+7(499)495-49-41

Справка о валютных операциях 2018

Содержание

Справка о валютных операциях в 2018 году – образец

Справка о валютных операциях 2018

Справка о валютных операциях, условия предоставления

Если расчет происходит в российских рублях

Когда справка не представляется

Как оформить справку о валютных операциях

Ответственность за непредставление справки

Справка о валютных операциях, условия предоставления 

Справку о валютных операциях должен был оформлять резидент и представлять ее в уполномоченный банк, как было указано в ранее действующей инструкции Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — инструкция).

Согласно п. 2.1 гл. 2 инструкции такая справка оформлялась, если происходило зачисление иностранной валюты на транзитный валютный счет или ее списание с расчетного счета.

Рассматриваемая справка представлялась резидентами, когда они проводят банковские операции с валютой других стран — получали или отправляли ее за границу.

Она заполнялась и подавалась в 1 экземпляре вместе с документами, обусловившими проводимую банковскую операцию не позднее 15 рабочих дней после того, как деньги были получены на транзитный счет, или вместе с распоряжением о переводе, т. е. когда деньги списывались со счета.

Если расчеты проводились через иностранный банк по паспорту сделки, справка представлялась в уполномоченный банк в течение 30 рабочих дней после месяца, в котором был проведен расчет. 

Важно! С 01.03.2018 единой формой отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах. О правилах ее составления читайте в статье Справка о подтверждающих документах валютного контроля.

Если расчет происходит в российских рублях 

Возможна была ситуация, когда партнеры решили, что будут рассчитываться в рублях. Тогда справку о валютных операциях банк требовал, только если оформлялся паспорт сделки.

Паспорт сделки — документ, оформляемый резидентом в уполномоченном банке, если:

  • он проводил расчеты с иностранными партнерами;
  • операции с деньгами проводились через счета, открытые в этом банке или через счета в иностранном банке;
  • по договору осуществлялся экспорт/импорт товаров, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности или предоставляется заем;
  • сумма сделки по договору была равна или больше эквивалента 50 000 долларов США. 

Более подробно ситуации, требующие оформления паспорта сделки, раскрыты в гл. 5 инструкции.

Таким образом, паспорт сделки оформляется при соблюдении всех вышеуказанных условий, а справка — при наличии этого паспорта, если сделка проводится в рублях.

С 01.03.2018 оформление паспорта сделки было заменено учетом внешнеторговых договоров, проводимым уполномоченными банками . Подробности в статье Отмена паспорта сделки в 2018 году – что взамен?

Когда справка не представляется 

Представлять справку не требовалось в следующих случаях:

  1. Если владелец счета — обычный гражданин нашего или иностранного государства.
  2. При получении взысканных средств с резидента.
  3. При проведении операции методом прямого дебетования. Это значит, что деньги списываются по требованию получателя платежа с согласия (акцепта) владельца счета. При наличии платежного требования, инкассового поручения, платежного ордера справка не нужна.
  4. При проведении операций с иностранной валютой внутри одного уполномоченного банка. Причем неважно, куда переводятся деньги со счета — на другой счет того же владельца, другому владельцу или банку.
  5. Если резидент переводит иностранному гражданину пособие, пенсию или другие страховые выплаты.
  6. Если для списания средств со своего валютного счета используется банковская карта. При наличии паспорта сделки справка должна быть представлена в банк не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была проведена соответствующая операция.
  7. Если резидент перепоручил составление справки банку, в котором у него открыт валютный счет. 

Как оформить справку о валютных операциях 

Вся информация по оформлению справки о валютных операциях подробно описана в инструкции. Из названия некоторых полей интуитивно ясно, что именно в них нужно указать. Например: «Наименование уполномоченного банка». Понятно, что здесь пишется название банка, в котором открыт валютный счет резидента (или его филиала).

В справке содержатся такие сведения, как:

  • информация о российском участнике сделки, уполномоченном банке;
  • номер валютного счета;
  • документ — основание для выполнения валютных операций;
  • коды страны, проводимой операции, валюты;
  • сумма сделки, дата ее совершения и т. д. 

В графе «Дата операции» ставится 1 из перечисленных в инструкции дат:

  • дата, указанная в уведомлении как дата получения иностранной валюты резидентом на своем счете;
  • дата зачисления на счет российского партнера в банке средств в рублях, поступивших от плательщика по составленному договору.
  • дата перевода денег со счета резидента по распоряжению и т. д. 

Всего инструкцией предусмотрено 10 видов дат. 

В графе «Признак платежа» пишется один из кодов, например:

  • 1 — зачисление денег на счет резидента;
  • 2 — списание денежных средств со счета резидента. 

Код вида операции можно выбрать в приложении 2 к инструкции. Например, операции по расчетам между партнерами разных стран за продаваемые товары без их ввоза в нашу страну имеют код 12.

Цифровой код валюты выбирается по Общероссийскому классификатору валют. 

Кроме того, в справке указывается информация о паспорте сделки, если он есть.

В графы с 9 по 12 вносятся условия заключенного контракта или договора займа.

В поле «Информация уполномоченного банка» банк фиксирует дату представления справки и документов, прикладываемых к ней. 

Ответственность за непредставление справки 

Ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за невыполнение требований валютного законодательства нашей страны.

Ч. 6 указанной статьи касается нарушения порядка оформления и представления справки о валютных операциях. Наказание назначается в зависимости от характера и сроков нарушения, а также статуса правонарушителя. Размер административных штрафов установлен на уровне:

  • 2 000 – 3 000 рублей для физлиц;
  • 4 000 – 5 000 рублей для должностных лиц,
  • 40 000 – 50 000 рублей для юрлиц.

В настоящее время данные штрафы применяются к нарушениям порядка представления справок о подтверждающих документах.

***

Таким образом, справка о валютных операциях как форма валютного контроля с 01.03.2018 больше не применяются. Ей на смену пришла справка о подтверждающих документах, оформляемая по правилам инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И 

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Источник: https://rusjurist.ru/bank/spravka_o_valyutnyh_operaciyah_v_2018_godu_-_obrazec/

Отменяется паспорт сделки с 2018 года

Справка о валютных операциях 2018

Ломакина Евгения Витальевна
Руководитель офиса в Челябинске

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция от 16 августа 2017 г.

№181-И), а с 14 мая 2018 года в новой редакции действует и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (изменения вводятся ФЗ от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ).

Данная статья посвящена основным изменениям, которые содержатся в указанных документах.

Прежде всего, уже с 1 марта 2018 года начинает свое действие Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г.

№181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – «Инструкция», «новая Инструкция»). Она вводится взамен действующей инструкции Банка России, регулирующей порядок оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. №138-И). Изначально предполагалось, что Инструкция вступит в силу с 1 января 2018 года, однако Указанием Банка России от 29 ноября 2017 г. №4629-У (опубликовано на Официальном сайте Банка России 15 декабря 2017 года) дата введения в действие новой Инструкции была перенесена на 1 марта 2018 года.

Как указывает Пресс-служба Банка России, новая Инструкция «направлена на либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций» .

При этом отмечается, что Инструкция отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, увеличивает значение суммы обязательств, при котором необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам, до 6 млн рублей и отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях. Кроме того, документ вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций по договорам (контрактам), сумма обязательств по которым в эквиваленте составляет не более 200 тысяч рублей.

Итак, новая Инструкция Банка России действительно вводит ряд новшеств, которые, однако, на наш взгляд, направлены не столько на либерализацию, сколько на модернизацию действующих правил осуществления валютного контроля. Основные нововведения Инструкции состоят в следующем:

1. Отменяется необходимость представления банку справок о валютных операциях

Единой формой учета и отчетности по валютным операциям для резидентов становится справка о подтверждающих документах. При этом сохраняются требования о представлении резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, а справка о валютных операциях заменяется необходимостью представления информации о коде вида валютной операции.

При этом Инструкцией предусмотрен ряд исключений, для которых представление подтверждающих документов не потребуется.

Среди таких исключений – операции по зачислению или списанию денежных средств по договору, сумма обязательств по которому не превышает 200 тысяч рублей.

Напомним, аналогичное исключение содержалось и в прежней инструкции для контрактов с суммой обязательств не более 1 тысячи долларов США.

2. Прекращается оформление паспортов сделок; вместо этого уполномоченные банки производят учет внешнеторговых контрактов и кредитных договоров

По существу, учет контрактов уполномоченными банками преследует ту же самую цель и имеет те же последствия, что и действующие паспорта сделок. Учет контрактов осуществляется путем присвоения им уполномоченными банками уникальных номеров.

Обязательному учету подлежат внешнеторговые контракты и кредитные договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым равна установленным пороговым значениям или превышает их: 3 млн рублей – для импортных контрактов и кредитных договоров, 6 млн рублей – для экспортных контрактов. Перечень договоров, в отношении которых обязателен учет, не изменился в сравнении с действующей инструкцией.

Для постановки контракта на учет резидент должен представить в уполномоченный банк копию такого контракта или выписку из него, содержащую следующие сведения:

  • вид экспортного контракта (исходя из 5-ти категорий, предусмотренных в Приложении 4 к Инструкции);
  • дата, номер контракта (при наличии);
  • валюта контракта;
  • сумма обязательств по контракту;
  • дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту (наименование, страна).

Банк осуществляет учет контракта не позднее следующего рабочего дня после представления ему указанных сведений.

При этом если в момент постановки контракта на учет имеется только его проект, а сам контракт ещё не подписан сторонами, то возможно осуществление учета на основании проекта. В этом случае сам контракт (его заверенная копия) должен быть представлен не позднее 15 рабочих дней со дня его подписания.

Инструкция предусматривает сроки постановки контрактов на учет:

  • при списании денежных средств в пользу нерезидента – не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств;
  • при зачислении денежных средств от нерезидента на счет резидента – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
  • при вывозе (ввозе) товаров – не позднее даты подачи таможенной декларации (или срока для представления справки о подтверждающих документах – при отсутствии требования о таможенном декларировании).

Кроме того, в Инструкции предусмотрены правила о снятии контрактов с учета и внесении изменений в сведения о контрактах, а также изложен порядок действий в случаях исполнения обязательств по контракту третьим лицом и уступки третьему лицу требований (перевода долга) по контракту.

Также стоит отметить, что с даты вступления в силу новой Инструкции существующие паспорта сделок будут автоматически закрыты уполномоченными банками, а соответствующие контракты считаются поставленными на учет в установленном порядке. При этом номер паспорта сделки по такому контракту считается его уникальным номером для целей постановки на учет, и дальнейшее обслуживание контракта осуществляется в соответствии с новой Инструкцией.

Преимуществом новой Инструкции является, на наш взгляд, удачная техника изложения материала. По сравнению с документом-предшественником, новая Инструкция относительно проста в восприятии, что само по себе, в общем-то, можно рассматривать как некоторую либерализацию в отношении участников оборота.

Тем не менее, в целом Инструкция не вносит принципиальных изменений в положение российских импортеров и экспортеров.

Напротив, уточнение и обновление порядка осуществления валютного контроля может говорить о том, что государство намерено повысить эффективность такого контроля и совсем не стремится освободить резидентов от существующих валютных ограничений.

Данная тенденция прослеживается и в тех изменениях, которые внесены в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ (изменения вступают в силу с 14 мая 2018 года). В частности, скорректированы формулировки части 1.

1 статьи 19 и части 5 статьи 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно измененной редакции части 1.

1 статьи 19, резиденты должны представлять уполномоченным банкам точные сведения о сроках исполнения обязательств нерезидентами (получения валютной выручки) согласно условиям контракта (в отличие от «ожидаемых максимальных сроков» согласно действующей редакции).

В соответствии с новой редакцией части 5 статьи 23, банки вправе отказывать в осуществлении валютных операций не только в случаях непредставления резидентом необходимых документов, но также и в иных случаях, когда проведение валютной операции нарушит требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, этим же Федеральным законом вносятся изменения в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц за нарушения валютного законодательства.

Таким образом, последние тенденции в изменении валютного законодательства свидетельствуют отнюдь не о либерализации, а, напротив, об усилении и повышении эффективности валютного контроля.

Компаниям, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, по-прежнему стоит с вниманием относиться к соблюдению требований валютного законодательства и учитывать связанные с этим риски при заключении контрактов.

Статья написана специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

внешнеэкономические договоры, ВЭД, споры по ВЭД

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/pokoy_nam_tol_ko_snitsya/

Как составить справку о валютных операциях – образец заполнения с пояснениями и рекомендациями – Деньги и финансы простым языком

Справка о валютных операциях 2018

Сдача имущества в аренду, расчет за товары и услуги, покупка и продажа акций и ценных бумаг, услуги страхования и связи, заключение кредитных договоров – это лишь некоторые примеры валютных операций, которые ежедневно совершаются множеством наших граждан.

Учет валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, которые утверждены федеральным законодательством. При проведении сделок в финансовые учреждения необходимо предоставлять справки о валютных операциях.

Что это за документ и как его правильно заполнить, рассмотрим далее.

Справку о валютных операциях необходимо заполнять с учетом требований инструкции «Банка России »№138-И, утвержденной 04.06.2012 (в 2016 году в нее были внесены некоторые изменения).

Данной справке по общероссийскому классификатору управленческой документации присвоен код №0406009.

Образец документа можно скачать у нас на сайте.

Порядок заполнения справки о валютных операциях

В некоторых случаях резидент может предоставить право заполнения данной справки непосредственно банковскому учреждению. Если Вы сами заполняете документ, необходимо знать о том, что справка содержит ряд полей, которые надо заполнить в определенном порядке.

Заполняем поля:

  • в верхней части документа в первой строке необходимо указывать сокращенное или полное название уполномоченного банковского учреждения (или его филиала), в который резидентом подается СВО;
  • в следующей строке указываются данные резидента: ФИО физического лица либо полное или сокращенное название юридического лица (можно использовать сокращения АО, ОАО и т. д.);
  • следующее поле – номер счета нерезидента в уполномоченном банке – не заполняется: в случае отражения в справке валютных операций по договору кредитования, по которому имеется оформленный паспорт сделки и операции проведены через расчетные счета резидента в банках-нерезидентах; в случае если резидент оформил паспорт сделки и отображает в справке сведения о валютных операциях по кредитному договору, совершенных третьими лицами; а также в случае расчетов, которые связаны с исполнением аккредитива по контракту с оформленным ПС в ситуациях, определенны инструкцией;
  • в следующей строке – код страны банка-нерезидента – указывается цифровой код страны, в которой находится финансовое учреждение, в соответствии с ОКСМ (общероссийским классификатором стран мира), при этом в некоторых случаях данная строка не заполняется;
  • в следующее поле вносится признак корректировки – здесь ставится символ «*» и номер корректировки, к примеру, (*1), если СВО заполняется с новыми сведениями о валютной операции, по которой ранее уже составлялся подобный документ (в других случаях заполнять поле не надо);
  • далее необходимо заполнить таблицу с информацией о валютной операции – первая колонка содержит порядковый номер СВО, которая ранее была принята уполномоченным банком и сведения в которой необходимо скорректировать, соответственно, в строчках 2,3 указываются данные о последующих принятых документах (при их наличии);
  • во второй колонке следует указать номер уведомления о зачислении средств, распоряжения или другого расчетного документа, подтверждающего выполнение финансовой операции;
  • в третьем столбике заполняется дата проведения операции в следующем формате: день, месяц, год (это может быть дата составления распоряжения, дата фактического зачисления денег и т.д., в зависимости от указанного вида операции);
  • в четвертом столбике указывается признак платежа (это может быть зачисление денег на счет резидента (1); списание денег со счета резидента (2); зачисление денег на расчетный счет финансового агента – резидента – при заполнении справки резидентом, который оформлял ПС (7); зачисление денег на расчетный счет другого лица (резидента или резидента, не оформляющего ПС) при заполнении справки тем резидентом, который оформил ПС (8); списание денег с расчетного счета третьего лица (резидента или резидента, не оформляющего ПС) при заполнении справки тем резидентом, который оформил ПС (9); перевод денег при исполнении аккредитива получателем-нерезидентом;
  • в пятой колонке необходимо указать код вида совершаемой валютной операции (справочник кодов является приложением к банковской инструкции №138-И, которая упоминалась выше);
  • в шестой колонке указывается код валюты, который соответствует общероссийскому классификатору валют (или классификатору клиринговых валют);
  • в седьмом столбике указывается сумма операции (в единицах указанной в предыдущем столбике валюты);
  • в восьмом столбике заполняется номер паспорта сделки или номер и дата документа о совершении валютной сделки;
  • в девятом столбике указывается цифровой код договора кредитования, который указан в паспорте сделки;
  • в десятом столбике указывается сумма, которая была отображена в колонке №7, пересчитанная в валюту кредитного договора (которая отображена в колонке №9);
  • в столбике №11 указывается срок возврата аванса, а в столбике №12 – срок ожидаемого выполнения договорных обязательств (в некоторых случаях информация в обоих столбиках может совпадать);
  • под таблицей расположена строка примечаний – в неё можно вносить любые дополнительные сведения по валютным операциям;
  • в нижней части справки заполняется информация уполномоченного банковского учреждения (ФИО, подпись ответственного, печать учреждения, дата предоставления справки резидентом, дата, в которую справка была принята банком, дата возврата СВО с указанием причин возврата);
  • ФИО и подпись резидента ставятся в соответствующей строке (при предоставлении справки резидентом в электронном виде допускается электронная подпись).

Надеемся, если вам понадобится справка о валютных операциях, наши рекомендации помогут вам правильно её заполнить. Кроме того, вам всегда помогут справиться с этим в самих банковских учреждениях, а в некоторых случаях банки могут выполнить всю работу по заполнению справки за вас.

Источник: http://denjist.ru/likbez/spravka-o-valyutnyh-operatsiyah.html

Обзор изменений валютного законодательства с 2018 года

Справка о валютных операциях 2018

Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.

Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.

Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»

Изменения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившие в силу 14 мая 2018 года, означают, что теперь резиденты и нерезиденты обязаны указывать в договорах срок исполнения контрактов. Информация должна быть предоставлена уполномоченным банкам.

Также у банков будет больше возможностей отказать в выполнении валютной операции. Это, вероятно, ударит по российским экспортерам, сделки которых могут срываться. Это может привести к офшоризации бизнеса.

Отказ может быть обоснован предоставлением недостоверных документов или неполного пакета документов. Также отказать в валютной операции банки могут, ссылаясь на нарушения положения ст.

 9, 12, 14 обновленного закона или положения других актов валютного законодательства.

Отметим, что финансовое учреждение обязано предоставить отказ в письменной форме не позднее следующего рабочего дня, после принятия такого решения.

Кристаллизировался и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего валютную сферу. Штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.

25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юридических лиц.

Кстати, для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов. При повторном нарушении будет применена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Самое интересное, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»

Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.

Теперь эти сроки должны быть прописаны в договорах (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Расширен круг субъектов, к которым применяются меры административной ответственности за нарушение сроков. И если внесение ИП в список субъектов наравне с юридическими лицами скорее является устранением казусов законодательства, то совершенно новым будет применение мер административной ответственности к должностным лицам.

Размер штрафа — от 20 до 30 000 руб. Повторное нарушение приведет к дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет. Одновременно дополнен перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций.

Банки не будут проводить операции, если они противоречат ст. 9, 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018), и в случае непредставления документов, перечисленных в том же законе, в ч. 4 ст. 23.

В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ изменены:

1) п. 1.1 ст. 19 Закона, касающийся предоставляемой в уполномоченные банки информации.

Теперь в банки должна предоставляться информация о сроках исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам, которые в свою очередь должны указываться в самих внешнеторговых контрактах.

В контрактах также должны быть указаны сроки возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты;

2) п. 5 ст. 23 Закона. В данной норме расширен перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказаться проводить валютную операцию.

С 14 мая отказ банка в проведении валютной операции может последовать в результате любых нарушений валютного законодательства:

  • непредставление банку документов или подачи их с недостоверными сведениями;
  • проведение запрещенных валютным законодательством операций;
  • несообщение ИФНС об открытии счета за рубежом;
  • несоблюдение правил осуществления операций с валютой.

В случае отказа в проведении валютной операции банк направляет письменное уведомление не позднее следующего рабочего дня.

В ст. 15.25 КоАП РФ:

1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:

  • должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
  • не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
  • не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.

При этом из текста примечания к ст. 15.25 КоАП РФ исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.  

2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) ст. 15.25 КоАП РФ.  

3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.

Эта инструкция предусматривает:

  • отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
  • обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. – для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. – для контрактов на экспорт).

Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.

Источник: https://kontur.ru/articles/5161

Изменения валютного контроля 2018: отмена паспорта сделки и ужесточение ответственности за нарушения валютного законодательства

Справка о валютных операциях 2018

С 1 марта изменились правила оформления внешнеторговых контрактов. Теперь для расчета с иностранным контрагентом компаниям не надо оформлять паспорт сделки – он отменен. Кроме того, с 14 мая начинают действовать поправки, ужесточающие ответственность за нарушения валютного законодательства.

Что заменит паспорт сделки с 2018 года, читайте в нашей публикации.

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке

С 1 марта вступает в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И. Она отменяет паспорт сделки с 1 марта 2018 года и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями. Вместо паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту необходимо поставить договор на учет в банке.

Для этого компания-резидент должна представить в банк контракт и подтверждающие документы. Причем российским экспортерам достаточно подать сведения о контракте по форме банкаа сам договор принести в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет. Импортеры такой возможности не имеют.

Не позднее следующего рабочего дня после представления документов банк должен поставить контракт на учет и присвоить ему уникальный номер. То есть срок постановки контракта на учет в банке – 1 рабочий день. Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить компании это уникальный номер. Итого два дня на всю процедуру.

Раньше банку давали 3 рабочих дня на проверку данных и оформление паспорта сделки и еще 2 дня – на отправку паспорта резиденту. Итого пять дней на всю процедуру.

Таким образом, после отмены паспорта сделки с 1 марта 2018 года процедура оформления внешнеторговых контрактов ускорилась.

Важно!

Паспорт сделки с марта 2018 года отменен, но если компания заключила контракт до 1 марта, т.е. до вступления в силу нововведений, закрывать паспорт сделки не потребуется.

Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не исполнены и находятся в досье валютного контроля, признают автоматически закрытыми, проставлять у банка отметку о закрытии паспорта сделки не надо.

Номер паспорта становится уникальным номером договора. Дальше банк будет обслуживать такой договор по новым правилам.

При этом необходимость поставить контракт на учет зависит от его вида и суммы:

  • Импортный контракт / кредитный договор нужно поставить на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб.
  • Экспортный контракт ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Важно!

До 1 марта 2018 года паспорт сделки надо было оформлять в том случае, если сумма контракта российской организации с иностранной компанией в эквиваленте по курсу ЦБ на дату заключения договора равнялась или превышала 50 тыс. долл. США.

Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года

Чтобы поставить на учет контракт или кредитный договор, в банк надо представить контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля:

  • общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер – если есть),
  • валюта экспортного контракта (наименование),
  • сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
  • дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
  • реквизиты иностранного контрагента по экспортному контракту (наименование, страна).

Рис. Образец формы для заполнения сведения при постановке контракта на учет

Важно!

Форму выписки необходимо заранее согласовать с банком. Если в банк вместо договора направлена выписка, то подать контракт нужно в течение 15 рабочих дней после его принятия на учет.

Одновременно с контрактом (выпиской) в банк необходимо подать подтверждающие документы. Состав документов зависит от определенной ситуации, в основном это:

  • счет
  • документ, подтверждающий отгрузку товара, выполнение услуг;
  • переводы документов на русский язык.

Новые правила валютного контроля – 2018

Отмена паспорта сделки в 2018 году – далеко не единственное изменение. Новая инструкция № 181-И содержит другие позитивные изменения в правилах валютного контроля.

  • Стало меньше документов при регистрации внешнеторговых контрактов

Отмена паспорта сделки повлекла за собой сокращение форм документов, которые должны были заполнять компании-участники ВЭД.

Не нужно больше оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях и отдельную справку о подтверждающих документах при корректировке.

В качестве единой формы учета и отчетности по контрактам и кредитным договорам, принятым на учет, будет использоваться только справка о подтверждающих документах.

Как было. При оформлении паспорта сделки необходимо было заполнить и предоставить в банк:

  • Справку о валютных операциях;
  • Справку о подтверждающих документах;
  • Корректирующую справку о валютных операциях / о подтверждающих документах – при корректировке сведений.

  • Упрощение валютного контроля сделок на сумму до 200 тыс. руб.

По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции.

Документы, связанные с проведением операции, в банк представлять не надо.

Повышение порогов обязательств по сделкам, которые контролируются в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем было раньше.

Как было. До отмены паспортов сделок с 1 марта 2018 порог по сделкам при зачислении или списании валюты со счета резидента, при котором достаточно было подать сведения о коде вида операции, составлял 1 тыс. долларов США, то есть был почти в три раза меньше.

  • Банк не может отказать в регистрации контракта

Новая инструкция не содержит оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Поэтому, если компания представила в банк все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать договор и оформить ведомость внутреннего контроля.

Как было. Раньше банк мог отказать в оформлении паспорта сделки при его неверном заполнении.

  • Меньше оснований для штрафов за нарушение валютного контроля

Так как документов по валютным операциям стало меньше, и сама процедура учета контрактов теперь возложена на банки, от компании требуется лишь своевременно предоставить документы. Штрафы за неверное оформление паспортов сделок, справок о валютных операциях уже не будет.

Как было. За нарушение правил оформления паспорта сделки и документов по валютным операциям компании грозил штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 14 мая вступают в силу поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» ( Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), а также в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства.

Рассмотрим самые важные изменения в законе о валютном контроле и видах ответственности:

  1. Во всех внешнеторговых контрактах обязательно должны быть прописаны сроки, в которые иностранная сторона обязана оплатить товар или услуги российскому экспортеру, либо вернуть аванс, если речь идет об импортном контракте

    Чтобы снизить риски нарушения требований о возврате валютной выручки, стороны и до этого чаще всего прописывали такие условия в контрактах. Поэтому для большинства компаний ничего особо не изменится. Просто теперь банку надо будет сообщать не об ожидаемых, а о точных сроках получения и возврата валютной выручки по контракту. Иначе банк может отказаться принять контракт на обслуживание.

  2. Расширился список причин, по которым банки вправе отказать в валютной операции

    Раньше банк мог отказать компании, которая представила все документы по сделке, если заподозрил ее в отмывании доходов. С 14 мая причин для отказа будет больше.

    Так, например, банк сможет отказать в валютной операции, если подозревает компанию в предоставлении недостоверных документов и нарушении требований валютного законодательства.

    При этом решение об отказе банк должен письменно сообщить не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

  3. Штрафы за валютные нарушения для «ответственных сотрудников»

    Если раньше за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств штрафовали только копанию, то с 14 мая к ответственности можно будет привлечь также директора, главбуха или финдира. Штраф за нарушение валютного контроля в 2018 году для ответственных сотрудников составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение будет грозить дисквалификация.

***

Итак, на наш взгляд, процедуры оформления сделок с иностранными контрагентами изменились, но незначительно.

Паспорт сделки с 2018 года отменен, но вместо этого вводится регистрация валютного договора в банке (постановка контракта на учет) с присвоением уникального номера.

Данная процедура проще оформления паспорта сделки, быстрее, и позволяет поставить на учет контракт, основываясь на его проекте, или сведений о контракте (оригинал можно предоставить позже, это очень удобно, если сроки «поджимают»).

В остальном все так же – сохраняется необходимость представления документов, связанных с проведением валютных операций в полном комплекте, в зависимости от ситуации. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не компания-резидент, а банк.

За первый месяц работы после отмены паспорта сделок с 1 марта специалисты нашей компании на практике не столкнулись с какими-то серьезными «подводными камнями». В то же время проявилась самая главная сложность – в разных банках по-разному применяются нововведения по оформлению измененных документов.

Например, не очень удобна перемена, связанная с заменой справки о валютных операциях на заполнение сведений о валютных операциях. Справка имела форму документа, закрепленную законодательно, а сведения – это произвольный документ, и в некоторых банках нет возможности распечатать подготовленные (принятые банком) сведения о валютных операциях.

Вместе с тем клиенты, которые обслуживаются в нашей компании, не почувствуют на себе никаких изменений в связи с новыми правилами оформления внешнеторговых контрактов (в связи с отменой паспортов сделки в 2018 году) и ужесточением ответственности за нарушение правил валютного контроля.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет облуживания. Специалисты нашей компании досконально изучили тонкости валютного контроля по новым правилам и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы также соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/otmena-pasporta-sdelki-i-otvetstvennost-za-narushenie-valyutnogo-zakonodatelstva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.