизнеса

Важно

В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять: — для категорий высокого риска — 1 раза в 2 года; — для категорий значительного риска — 1 раз в 3 года; — для категорий среднего риска — не чаще чем 1 раз в 5 лет; — для категорий умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки проводиться не будут. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного поведения (Ку), который рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей: — наличие несчастных случаев; — факта задолженности по заработной плате; — наличие факта назначения административных наказаний.

Риск-ориентированный подход при проверках трудовой инспекцией

В целом риск-ориентированный подход к трудовым проверкам — это метод выявления, анализа и прогнозирования опасностей, оценки риска и возможных масштабов последствий из-за невыполнения установленных норм, а также недопущения возникновения нарушений.

Поэтому, по словам члена Генерального совета «Деловой России» Алексея Головченко, его применение при планировании контрольно-надзорных мероприятий в отношении бизнеса — абсолютно правильное решение.

«Риск-ориентированный подход при проверках Роструда заключается в разделении всех предпринимателей на группы по уровню опасности и планирование проверок предприятий, исходя из группы риска, к которой относится та или иная организация.

Безусловно, эффективнее потратить время и силы, проверяя заведомо подозрительные компании, нежели понапрасну беспокоить и отвлекать добросовестных предпринимателей.

С таким разделением честный бизнес будет чувствовать себя более свободно, будет развиваться», — говорит эксперт.

Как часто будут проверять работодателей Поскольку со следующего года плановые проверки Роструда должны учитывать категорию опасности работодателей, каждый из предпринимателей должен знать, в какую группу он входит.

Как же узнать, какой класс риска Роструд присвоил компании? Чиновники условно разделят организации и ИП на пять групп:

  • с высоким риском, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
  • со значительным риском, если вышеназванный показатель составляет от 0,99 до 0,75;
  • со средним риском, если показатель потенциального риска — от 0,74 до 0,5;
  • с умеренным риском, если показатель потенциального риска составляет от 0,49 до 0,25;
  • с низким риском.

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, повышается до категории высокого риска. Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

  • данных ведомственной отчётности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

В ведомственной отчётности о деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры.

ОТ, ПБ, ООС и ГОЧС Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке вы ознакомитесь с разъяснениями батюшки Роструда по поводу порядка проведения плановых проверок ГИТ с применением риск-ориентированного подхода, который, как мы знаем, был введён постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197.

Разъяснение бати было дано в письме от 12 апреля 2017 года № ТЗ/1330-11-2 на вопрос об отнесении деятельности юридических лиц (ИП) и используемых ими производственных объектов к определённой категории риска, классу (категории) опасности для целей проведения государственного надзора в сфере труда.

Поскольку письмо по содержанию небольшое, приведу текст здесь.

Скачать письмо в файле MS Word можно будет ниже. Итак… Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2017 г.

╩MСQe Б╩к j╤ГyСУ╥vMС┴ф киGc2Z╠ZnSФ╫iAc·Ьл;╣

Источник: http://vip-real-estate.ru/2018/05/02/sroki-provedeniya-proverok-pri-risk-orientirovannom-podhode-gosinspektsiej-truda/

Риск-ориентированный подход к проверкам работодателей с 2017 года

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу опасности.

Подписанным постановлением утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности.

В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определён перечень видов государственного контроля (надзора), при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. В этот перечень включены:

  • федеральный государственный надзор в сфере связи;
  • федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, который проводится Роспотребнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством;
  • федеральный государственный пожарный надзор.

В положения о федеральном государственном надзоре в сфере связи, федеральном государственном санитарно-эпидемиологического надзоре и федеральном государственном пожарном надзоре внесены изменения, которыми, в частности, устанавливаются категории риска или классы опасности, которые применяются при этом виде контроля (надзора); критерии отнесения объектов контроля к определённой категории риска или определённому классу опасности; периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенных объектам контроля категории риска или класса опасности.

Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Выписка из Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности

1. Настоящие Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов (далее — объекты государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности (далее — классы опасности).

2. Для отдельного вида государственного контроля (надзора) применяются категории риска либо классы опасности.

3. Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности согласно приложению и устанавливается в соответствии с положением о виде государственного контроля (надзора).

4. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора) с учетом настоящих Правил, если соответствующие критерии не установлены федеральным законом.

5.

Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

7. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

8.

Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

9.

При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее — органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

10. При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности.

11. Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

12. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Размещение информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

13.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

14.

Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.

15.

Плановые проверки, периодичность проведения которых определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», осуществляются с установленной периодичностью независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

16. Положением о виде государственного контроля (надзора) устанавливаются особенности осуществления мероприятий по контролю в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенной категории риска или определенному классу опасности в части сокращения срока проведения проверок и непроведения плановых выездных проверок.

17. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее — заявление).

18. Заявление содержит следующие сведения:

  • а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • б) основной государственный регистрационный номер;
  • в) идентификационный номер налогоплательщика;
  • г) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
  • д) информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
  • е) адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

19. К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

20. Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:

  • а) удовлетворение заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора);
  • б) отказ в удовлетворении заявления.

21.

Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 20 настоящих Правил, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

22. В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

Приложение к Правилам. Категории риска и классы (категории) опасности

Приложениек Правилам отнесениядеятельности юридических лиц ииндивидуальных предпринимателейи (или) используемых имипроизводственных объектовк определенной категориириска или определенному классу

(категории) опасности

Источник: http://PrimTrud.ru/content/5685.html

Роструд будет совершенствовать риск-ориентированный подход при проверках работодателей

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

«Если бы на каждом предприятии была проведена оценка рисков в полном объеме и эту информацию мы могли бы взять из системы, нам оставалось бы только добавить сведения о привлечении работодателя к ответственности. В этом случае можно было бы более объективно говорить о том, где действительно наиболее высокий уровень риска», – заявил он на днях в ходе круглого стола, организованного Объединением корпоративных юристов.

Напомним, что риск-ориентированный подход при организации плановых проверок работодателей введен с 1 марта 2017 года (постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197).

Установлены пять групп риска, от которых зависит частота плановых проверок:

  1. высокий уровень – один раз в 2 года (6,5 тыс. предприятий);
  2. значительный уровень – один раз в 3 года (3,5 тыс. предприятий);
  3. средний уровень – один раз в 5 лет (22, 3 тыс. предприятий);
  4. умеренный уровень – один раз в 6 лет (1,998 млн предприятий);
  5. низкий уровень – проведение плановых проверок не осуществляется (5,774 млн предприятий).

Основными критериями риска при этом являются:

  1. данные ведомственной отчетности о результатах проверок за предшествующие 3 года;
  2. сведения о травматизме за предшествующие 3 года;
  3. сведения о задолженности по заработной плате за предшествующий год (п.

    10 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска; далее – Критерии).

Однако высокий уровень риска присваивается работодателю вне зависимости от других показателей, если имел место смертельный несчастный случай на производстве (п. 9 Критериев).

Кроме того, по словам Егора Иванова, при расчете уровня риска учитывается отраслевая принадлежность предприятия: очевидно, что в банковской сфере и угольной промышленности разные риски причинения вреда здоровью. «Но есть некоторые нюансы: у нас все выстраивается по кодам ОКВЭД. У больших предприятий кодов может быть много, но мы берем по основному виду деятельности.

Работодателю лучше сменить код на менее «рискованный»

Плюс работодатели, как правило, не меняют коды. Например, компания когда-то занималась строительством, но, не меняя код по ОКВЭД, уже давно сдает свой строительный трест в аренду. И наоборот, часто бывает так, что кто-то целенаправленно ставит менее «рискованный» код. Более того, филиалы иногда занимаются разными видами деятельности по ОКВЭД, а у нас нет отдельных проверок филиалов.

Мы ставим риски целиком по юрлицу и, следовательно, вынуждены проверять и все филиалы», – рассказал он.

Вместе с тем организации и предприниматели могут подать в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной категории риска (ч. 6 ст. 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.

24 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, письмо Роструда от 12 апреля 2017 г. № ТЗ/1330-11-2).

Критерий для снижения уровня риска

На сегодняшний день предусмотрен только один критерий снижения уровня риска – отсутствие административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки (п. 8 Критериев). В связи с этим Роструд прорабатывает перечень дополнительных критериев (например, наступление смертельного несчастного случая не по вине работодателя).

«Мы понимаем, что система несовершенна, потому в законодательстве и предусмотрена возможность снижения уровня риска. Необходимо провести большую работу, чтобы процедура приблизилась к идеалу и риск-ориентированный подход был более полным. Но я честно скажу, это лучше, чем было», – поделился представитель ведомства.

Помимо этого, Роструд ведет работу над законопроектом, согласно которому работодатель, который прошел самопроверку с помощью размещенного на сайте ведомства сервиса «онлайн-инспекция», может получить освобождение от проверок на 5 лет. По истечении этого срока можно заново пройти самопроверку и снова получить освобождение – и так каждые пять лет. Главное, чтобы у работодателя не было тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве.

Форма проверочных листов (списков контрольных вопросов)

Также стоит отметить, что 22 января Минюстом России был зарегистрирован приказ Роструда от 10 ноября 2017 г. № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права».

Документ содержит 107 чек-листов. До 1 июля 2018 года проверки с их использованием будут проводиться только в отношении работодателей, которым присвоен умеренный уровень риска, а с указанной даты их будут применять при проведении всех плановых проверок (п.

2 постановления Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»).

К этому же числу Егор Иванов анонсировал появление еще как минимум 50 дополнительных проверочных листов.

Роструд количество внеплановых проверок растет

В настоящее время, по данным Роструда, проверки охватывают всего 1,7% хозяйствующих субъектов из 8 млн. «Это низкий охват – согласно рекомендациям МОТ, он должен составлять 20-25%», – пояснил Иванов.

При этом чиновник обратил внимание на то, что количество плановых проверок снижается, а внеплановых – растет: «Мы видим, что при снижении плановых проверок увеличивается число обращений, но не знаем, взаимосвязано ли это напрямую или зависит от повышения качества работы ГИТ и осведомленности населения о ее деятельности.

В любом случае нужно найти золотую середину и понять, сколько должно быть плановых проверок, чтобы было как можно меньше нарушений».

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1167839/

Источник: http://bhnews.ru/rostrud-budet-sovershenstvovat-risk-orientirovannyj-podhod-pri-proverkah-rabotodatelej/

Риск-ориентированный подход — 2018. Как применит Роструд

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

В 2018 году большинство проверок Роструд будет осуществлять с применением новых правил – используя риск-ориентированный подход. В данной статье предлагаем рассмотреть, какие категории риска предусмотрели чиновники, и что означает для работодателей каждая категория.

В 2018 году Роструд начнет применять риск-ориентированный подход при выборе компаний для плановых проверок. Рассмотрим, какие категории риска предусмотрели чиновники Роструда и что означает для работодателей каждая категория.

Что такое риск-ориентированный подход Роструда

Суть подхода в следующем: закон предусматривает несколько категорий риска, каждую компанию (или предпринимателя) относят к одной из них.

Соответственно, есть компании из категории с высоким риском, которые будут проверять чаще, а есть — из категории с низким риском, которые будут проверять реже.

Например, пожарная инспекция будет чаще проверять школы, но откажется от плановых проверок киосков.

Цели риск-ориентированного подхода ГИТ

Применение риск-оринетированного подхода инспекцией позволит: 

  • тратить меньше ресурсов на проверки;
  • не усложнять работу компаниям, деятельность которых не опасна для граждан;
  • уделять больше внимания тем, чьи нарушения могут нанести значительный вред.

Какие проверки будут проводить с учетом риск-ориентированного подхода ГИТ

Виды проверок, которые будут проводить с применением риск-ориентированного подхода, утвердило Правительство РФ в постановлении от 17 августа 2016 г. № 806.

В 2016 году их было четыре, все федерального уровня:

  • пожарный надзор;
  • надзор за соблюдением трудового законодательства;
  • санитарно-эпидемиологический надзор;
  • надзор в области связи.

С 18 марта 2017 года их стало 37, в том числе региональные. Изменения внесло постановление Правительства РФ 2 марта 2017 г. № 245.

По четырем видам надзора, которые были в перечне ранее, риск-ориентированный подход ГИТ уже применяется. По видам надзора, которые включили в перечень с 18 марта 2017 года, риск-ориентированный подход будут применять, когда утвердят критерии отнесения компаний к категориям риска и классам опасности.

В полной мере положения о риск-ориентированном подходе Роструда должны заработать не позднее 1 января 2018 года (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”»).

Какие ГИТ категории риска предусмотрены

Для каждого вида госнадзора закон устанавливает категории риска либо классы опасности. Их может быть от трех до шести. А также критерии отнесения деятельности работодателей к определённой категории риска. При этом учитываются сведения о травматизме, наличии задолженности по зарплате и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.

Кроме того, установлена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной деятельности работодателей категории риска: 

  • для категории высокого риска – один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска – один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска – не чаще, чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще, чем один раз в 6 лет.

  Работодателя с категорией низкого риска проверять не будут.

Как узнать категорию риска предприятия ГИТ

Чтобы отнести компанию и предпринимателя к одной из категорий риска, учитывают следующие общие критерии:

  • тяжесть потенциальных негативных последствий, если компания нарушит требования закона;
  • вероятность, что компания допустит нарушение.

Если вместо категории риска определяют класс опасности, учитывают только первый критерий.

Роструд: категория риска работодателя

На своем сайте Роструд разместил информацию о работодателях, чья деятельность отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

Сведения представлены с разбивкой по регионам и содержа перечень работодателей по категориям риска Роструд:

  • наименование компании, ОГРН, ИНН;
  • место нахождения;
  • категорию риска.

Риск-ориентированный подход предполагает, что от категории риска деятельности компании зависит частота плановых проверок ГИТ. Чем выше риск, тем больше проверок. Например, работодателей с высокой категорией риска проверят 1 раз в 2 года. Если работодатель не согласен с присвоенной ему категорией риска, он вправе обратиться в ГИТ с соответствующим заявлением.

Источник: https://www.tspor.ru/article/2338-risk-orientirovannyy-podhod-k-proverkam-rostruda-v-2018-godu

Риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

Риск-ориентированный подход – это метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Ярким примером служит программа реформирования работы федеральных министерств и ведомств, распространяющая риск-ориентированный подход на виды надзора.

Данный подход предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.

Цель риск-ориентированного подхода

Целью риск-ориентированного подхода является оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышение результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определен постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806.

История возникновения

Своим рождением система управления рисками обязана финансовому сектору, который (в отличие от прочих областей хозяйства) регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения за их несение.

Подобная специфика деятельности побуждает банки, страховщиков, управляющие компании инвестиционных фондов не избегать рисков, минимизировать их, а управлять ими и измерять для установления адекватных цен на свои финансовые услуги (что влияет на ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Профессиональной оценкой рисков в финансовых компаниях занимаются специализированные подразделения, чьей задачей является исключительно риск-менеджмент.

Схожесть работы отделов по управлению рисками и служб внутреннего аудита (внутреннего контроля) привела к тому, что постепенно риск-ориентированный подход проник в традиционный аудит, а оттуда и в прочие виды контроля и надзора, включая государственный.

Параллельно (поскольку в сфере контроля (надзора) точные методы измерения оказались явно избыточными) произошло упрощение методов оценки рисков, переориентация с экономико-математических моделей на другие (например, экспертные), доступные большинству специалистов.

Так, если точность оценки риска профессиональными финансистами доходит до десятых, сотых долей процента, в обычном контроле (надзоре) достаточно проранжировать риски по группам (например, высокая, средняя или низкая степень риска).

В некотором смысле произошла «десакрализация» знаний о рисках, что позволило им проникнуть во все сферы контроля.

Принципы риск-ориентированного подхода

Основная задача риск-ориентированного подхода вне зависимости от области его применения состоит в достижении поставленных целей за счет снижения рисков.

Высокую популярность риск-ориентированный подход (по сравнению с традиционным контролем) обеспечивает его сосредоточенность на зонах повышенного риска, что позволяет вовремя принять превентивные меры, выявить и устранить слабые места и тем самым избежать негативных последствий реализации риска. Риск-ориентированный подход опирается на несколько принципов.

Принцип риск-ориентированного подходаХарактер проявления
Распределение ресурсовРесурсы распределяются не равномерно, а с учетом размера риска (это касается как частоты, так и глубины проверки)
СоразмерностьПринимаемые контролером меры адекватны рассчитанному риску
ГибкостьРегулярная переоценка риска исходя из новых факторов и угроз
ЗаконностьДействие (бездействие) контролера основано на документально зафиксированной системе оценки рисков
ОткрытостьКритерии оценки и классы риска открыты для подконтрольных лиц

Базой риск-ориентированного подхода является оценка рисков, призванная обеспечить понимание контролером уязвимости к риску проверяемого объекта.

Как отмечалось выше, оценить риски не обязательно сложно (с применением электронных систем), но в любом случае оценка должна быть адекватной характеру и объему деятельности проверяемой организации (подразделения, участка работы).

Например, риск-ориентированный подход в государственном контроле проявится в том, что в отношении небольшого по размеру учреждения надзорный орган при проверке может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков. И напротив: к многофилиальному учреждению будет применена более сложная, комплексная процедура оценки рисков.

Риск-ориентированный подход в МЧС России

В своей деятельности Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применяет риск-ориентированный подход к следующим видам федерального государственного контроля (надзора):

  1. Федеральный государственный пожарный надзор.
  2. Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  3. Лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
  4. Лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
  5. Государственный надзор в области гражданской обороны.
  6. Государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Критерии и категории риск-ориентированного подхода

На момент написания материала, в части касающейся МЧС России, критерии разработаны только для 3-х видов федерального государственного контроля (надзора), это:

Федеральный государственный пожарный надзор

Критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска изложены в приложении к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.

Согласно данному приложению и в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты делятся на следующие категории риска:

  • высокого;
  • значительного;
  • среднего;
  • умеренного;
  • низкого.

Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

В этом виде надзора критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска изложены в приложении к Положению о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418.

Согласно данному приложению с учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

  • высокого;
  • значительного;
  • низкого.

Государственный надзор в области гражданской обороны

Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска в области гражданской обороны изложены в приложении к Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305.

Согласно данному приложению с учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

  • высокого;
  • значительного;
  • среднего;
  • низкого.

Источники:

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/risk-orientirovannyiy-podhod/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.