+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Зачем нужен камеральный контроль и чем он отличается от камеральной проверки

Содержание

Проверки: что надо знать про «камералку»

Зачем нужен камеральный контроль и чем он отличается от камеральной проверки

Проверки: что надо знать про «камералку» Алексей Крайнев, 26 июня 2009 26 июня 2009

С камеральной проверкой сталкивался каждый бухгалтер. Ведь она ожидает в налоговой инспекции каждую сданную декларацию. Поэтому знание правил, которым подчиняется камеральная проверка, пригодится любому учетному работнику.

Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная).

Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ). Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации.

Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе.

Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).

Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции. Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях.

К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

Сроки проверки

Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.

1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

Какие периоды могут проверить

Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст.

88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к.

вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).

Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации.

Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

Обнаружены ошибки

Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию.

Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме.

Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно.

Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).

В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

https://www.youtube.com/watch?v=ejuMhyt4pDQ

Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

Оформление результатов

Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется.

Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику.

Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени.

Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Обсудить на форуме (1)Распечатать59 508

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2009/6/1711

Что такое камеральная налоговая проверка и для чего она нужна

Зачем нужен камеральный контроль и чем он отличается от камеральной проверки

Камеральная проверка — проверка налогоплательщика внутри ФНС, без личных визитов. Налоговая проверяет ваши декларации, отчеты и другие данные о вашей деятельности, чтобы посмотреть, не нарушаете ли вы закон, и нет ли у вас ошибок в расчетах.

Проверку могут устроить в течение трех месяцев после сдачи декларации. Если в ходе проверки инспекторы обнаружат ошибки в декларации или противоречивые сведения в документах, налогоплательщик получит требование о предоставлении пояснений.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Налоговый кодекс говорит, что проверять нужно, но не говорит, кого и когда. Главное налоговое ведомство полагает, что проверять следует каждую декларацию. Местные налоговые решают сами. Не исключено, что это делает программа.

Как проводят камеральную проверку

Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.

Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.

Сверка может выявить три категории нарушений:

  • ошибки в налоговой отчетности;
  • противоречия между сведениями в предоставленных документах;
  • несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.

Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.

Если нарушений нет, запрашивать у вас первичные документы или требовать объяснений налоговая не имеет права.

Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.

Углубленная камеральная проверка

Камеральная проверка бывает углубленной. В этом случае, кроме сверки контрольных соотношений, налоговая может запросить копии первичных документов, связаться с контрагентами, допросить свидетелей или назначить экспертизу. Пугаться этого не следует. Внимание налоговой еще не означает, что у вас что-то не так.

Углубленную камеральную проверку проводят:

  • если вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • в декларации заявлено возмещение НДС. Обычно предприниматели стараются избегать возмещения. С 2015 вычеты НДС можно переносить три года, чтобы уйти от возмещения и избежать углубленной камеральной проверки;
  • в декларации по НДС есть сведения об операциях, которые противоречат другим сведениям из этой же декларации или не соответствуют сведениям об этих же операциях из декларации по НДС, представленной другим лицом. Например, вас и вашего контрагента по одной сделке разный НДС. Раньше это служило основанием, если было заявлено возмещение НДС. Теперь возмещения не требуется;
  • через два года с последнего дня срока подачи декларации вы предоставили уточненную декларацию, в которой увеличен убыток или уменьшена сумма налога;
  • декларация подана по налогам на использование природных ресурсов.

Если ни одного из перечисленных оснований нет, вы вправе отказать налоговой и ничего не предоставлять.

Что происходит после проверки

Если ошибок нет — ничего.

Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.

Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.

Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.

Как оспорить результат камеральной проверки

Если вы не согласны с решением налоговой, есть два способа это решение обжаловать: подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а если его решение вас не устроит, обратиться в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган или чиновник рангом выше рассмотрит вашу жалобу на акт налоговой и сделает следующее:

  • ничего. Решение останется в силе, а жалоба — без удовлетворения;
  • отменит или изменит решение налоговой полностью или частично, примет по делу новое решение;
  • отменит решение налоговой полностью.

Жалоба рассматривается полтора месяца. Результаты налоговики сообщат в письме, которое вышлют через три дня после принятия решения.

Арбитражный суд. В суд есть смысл идти только после обжалования акта камеральной проверки в вышестоящем органе. На подачу иска у вас есть три месяца. Срок считают со дня, когда вы узнали о решении по жалобе, или со дня, когда кончился месяц на ответ вышестоящего органа.

Источник: http://nebopro.ru/blog/kameral

Камеральная проверка что такое? Сроки камеральной проверки

Зачем нужен камеральный контроль и чем он отличается от камеральной проверки

В статье подробно будет рассмотрено, что является камеральной проверкой, какие цели она преследует, будут определены основные особенности, сроки и место ее проведения. Оформлению и обжалованию результатов проверки будет уделено отдельное внимание.

Камеральный налоговый контроль

Камеральная проверка – что это? Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно сказать несколько слов в целом о проверках, проводимых налоговыми органами.

Налоговые проверки, являясь эффективным средством налогового контроля, позволяют добиться единообразия применения норм права в сфере налогообложения, соблюдения и четкого следования данным нормам. Выделяют два вида проверок:

  1. Камеральная (КНП).
  2. Выездная (ВНП).

КНП является более эффективной по сравнению с выездной, так как позволяет охватить большее число налогоплательщиков в силу своей специфики.

Камеральная проверка – что это? Какие цели она преследует и какими принципами руководствуется? Об этом ниже.

Проведение КНП регламентируется нормами НК РФ, Методическими рекомендациями по ее проведению и утвержденными формами документов по данной проверке.

Цели КНП

Основными целями, на достижение которых направлена камеральная проверка, являются:

  1. Контроль за правильностью применения норм налогового права.
  2. Обнаружение и пресечение налоговых правонарушений.
  3. Проверка правомерности заявленных льгот и вычетов, отраженных в налоговой декларации.

Право на проведение камеральной налоговой проверки относится к компетенции налоговых органов РФ.

Принципы, определяющие сущность КНП

Принципы камеральной проверки составляют по сути особенности ее назначения и проведения.

  • Предмет проверки: предметом КНП являются представленные налогоплательщиком документы, а также документы, находящиеся в распоряжении у инспекции.
  • Место проверки: КНП, в отличие от ВНП, осуществляется в налоговой инспекции, а не у проверяемого лица.
  • Лица, ведущие проверку: как было указано выше, проведение проверки возложено на должностных лиц, наделенных специальными полномочиями. Особого разрешения на проведение проверки не нужно.
  • Период времени, охватываемый проверкой: период, указанный в декларации.

Сроки камеральной проверки

КНП ведется в течение 90 дней с момента представления в инспекцию декларации или расчета. На практике с определением даты начала проверки могут возникнуть сложности.

Например, согласно НК РФ датой представления декларации по почте считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления. Соответственно, если письмо потеряется на почте и будет идти больше 3 месяцев, то получается, срок проверки к моменту поступления в инспекцию истечет?

Ясность внесла ФНС в своем письме, согласно которому проверка не может начаться до момента получения проверяющим (налоговым) органом декларации. Таким образом, датой представления будет считаться дата на штемпеле письма, а датой начала проверки – дата получения этой декларации налоговым органом.

Получение документов в рамках КНП

Истребование информации в рамках КНП производится в следующих случаях:

  1. В случае обнаружения в ходе проведения проверки ошибок, несоответствия и разногласий между данными, содержащимися в представленной декларации с данными в подтверждающих документах или информацией, имеющейся в налоговом органе, отдел камеральных проверок вправе потребовать от налогоплательщика пояснений или исправить неточности в представленной декларации.
  2. Если в представленной в инспекцию уточненной декларации налог к уплате меньше, чем в первичной, инспектор вправе потребовать пояснения и документы, обосновывающие правомерность такого уменьшения.
  3. Подобные пояснения придется предоставить также, если в декларации заявлен убыток. Только в данном случае они будут касаться обоснованности заявления данного убытка.
  4. Дополнительно потребуется также подтверждать налоговые льготы, заявленные в декларации.
  5. При возмещении НДС инспектор может запросить документы, которыми подтверждается правомерность заявления вычета.

Иные документы налоговый орган затребовать не вправе.

Установив принципы и цели, которыми руководствуется камеральная проверка, что это дает налогоплательщику и какие особенности проверки вытекают из этого, разберем основные этапы и направления проведения данного вида налогового контроля, а также особенности оформления и обжалования результатов проверки.

Этапы проведения КНП

Условно можно выделить несколько этапов проведения КНП:

  1. Принятие и регистрация декларации в АИС «Налог».
  2. Арифметический и камеральный контроль поступившей декларации.
  3. Осуществление непосредственно контрольных мероприятий по проверке представленного документа.
  4. Завершение КНП.
  5. Подготовка акта КНП или иного документа.

Направления проведения КНП

При проведении проверки камеральный отдел:

  1. Сравнивает показатели представленной декларации с данными декларации по тому же налогу за прошедший период.
  2. Проводит анализ показателей представленной декларации и показателей деклараций по другим налогам.
  3. Общий анализ данных, содержащихся в декларации с данными налогового органа.

Камеральная проверка. Документы, оформляющие ее результат

В случае обнаружения обстоятельств нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившегося в неуплате налога, занижении расходов, необоснованно заявленном вычете или убытке, несвоевременности представления декларации и иных нарушениях, проверяющее лицо составляет Акт проверки.

https://www.youtube.com/watch?v=ckyjK-RAlTw

Акт должен быть составлен в течение десяти дней (рабочих) и подписан проверяющими лицами и непосредственно тем, в отношении кого проводилась проверка.

Акт КНП обязательно должен включать следующую информацию:

  1. Дата и номер акта.
  2. Инициалы и должности лиц, проводивших проверку.
  3. Наименование проверяемого лица (полное и сокращенное).
  4. День представления в инспекцию декларации.
  5. Регистрационный номер декларации.
  6. День начала и окончания проверки.
  7. Перечень проведенных контрольных мероприятий.
  8. Выявленные события налогового правонарушения.
  9. Результаты проверки, назначенная мера ответственности и предложения по устранению нарушений.

В течение 5 дней акт камеральной проверки передается налогоплательщику на руки либо иным способом.

Если вручить лично акт не представляется возможным или налогоплательщик уклоняется от его получения, налоговый орган отправляет акт по почте.

По общему правилу, закрепленному в Налоговом кодексе, датой получения акта проверки налогоплательщиком, следует считать 6-й день с даты направления акта по почте.

Но в данном случае на практике часто происходят недоразумения, связанные с тем, что лицо получает акт гораздо позже указанного срока, в связи с чем лишается права представления по акту своих возражений.

Поэтому правильным следует считать непосредственно день получения акта налогоплательщиком, что подтверждается данными почты России.

По прошествии 10 дней после получения акта камеральная проверка по НДС, НДФЛ и любому другому налогу, а точнее, документы, полученные в ходе ее проведения, подлежат рассмотрению руководителем (замруководителя) инспекции.

Проверяющее лицо обязано известить проверяемого о том, когда состоится рассмотрение материалов, полученных в ходе проведения проверки.

Отсутствие лица, извещенного о дате и месте проверки, не может быть причиной для перенесения даты рассмотрения проверки и проводится в таком случае без него.

Если проверяющим необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, руководителем инспекции может быть принято решение о проведении допмероприятий налогового контроля. Срок данных мероприятий не должен превышать одного календарного месяца.

После рассмотрения материалов проверки выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности.

Итак, мы определили этапы и направления, особенности оформления такого вида контроля, как камеральная проверка. Что такое обжалование акта проверки и как оно происходит, рассмотрим далее.

Обжалование результатов камерального налогового контроля

Если лицо не согласно с выводами, отраженными в акте, оно может направить в инспекцию свои возражения в целом по всему акту или на отдельные его положения.

Возражения должны быть представлены в письменной форме в срок не позднее одного календарного месяца с момента получения акта.

Возражения налогоплательщика рассматриваются в течение 30 календарных дней с момента получения последним акта проверки, и после их рассмотрения выносится решение.

Решение налогового органа вступает в силу через один месяц после его получения налогоплательщиком, в случае если оно не обжаловано в апелляционном порядке.

Лицо, не согласившее с вынесенным решением, вправе подать в течение месяца апелляционную жалобу на него, которая должна быть рассмотрена вышестоящей инстанцией в течение 30 дней.

Решение, вынесенное данной инстанцией, вступает в силу с даты его подписания и обжаловано может быть только в судебном порядке.

С учетом изложенного выше, можно сделать вывод о том, что вопрос о том, камеральная проверка – что это, освещен в полной мере.

Источник: http://fb.ru/article/184032/kameralnaya-proverka-chto-takoe-sroki-kameralnoy-proverki

Зачем нужен камеральный контроль

Зачем нужен камеральный контроль и чем он отличается от камеральной проверки

Одно из подразделений Федеральной налоговой службы РФ осуществляет камеральный контроль за деятельностью предпринимателей. Что это такое? В чем его суть? Чем камеральный контроль отличается от камеральной проверки? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье.

Налоговый контроль

Центральный аппарат Федеральной налоговой службы состоит из двух десятков структурных подразделений. Каждое выполняет ряд функций, а вместе они осуществляют налоговый контроль. Он проводится с целью выявить возможные нарушения норм действующего налогового законодательства, вернуть в казну недополученные суммы и наказать виновных по всей строгости закона.

Налоговый контроль – это кампания, которая отличается масштабностью проводимых мероприятий и большим количеством вовлеченных в нее лиц, не только предпринимателей, но и госслужащих. Он (контроль) проводится в определенные сроки в каждом муниципальном образовании страны и по разным основаниям классифицируется на несколько видов.

В зависимости от того, где проводится проверка финансовой и хозяйственной деятельности налогоплательщика, выделяют контроль выездной и камеральный, каждый из которых имеет свои формы.

Камеральный контроль и камеральная проверка

Камеральным налоговым контролем называют совокупность действий, проводимых сотрудниками налоговой инспекции с целью проверить, не попытался ли налогоплательщик обойти закон и снизить налоговую базу или запросить чрезмерно большую сумму в виде возврата налогового вычета.

Одна из форм такого контроля – камеральная проверка. Иными словами, эти понятия соотносятся друг с другом как общее с частным.

Для сравнения, под понятие «камеральный контроль» подводятся и контроль качества проводимых камеральных проверок, и обработка их результатов, и возможность автоматизировать сам процесс камеральной проверки.

Есть еще одно отличие. Камеральную проверку проводят сотрудники налоговой инспекции. Такие подразделения ФНС есть в каждом регионе РФ, каждом муниципальном образовании.

Если их работа не понравится налогоплательщикам, будут выявлены грубые нарушения, предприниматели имеют право обратиться в вышестоящую налоговую инстанцию с просьбой разобраться в случившемся.

Этой инстанцией является одно из подразделений ФНС РФ – Управление камерального контроля.

Функции ведомства

Данное подразделение налоговой службы следит за деятельностью подведомственных межрегиональных (муниципальных) налоговых инспекций и создает условия для надлежащего исполнения функций, возложенных на налоговых инспекторов. Сотрудники Управления выполняют следующие задачи:

  • создают условия для проведения камеральных налоговых проверок (формирование методологической базы, решение организационных вопросов);
  • организовывают и координируют мероприятия налогового контроля (те, что осуществляются в рамках камеральных проверок);
  • отслеживают качество проведения «камералок»;
  • изучают, анализируют и обобщают результаты проверок, проведенных сотрудниками территориальных органов ФНС;
  • координируют автоматизацию проведения «камералок», осуществляют методологическое обеспечение работы по данному вопросу;
  • совершенствуют (модернизируют) электронный документооборот между подразделениями ФНС и налогоплательщиками;
  • организовывают и координируют работу подведомственных организаций по обмену информацией с налоговыми инспекциями государств, являющихся членами Таможенного союза (в рамках международных договоров).

Осуществление камерального контроля

задача камерального контроля заключается в следующем: наиболее полно отразить в налоговых декларациях обязательства плательщиков, проводить доначисления налогов. Успешно решать эту задачу удается благодаря принципам развития данного вида налогового контроля:

  • построение вертикали власти (Управление камерального контроля – Межрегиональная инспекция – Отдел камерального контроля УФНС – Отдел камерального контроля в муниципальных подразделениях, по сути – камеральные проверки);
  • внедрение контроля за налогоплательщиками с высоким уровнем налогового риска (возмещение НДС и льготы); информация о таких предпринимателях фиксируется отдельно; в группу риска они отбираются по определенным критериям, каким именно, не сообщается, чтобы бизнесмены не сумели подстроиться под определенные требования и тем самым избежать углубленной проверки.

Особенность камерального контроля – автоматизация всех контрольных процессов. Она осуществляется с помощью специальных программ. При желании налогоплательщики могут ими пользоваться, когда заполняют свою декларацию о доходах. Это позволит снизить риск допущения ошибки.

Итак, камеральный контроль – это вид налогового контроля. Его проводят сотрудники инспекций ФНС, действия которых контролирует и координирует Управление Камерального контроля ФНС РФ. Камеральная проверка финансовой и хозяйственной деятельности налогоплательщиков – это одна из форм камерального контроля.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/chto-takoe-kameralnyiy-kontrol-i-chem-on-otlichaetsya-ot-kameralnoy-proverki.html

Камеральная и выездная налоговая проверка: что необходимо знать

Зачем нужен камеральный контроль и чем он отличается от камеральной проверки

  • Как проходят процессы камеральной и выездной налоговой проверки.
  • Чем проверки отличаются друг от друга.
  • Когда и на каком основании возможно проведение проверок.
  • Какие существуют ограничения для проверяющей стороны.

  • Что надо сделать, чтобы успешно пройти проверку.

Даже если в компании полностью соблюдаются все правила и нормы, а отчетность безупречна, она может попасть под налоговую проверку, так как занимается деятельностью, регулируемой законодательством о налогах и сборах.

В этом материале мы разобрали актуальные вопросы, особенности, этапы, сходства и различия в алгоритмах проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

Общие сведения о налоговых проверках

Обоснованием процедуры проверки служит Налоговый кодекс РФ. В одном из пунктов статьи 31 НК РФ указаны права налоговых органов, позволяющие им вести проверку налогоплательщиков. Статья 82 уточняет определение «налоговая проверка», а также права и задачи, которые получают контролирующие органы.

https://www.youtube.com/watch?v=zY_Ukq_sK2w

Существует разделение по типам проверок, связанное с методикой их проведения.

Выделяют «сплошную» ревизию, когда инспектированию подвергаются все документы организации. Этот метод можно применять при изучении небольших предприятий или при полном исследовании деятельности организации.

Выборочная методика основывается на возможности проверять только часть документации.

По объему проводимой работы различают проверки:

  • комплексные, которые проводятся раз в три года в отношении предприятий, подозреваемых в нарушении законодательства;
  • тематические, включающие отдельные направления деятельности компании;
  • целевые, в процессе которых изучаются отдельные операции (например, экспортные или импортные).

Также налоговые проверки можно разделить на:

Грозит ли вашей компании налоговая проверка: чек-лист

Редакция “Генерального Директора” составила список из 12 пунктов в работе компании, которые могут привлечь внимание налоговых органов. Скачайте этот чек-лист и исправьте ошибки до того, как в вашу компанию придут с проверкой.

Скачать чек-лист

Камеральные и выездные налоговые проверки

Разделение между этими двумя методиками произошло из-за места их проведения.

Выездная проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах проводится на территории предприятия или организации.

Нахождение в помещении компании или физического лица, подвергаемого проверке, без разрешения этого лица запрещено.

В этом случае, а также в случае, когда помещение для проверки не может быть предоставлено по объективным причинам, проверка проходит по месту расположения налогового органа.

Основное отличие камеральной проверки от выездной заключается в том, что она проходит без посещения предприятия налоговым инспектором. Она основывается на декларации, которую налогоплательщик сдал в инспекцию самостоятельно. Для сравнения используются уже имеющиеся у налоговых органов документы.

Особенности камеральной проверки

После сдачи документов и налоговых расчетов проверка может быть произведена в течение 3 месяцев. Причем уведомления о начале проверки вы не получите. И в случае, если контролирующие органы не найдут никаких несоответствий, вы даже не узнаете о том, что вас проверяли.

Список документов:

В данных, предоставляемых налоговым органам, должны быть указаны:

ИНН

Адрес проживания фактический

Паспортные данные

Документы, подтверждающие данные декларации

Сведения об уплаченном налоге

Название организации и ФИО ответственного лица

Актуальные контакты (адрес, телефон)

ИНН, ОКПО, КПП

Подписи директора и главбуха

Печать компании

Сведения об уплаченных налогах

Все вопросы налоговых проверок регулируются статьей 88 НК РФ.

Если будут выявлены нарушения, вам об этом немедленно сообщат.

Типичные проблемы:

  • ошибки в налоговых отчетах;
  • несоответствие данных в поданных документах;
  • несоответствие данных, полученных от вас и от прочих источников.

Как выиграть время, чтобы исправить ошибки в документах

Срок, за который можно исправить ошибки, составляет 5 дней. Если вы подадите сведения позже, ваши счета могут быть заблокированы.

Но журнал “Генеральный Директор” знает как минимум 5 способов выиграть время в ходе налоговой проверки, чтобы привести документацию компании в порядок. Какие это способы? Узнайте из статьи в электронном журнале.

Узнать 5 способов

Внутренние процессы налоговой службы после процедуры проверки имеют следующий алгоритм:

  • акт о результатах ревизии составляется в течение 10 дней;
  • сроки вручения акта налогоплательщику (представителю юридического лица или физлицу) составляют 5 дней;
  • оспаривание результатов проверки возможно в течение 1 месяца;
  • пересмотр дела происходит в течение 10 дней с момента окончания месяца, данного на оспаривание результатов камеральной проверки.

Данные можно обновить с помощью подачи уточненной декларации:

  • лично (в письменном виде);
  • письменно в виде почтового отправления;
  • с помощью телекоммуникационных устройств по сети, если у вас есть заверенная электронная подпись.

Существует также практика углубленной камеральной проверки. В этом случае у вас будут запрошены дополнительные документы, отказать в предоставлении которых вы имеете полное право, если у вас не заявлены следующие условия:

  • налоговые льготы;
  • возмещение НДС;
  • проводились выплаты налогов, связанных с природопользованием и природными ресурсами;
  • физическое лицо, подавшее декларацию, участвует в другом инвестиционном договоре или товариществе.

Результаты камеральной проверки можно оспорить 2 способами:

  • Подача жалобы в вышестоящие фискальные органы. Здесь есть 3 варианта решения вашего вопроса: полная отмена решения нижестоящих органов, частичная отмена или изменение итогов проверки, прежнее решение останется в силе.
  • Подача апелляции в суд, что имеет смысл делать только после обжалования. На это у вас есть 3 месяца с момента, когда вы узнали решение по жалобе. Или истек 1 месяц, выделенный на ответ фискальных органов.

Особенности выездной проверки

В отличие от камеральной проверки, процессу которой подвергается 100 % налогоплательщиков, выездную проходят в среднем 20-25 % организаций. Основная причина – выявленные в ходе камеральной проверки нарушения, несоответствия и ошибки в расчетах. В этом случае внимание фискальных органов будет сосредоточено на финансово-хозяйственной деятельности организации.

https://www.youtube.com/watch?v=2MPBNtf04Yk

Чтобы избежать ошибок, рисков, штрафов, арест счетов, следует соблюдать правила:

  • проведение репетиционного аудита;
  • регулярная проверка контрагентов по базам 1С;
  • сохранение всех документов в бумажном виде;
  • обоснование сделок с экономической точки зрения.

Процесс выездной проверки имеет следующий алгоритм:

  • принятие решения о проверке главой налогового органа;
  • сообщение об этом организации-налогоплательщику с просьбой предоставить документацию;
  • выезд на место работы.

Сроки ревизии составляют в среднем 2 месяца. Увеличение до 4-6 месяцев возможно в случаях, если организация относится к особо крупным (имеет более 4 обособленных подразделений). Если не были предоставлены требуемые документы или в них обнаружены сомнительные данные, случились форс-мажорные обстоятельства на месте работы.

Любые форс-мажорные происшествия, в результате которых были утрачены необходимые документы, расследуются с привлечением экспертов. Если вы сможете доказать, что налоговые документы утонули, сгорели или были уничтожены другим образом, организации грозит штраф. В настоящее время (согласно судебной практике) практически невозможно доказать, что были уничтожены именно необходимые ФНС сведения.

Во время проверки ФНС имеет право:

  • проводить инвентаризацию (ст. 89 НК РФ) и осмотр помещения (ст. 91, 92 НК РФ);
  • производить истребование и выемку документов и предметов (ст. 93, 94 НК РФ);
  • проводить экспертизу и привлекать сторонних специалистов (ст. 95 НК РФ);
  • опрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  • пользоваться услугами переводчика (ст. 97 НК РФ).

Ограничения ФНС:

  • по месту проведения проверок;
  • по количеству проверок – не более 2 проверок за календарный год и не более 1 за один и тот же период по одним и тем же налогам для предприятия и его филиалов;
  • по периоду проверки – не более 3 лет от года, когда принято решение о проверке;
  • по сверке цен в контролируемых сделках с рыночными.

ФНС в случае возникновения вопросов может приостанавливать выездную проверку неограниченное количество раз. В этом случае сотрудники налоговых органов не имеют права производить какие-либо действия на территории проверяемой организации. Документы, запрошенные ими до перерыва, должны быть предоставлены в указанный срок.

Налоговая проверка может быть приостановлена на срок не более 6 месяцев, если требуется информация от иностранных госорганов, нужна та или иная экспертиза, необходим перевод документации, полученной от зарубежных контрагентов.

Часто при выездной проверке применяется сплошной метод. В этом случае исследуется вся документация организации за исследуемый период. Она включает первичную документацию, кассовые, приходно-расходные книги, декларации, договора.

Должностные лица проверяют, имеет ли организация соответствующую документацию, ведет ли налоговый учет и когда подавала отчеты в ФНС.

В процессе уточняется верность выбранного режима налогообложения, дополнительные сведения, согласно которым производятся выплаты налогов, степень соблюдения законодательства.

Специалисты запрашивают дополнительную документацию и пояснения у налогоплательщика и у сторонних организаций.

Выездной ревизор проверяет реквизиты и правильность составления, полноту и учет документов, а также уточняет объект налогообложения, правильность расчетов и своевременность оплаты.

По результатам проверки проводится встречный или перекрестный анализ совместно с документами сторонних организаций, первичными документами и другими отчетами.

Особенности завершающего этапа выездной проверки

Документом, отмечающим окончание выездной налоговой проверки, является справка в установленной форме. Она выдается в день окончания процесса. В ней должны быть указаны даты ее начала и окончания, а также зафиксирован предмет проверки. Важно, чтобы даты были указаны точно, особенно если проверка приостанавливалась.

Оформление результатов проверки производится ФНС в течение 2 месяцев (для консолидированной группы – 3 месяца) со дня ее окончания в форме Акта, где излагаются факты правонарушения или отмечается их отсутствие.

Требования к акту:

  • составляется на бумаге, на русском языке, имеет сквозную нумерацию, не имеет помарок и подчисток;
  • содержит только документально подтвержденные факты;
  • состоит из вводной, описательной и итоговой частей;
  • акт должен быть подписан сотрудниками налоговой службы, проводившими проверку, и тем, в отношении кого она проводилась;
  • акт должен быть вручен в течение 5 дней (10 – в случае консолидированной группы налогоплательщиков) со дня оформления.

Оспорить результаты проверки можно в течение 15 дней (или 30 для консолидированной группы) после получения акта, предоставив возражения в письменном виде. Также можно приложить документы, обосновывающие ваши возражения.

Итоговое решение принимается начальником налогового органа. Имеется 2 варианта:

  • привлечение к ответственности;
  • отказ от привлечения к ответственности за совершенное налоговое правонарушение. В этом случае могут быть начислены пени или налоги.

Предлагаем ознакомиться с таблицей, где обобщаются сходства и различия камеральной и выездной налоговой проверки, а также представлены основные характеристики процесса в наглядной форме.

Камеральная

Выездная

Проверяющие

Сотрудники местных уполномоченных органов

Сотрудники любого уровня налоговой инспекции

Проверка ведется

За отчетный период

За срок до трех лет

Причины для проверки

Нет необходимости

Нет необходимости

Место проверки

Местные налоговые органы

В проверяемой организации

Кого проверяют

100% налогоплательщиков (юридические и физические лица)

Только юридические лица

Особенности процесса

Ведется проверка предоставленной документации

Производятся действия, разрешенные НК РФ

Регулярность

По мере предоставления документов

Выборочно

Источник: https://www.gd.ru/articles/9997-kameralnaya-i-vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.